ПРОГРАММА элективного курса по литературе Философские «схождения» Ф.М.Достоевского и писателей рубежа XX-XXI вв.


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МО «Верхоянский район»
МБОУ «Эльгетская средняя общеобразовательная школа им. А.Р.Слепцова»
ПРОГРАММА
элективного курса по литературе
Философские «схождения» Ф.М.Достоевского
и писателей рубежа XX-XXI вв.
для 10-11 классов гуманитарного профиля.
Разработала: Климовская Н.А.,
учитель русского языка и литературы
с.Хайысардах2015 г.
Элективный курс
Философские «схождения» Ф.М.Достоевского
и писателей рубежа XX-XXI вв.
При недостаточном времени, отведенного на изучение многогранного и сложного творчества Ф.М.Достоевского, достаточно трудно исследовать его творчество. Писатель сейчас становится более известен и понимаем как философ-парадоксалист, осмыслявший многие противоречия человеческой души и развивший начало отечественной религиозной философии. Без рассмотрения этой основы на уроках литературы в 10-м классе его творчество во многом остается непонятным, а анализ произведений – половинчатым. Элективный курс помогает ввести в школьное изучение творчество мало понятного подросткам классика, философское толкование его произведений, дающее ключ к раскрытию тайн мировоззрения и творческой самобытности писателя, способствует обстоятельному разговору о сложном жизненных вопросах и противоречиях ответах, закономерности соединения которых разгадал гениальный мыслитель.
Элективный курс реализуется при условии добровольности выбора учащимися. Данный курс основан на интеграции философских воззрений Ф.М.Достоевского и писателей рубежа XX-XXI вв., которая соединяет разные литературные эпохи, мировоззрения, взгляды писателя и наших современников. Школьники, нуждающиеся в объяснении реалий, ищущие пути адаптации в противоречивом обществе, мотивированы на анализ размышлений людей, исследовавших мучительные вопросы преодоления себя и адаптации в окружающем мире, дающих возможность достижения компромисса в мире противоречий и конкуренции.
Курс «Философские «схождения» в произведениях Ф.М.Достоевского и писателей рубежа XX-XXI вв.» предназначен для 10-11 профильных классов. Курс основывается на знаниях, умениях и навыках, сформированных у учащихся ранее.
Цель курса:
Формирование на основе диалога с Ф.М.Достоевским и его современными последователями целостного представления о мире и единых для всех исторических эпох закономерностях человеческого общения.
Воспитание, общекультурное развитие учащихся, реализация их творческих способностей и овладение навыками интеллектуальной деятельности.
Заканчивая школьное изучение литературы, одиннадцатиклассники продолжают его самостоятельно. Важно, чтобы приобретенные аналитические навыки послужили основой для полноценного восприятия той литературы, которую они будут читать. То есть введение данного элективного курса содействует решению еще одной важной задачи – воспитания самостоятельного читателя, обладающего духовно-нравственными качествами личности: толерантностью, отзывчивостью и др.
Курс рассчитан на 34 учебных часа в течении учебного года.
Раздел, тема Всего часов Лекций Практических Форма проведения
Введение 1 1 - Лекция
Идея Спасения Ф.М.Достоевского и поиски современных поэтов
Образы и мотивы Спасения души в духовной поэзии конца XX – и начала XXI вв. 2 1 1 Лекция, семинар
Образ Христа, объединяющего души и времена в творчестве Ф.М.Достоевского и современной рок-поэзии 1 - 1 Семинар
Ф.М.Достоевский и современная проза
Взаимоотношения поколений 3 1 2 Дискуссии по группам
Вопрос о разрешении личных, семейных проблем с помощью денежного обогащения 4 1 3 Дискуссии по группам
Тема бытовой неустроенности, пьянства, разгильдяйства 3 - 3 Индивидуальный анализ
Современные преступления и наказания 3 1 2 Дискуссии по группам
Противоречивость человеческой натуры 3 1 2 Дискуссии по группам
Тема идиота-чудака – лишнего человека в современной литературе 4 1 3 Семинар
«Слезинка ребенка» в современной литературе 2 - 2 Дискуссии по группам
Конспекты будущего 4 1 3 Семинар
Современная публицистика о вечной проблеме Спасения
Диалектика идеи смысла жизни, диалог о Спасении 2 1 1 Дискуссии по группам
Ф.М.Достоевский: пророк в своем Отечестве? 2 - 2 Читательская конференция
Всего 34 9 25 Содержание курса
Введение
Ф.М.Достоевский и философская мысль второй половины XIX века. Развитие философско-религиозной идеи писателя о Спасении души: решение национальных проблем насильственным путем и покаяние как единственно приемлемый выход («Преступление и наказание»), возможность личного и общего Спасения человека через покаяние в своих и чужих грехах («Идиот», «Братья Карамазовы»). Противостояние стихии жизни и веры в восприятии «русского сердца».
Ощущение кризиса гуманистических ценностей в современной литературе как итог обострения общественно-политических противоречий конца XX-начала XXI вв. духовно-нравственное осмысление религиозно-философского наследия Ф.М.Достоевского в свете ложных ценностей времени. Общность размышлений о выборе национального пути в философских «схождениях» (термин В.Шкловского) в воспроизведениях классика и современных писателей.
Раздел I. Идея Спасения Ф.М.Достоевского и поиски современных поэтов
Тема 1. Образы и мотивы Спасения души в духовной поэзии конца XX- начала XXI вв. (2ч)
Несостоявшееся Спасение мира героями Ф.М.Достоевского и потребность в Спасении души современного человека и лирических героев рубежа XX-XXI вв. (Стихи С.Аверинцева, О.Николаевой, С.Дмитриева, Л.Миллер)
Тема 2. Образ Христа, объединяющего души и времена, в творчестве Ф.М.Достоевского и современный рок-поэзии (1ч)
Бунт и смирение человека, входящего в новое тысячелетие. От чего и как можно спасти технократический мир («Прогулки по воде», «Мне снилось …». И.Кормильцев). Раздел II. Ф.М.Достоевский и современная проза
Тема 1. Взаимоотношение поколений (3ч)
Поиски общего языка и трудности взаимопонимания. Спасительная роль любви («Время ночь», «Дом с фонтаном», Л. Петрушевская).
Тема 2. Вопрос о разрешении личных, семейных проблем с помощью денежного обогащения (4ч)
Новые персонажи российской действительности. Старые проблемы в новой интерпретации «подлого времени». Проклятие денег, добытых несчастным путем. «Схождения» ситуаций и персонажей («День денег», А.Слаповский; «Басилевск», О.Славникова).
Тема 3. Тема бытовой неустроенности, пьянства, разгильдяйства (3ч.)
Русский национальный характер и поиски национальной идеи. «Плюсы» и «Минусы» «загадочной русской души».
Воздаяние за грехи. Подготовка апокалипсиса и репетиция Спасения мира («Бог в городе», В. Пьецух). тема пьянства как результат неблагополучной жизни («Левая сторона», В. Пьецух).
Тема 4. Современные преступления и наказания (3ч)
Изменения в типологии преступлений. Исчезновения «идейных» преступлений, причины этого. Образы защитников правосудия, их литературные предтечи. Современные Порфирии Петровичи.
Бюрократия, взяточничество, торговля наркотиками – главные пороки коррумпированного общества («Городской тариф», А.Маринина).
Честный детектив в роли спасителя. Невозможность Спасения человека. Честь и достоинство главного героя. Разнообразие произведений и стабильность противостояния, олицетворяемого А.Турецким (Цикл «Марш Турецкого», Ф.Незнанский).
Эффект интеллектуального детектива. Эксперимент по соединению «высокой» и массовой литературы. Ум следователя против хитрости и изворотливости. Дед и внук как связующие звенья разных эпох и охранительных систем. Николас Фандорин – внук и продолжатель дела Эраста Фандорина («Внеклассное чтение», Б.Акунин.)
Тема 5. Противоречивость человеческой натуры (3ч)
Философия подсознания. Художественные открытия Ф.М.Достоевского и их использование в современной литературе. Неосознанность, абсурдность своих поступков как следствие душевного беспокойства за близких («Прощание с сыном», Ч.Айтматов; «Не надо плакать», Б.Екимов). Тема 6. Тема идиота-чудака – лишнего человека в современной литературе (4ч)
Личность в мире антигуманных ценностей. Идиот как Спаситель. Причина алогичности предполагаемого варианта Спасения. Инвалид как герой времени и одновременно лишний человек («Черным по белому», Р.Д.Г. Гальего; «Цапля» А.Слаповский).
Путь индивидуального нравственного спасения – подготовка к общему Спасению. («Минус Лавриков», Р.Солнцев). Одиночество сильных. («Басилевск», О.Славникова).
Обретение современным человеком душевной гармонии в «опрощении». Связь фантастики романа с философией красивой жизни. Искупление своей и чужой вины в произведении. Оздоровление детством. Труд как счастье и наказание за него («Синдром Феникса», А.Слаповский).
Тема 7. «Слезинка ребенка» в современной литературе (2ч)
Дети, лишенные детства, в произведениях Ф.М.Достоевского и современных писателей. Рост детской жестокости, преступности и мстительности в атеистическом обществе («Жизнеописание Хорька», П.Алешковский; «Золотой палач», А.Приставкин).
Тема 8. Конспекты будущего (4 ч)
Предвидение будущего к Ф.М.Достоевского («Легенда о великом инквизиторе», «Братья Карамазовы») и современных писателей. Роль социально перспективного в создании прекрасного мира будущего. Вопрос о справедливости террора во благо. Проблема личного выборв между свободой и счастьем («2017», О.Славникова; «Кысь», Т.Толстая).
Раздел III. Современная публицистика о вечной проблеме спасения
Тема 1. Диалектика идеи смысла жизни, диалог Спасении (2ч)
«Проклятые» вопросы и ответы на них. Противоречия религиозного мировоззрения. Диалог разных сил о сложности и несовершенстве религиозных постулатов («Сон о Боге и дьяволе», Ф.Искандер).
Разноаспектность проблемы Спасения души и ее отражение в современной публицистике. Имена виднейших публицистов, поднимающих вопрос Спасения, идущего к гибели общества.
Боль за происходящее в России («Дневник писателя», Ф.М.Достоевский; «Письма к Тютчевой», В.Пьецух).
Тема 2. Достоевский: пророк в своем Отечестве?
Аргументы противников и защитников религиозно-философских идей Ф.М.Достоевского.