Урок литературы в 8 классе на тему «Художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Кавказ»»


И. А. Бунин. Биография и творческий путь. Художественное своеобразие рассказа «Кавказ».
Цели и задачи урока:
Образовательная:
расширить представления учеников о личности и творчестве И.А. Бунина;
показать особенности творческой индивидуальности писателя;
формировать умение работать с художественной;
развивать навыки анализа текста.
Развивающая:
формировать умение работать с вопросами по тексту;
Воспитательная:
стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;
формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в классе.
Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Кавказ»
№ 1. Назовите героев рассказа И. А. Бунина «Кавказ».
Герои рассказа И. А. Бунина «Кавказ»:
- Герой-рассказчик;
- Любовница рассказчика - жена офицера;
- Офицер, муж героини.
№ 2. Где происходит действие рассказа?
- Действие рассказа происходит в Москве (в гостиничных номерах в переулке возле Арбата) и на Кавказе (Геленджике, Гаграх, Сочи).
№ 3. Опишите психологическое состояние героев во время их свиданий в Москве. Назовите ключевые слова, характеризующие их состояние.
- Герои скрывают свою запретную любовь, наслаждаются ею, как нечто непозволительным.
Рассказчик: стр. 61: «Я воровски остановился в незаметных номерах в переулке [то есть сразу, не зная, места не отыщешь] возле Арбата и жил томительно, затворником – от свидания до свидания с нею». Однако когда она приходила к нему, рассказчик испытывает «жалость и восторг» (стр. 61). Он осознает, что поступает нечестно по отношению к мужу своей любовницы.
- Героиня имеет редкую возможность прийти к рассказчику в гостиничный номер (была у него всего три раза), да и то торопится уйти. Она входит «поспешно», она «бледна», «взволнованна», «голос у нее срывался», «бросив куда попало зонтик», «спешила». Она думает, что муж догадался о ее тайной любовной связи.
- Величайшим счастьем представляется им их тайная поездка к югу.
№ 4. Какими словами героиня характеризует своего мужа?
- Героиня говорит о своем муже-офицере как о подозрительном, на все способном «при его жестоком, самолюбивом характере», честолюбивом офицере.
- Жена не называет мужа по имени, говорит просто «он».
№ 5. Как героиня объяснила мужу причину, по которой ей необходимо поехать на юг?
- Героиня уверила мужа, что поездка на юг ей необходима, так как, по ее словам, умрет, если не увидит юга и моря.
№ 6. В чем заключался тайный план героев?
- Рассказчик и героиня решили (стр. 61) уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совершенно диком месте [возле Сочи] три-четыре недели.
№ 7. Сравните описание московской погоды с описанием природы Кавказа. Какой прием здесь использует автор?
- Москва: стр. 61: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер…».
- Кавказ: стр. 63: «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми цветами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы»… Стр. 63: «Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор…». Стр. 63: «Потом мы уходили на берег, всегда совсем пустой… в знойном сумраке нашей хижины под черепичной крышей тянулись через сквозные ставни горячие, веселые полосы света».
Стр. 63: «Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор…».
Стр. 63: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.
На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две-три недели – и опять Москва!»
Описание речки – стр. 65: «Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!»
При создании московского и кавказского пейзажей используется антитеза – резкое противопоставление художественных образов: сумрачный дождь – горячее солнце, холод – тепло, скученность московских прохожих – пустынный пляж.
Противоположны и чувства героев: в Москве - страх быть увиденными вместе, на юге – наслаждение близостью.
№ 8. О чем условились герои на время отправления поезда?
- Стр. 62: «Мы условились, что я приеду на вокзал как можно раньше, а она как можно позже, чтобы мне как-нибудь не столкнуться с ней и с ним на платформе».
№ 9. Опишите душевное состояние героев во время их отправления в поездку.
Рассказчик:
- Рассказчик признается, что (стр. 61) «всё внутри у меня замирало от тревоги и холода». Он боится быть замеченным мужем своей любовницы, и потому быстро пробежал в вагон поезда, «надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто». В купе он быстро опустил занавеску и наблюдал за отъезжающими через едва открытую щель. Дверь в своем купе запер на замок.
- Когда рассказчик увидел мужа, который провожает свою жену, любовницу рассказчика, он буквально потерял от страха рассудок: стр. 62: «Я отшатнулся от окна, упал в угол дивана».
- Герой не верит свалившемуся на него счастью: стр. 62: «Третий звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение».
- Кондуктору, который проводил героиню в вагон к рассказчику, после того, как тронулся поезд, он «ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку».
Героиня:
- Героиня, войдя в вагон, была ни жива ни мертва от страха, что муж обо всём узнает: она даже не поцеловала рассказчика, а только жалостно улыбнулась.
- Она «совсем не могла обедать» (стр. 62).
- Она боялась, что не выдержит «эту страшную роль до конца» (стр. 62).
- Героиня не чувствует себя в безопасности, так как убеждена, что муж, не доверяя ей, поедет вслед за нею.
№ 10. Опишите мужа героини во время отправления поезда.
- Стр. 62: Муж героини высок, он в офицерском картузе, узкой шинели; на руках – замшевые перчатки.
- Муж героини выглядит уверенным в себе человеком: рассказчик представляет, как он, войдя в вагон, «хозяйственно оглянулся», проверяя, хорошо ли устроена жена в вагоне на время поездки.
№ 11. Как проводили время на Кавказе рассказчик и героиня?
- На Кавказе рассказчик и героиня наслаждались кавказской природой: купались, загорали, наслаждались любовью и не хотели думать о возвращении в Москву.
№ 12. Что в природе стало как бы предвестником трагедии?
- Как раз перед фрагментом текста, в котором говорится о самоубийстве офицера, рассказчик рисует неприятный, мрачный пейзаж: стр. 65: «Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки».
№ 13. Почему фразу героини «лучше смерть, чем эти муки» можно назвать ключевой в идейном отношении рассказа?
- Героиня, уезжая с любовником на Кавказ, думает только о себе: она не осознает, что обрекает внешне спокойного мужа на душевные страдания, судя по всему, ей кажется, что чувствовать и страдать можно только она. И кому лучше смерть, чем такие отношения, - ей или мужу, - это вопрос неоднозначный: ведь именно муж избирает себе вместо жизни по пуле в каждый висок.
№ 14. Как можно расценивать самоубийство мужа: как проявление слабой воли или, наоборот, силы духа?
- Самоубийство мужа можно расценивать по-разному: с одной стороны, он проявил слабость духа, так как не выдержал выпавшего ему жизненного испытания; с другой стороны, он оказался более сильным героини, лишая себя жизни и одновременно предоставляя своей жене возможность наслаждаться чувствами к своему любовнику, быть рядом с ним.
- В начале рассказа он говорит: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера». Он предпочел смерть статусу мужа неверной жены.
№ 15. Что, по вашему мнению, будет чувствовать героиня, когда узнает о смерти мужа?
- Наверное, узнав о смерти мужа, героиня будет чувствовать угрызения совести, так как именно из-за нее он покончил с собой. Но ведь именно ей принадлежат слова «лучше смерть, чем эти муки» (то есть жизнь с мужем-офицером). Может быть, вдова утешится, погруженная в новые чувства к рассказчику.
№ 16. Как вы оцениваете поступок героини? Сопоставьте ее образ с образом княгини Трубецкой из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», с Марьей Троекуровой из романа А. С. Пушкина «Дубровский», Дуней Выриной из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
- В поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» мы видим образ княгини Трубецкой, которая, пренебрегая своими дворянскими правами, отправляется вслед за мужем в Сибирь, обрекая себя на тяжелые, невыносимо трудные условия жизни. Но для нее главное – супружеская честь, и она не может ею поступиться.
- В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Марья Кирилловна Троекурова влюблена во Владимира Дубровского, но ее обвенчали с князем Верейским, и потому, когда Дубровский остановил карету и предложил Марье идти вместе с ним, она отказалась, так как не могла нарушить супружескую верность.
- В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуня Вырина убежала с проезжим ротмистром Минским, в минуту побега не думая об отце, Самсоне Вырине. Разлука с дочерью произвела на станционного смотрителя очень сильное негативное впечатление, и спустя несколько лет после ее побега он умер.
Можно сделать вывод, что в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» и в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим примеры супружеской верности, даже если эти законы семейной жизни ввергают героинь в жизненные трудности.
Образ же Авдотьи Выриной из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» в чем-то похож на образ героини из рассказа И. А. Бунина «Кавказ»: именно из-за их безрассудной любви гибнут близкие им люди: кончает жизнь самоубийством офицер, умирает станционный смотритель Самсон Вырин.
№ 17. Почему, по вашему мнению, у героев рассказа нет имен?
- У героев рассказа И. А. Бунина «Кавказ» нет имен, может быть, потому, что такая ситуация, когда из-за роковой страсти, запретной любви разрушается семья или гибнут люди, - довольно типичная, и для автора важно было показать лишь суть событий и обрисовать черты своих героев, поэтому имена для них необязательны.
№ 18. Как вы считаете, почему И. А. Бунин местом действия в своем произведении избирает именно Кавказ?
- И. А. Бунин местом действия в своем произведении избирает именно Кавказ, с одной стороны, чтобы сопоставить сильные чувства героев-любовников с яркой, выразительной природой Кавказа, а с другой стороны, чтобы усилить впечатление, произведенное на читателя финалом рассказа: красота природы, счастливая жизнь любовников изображаются параллельно смерти. Этим автор подчеркивает разноплановость жизни, одновременное соседство счастья и горя, добра и зла, красоты и безобразия.
Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Кавказ»
№ 1. Назовите героев рассказа И. А. Бунина «Кавказ». № 2. Где происходит действие рассказа? № 3. Опишите психологическое состояние героев во время их свиданий в Москве. Назовите ключевые слова, характеризующие их состояние. № 4. Какими словами героиня характеризует своего мужа? № 5. Как героиня объяснила мужу причину, по которой ей необходимо поехать на юг? № 6. В чем заключался тайный план героев? № 7. Сравните описание московской погоды с описанием природы Кавказа. Какой прием здесь использует автор? № 8. О чем условились герои на время отправления поезда? № 9. Опишите душевное состояние героев во время их отправления в поездку. № 10. Опишите мужа героини во время отправления поезда. № 11. Как проводили время на Кавказе рассказчик и героиня? № 12. Что в природе стало как бы предвестником трагедии? № 13. Почему фразу героини «лучше смерть, чем эти муки» можно назвать ключевой в идейном отношении рассказа? № 14. Как можно расценивать самоубийство мужа: как проявление слабой воли или, наоборот, силы духа? № 15. Что, по вашему мнению, будет чувствовать героиня, когда узнает о смерти мужа? № 16. Как вы оцениваете поступок героини? Сопоставьте ее образ с образом княгини Трубецкой из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», с Марьей Троекуровой из романа А. С. Пушкина «Дубровский», Дуней Выриной из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 17. Почему, по вашему мнению, у героев рассказа нет имен? № 18. Как вы считаете, почему И. А. Бунин местом действия в своем произведении избирает именно Кавказ?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Кавказ»
№ 1. Назовите героев рассказа И. А. Бунина «Кавказ». № 2. Где происходит действие рассказа? № 3. Опишите психологическое состояние героев во время их свиданий в Москве. Назовите ключевые слова, характеризующие их состояние. № 4. Какими словами героиня характеризует своего мужа? № 5. Как героиня объяснила мужу причину, по которой ей необходимо поехать на юг? № 6. В чем заключался тайный план героев? № 7. Сравните описание московской погоды с описанием природы Кавказа. Какой прием здесь использует автор? № 8. О чем условились герои на время отправления поезда? № 9. Опишите душевное состояние героев во время их отправления в поездку. № 10. Опишите мужа героини во время отправления поезда. № 11. Как проводили время на Кавказе рассказчик и героиня? № 12. Что в природе стало как бы предвестником трагедии? № 13. Почему фразу героини «лучше смерть, чем эти муки» можно назвать ключевой в идейном отношении рассказа? № 14. Как можно расценивать самоубийство мужа: как проявление слабой воли или, наоборот, силы духа? № 15. Что, по вашему мнению, будет чувствовать героиня, когда узнает о смерти мужа? № 16. Как вы оцениваете поступок героини? Сопоставьте ее образ с образом княгини Трубецкой из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», с Марьей Троекуровой из романа А. С. Пушкина «Дубровский», Дуней Выриной из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 17. Почему, по вашему мнению, у героев рассказа нет имен? № 18. Как вы считаете, почему И. А. Бунин местом действия в своем произведении избирает именно Кавказ?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Кавказ»
№ 1. Назовите героев рассказа И. А. Бунина «Кавказ». № 2. Где происходит действие рассказа? № 3. Опишите психологическое состояние героев во время их свиданий в Москве. Назовите ключевые слова, характеризующие их состояние. № 4. Какими словами героиня характеризует своего мужа? № 5. Как героиня объяснила мужу причину, по которой ей необходимо поехать на юг? № 6. В чем заключался тайный план героев? № 7. Сравните описание московской погоды с описанием природы Кавказа. Какой прием здесь использует автор? № 8. О чем условились герои на время отправления поезда? № 9. Опишите душевное состояние героев во время их отправления в поездку. № 10. Опишите мужа героини во время отправления поезда. № 11. Как проводили время на Кавказе рассказчик и героиня? № 12. Что в природе стало как бы предвестником трагедии? № 13. Почему фразу героини «лучше смерть, чем эти муки» можно назвать ключевой в идейном отношении рассказа? № 14. Как можно расценивать самоубийство мужа: как проявление слабой воли или, наоборот, силы духа? № 15. Что, по вашему мнению, будет чувствовать героиня, когда узнает о смерти мужа? № 16. Как вы оцениваете поступок героини? Сопоставьте ее образ с образом княгини Трубецкой из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», с Марьей Троекуровой из романа А. С. Пушкина «Дубровский», Дуней Выриной из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 17. Почему, по вашему мнению, у героев рассказа нет имен? № 18. Как вы считаете, почему И. А. Бунин местом действия в своем произведении избирает именно Кавказ?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Кавказ»
№ 1. Назовите героев рассказа И. А. Бунина «Кавказ». № 2. Где происходит действие рассказа? № 3. Опишите психологическое состояние героев во время их свиданий в Москве. Назовите ключевые слова, характеризующие их состояние. № 4. Какими словами героиня характеризует своего мужа? № 5. Как героиня объяснила мужу причину, по которой ей необходимо поехать на юг? № 6. В чем заключался тайный план героев? № 7. Сравните описание московской погоды с описанием природы Кавказа. Какой прием здесь использует автор? № 8. О чем условились герои на время отправления поезда? № 9. Опишите душевное состояние героев во время их отправления в поездку. № 10. Опишите мужа героини во время отправления поезда. № 11. Как проводили время на Кавказе рассказчик и героиня? № 12. Что в природе стало как бы предвестником трагедии? № 13. Почему фразу героини «лучше смерть, чем эти муки» можно назвать ключевой в идейном отношении рассказа? № 14. Как можно расценивать самоубийство мужа: как проявление слабой воли или, наоборот, силы духа? № 15. Что, по вашему мнению, будет чувствовать героиня, когда узнает о смерти мужа? № 16. Как вы оцениваете поступок героини? Сопоставьте ее образ с образом княгини Трубецкой из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», с Марьей Троекуровой из романа А. С. Пушкина «Дубровский», Дуней Выриной из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 17. Почему, по вашему мнению, у героев рассказа нет имен? № 18. Как вы считаете, почему И. А. Бунин местом действия в своем произведении избирает именно Кавказ?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Кавказ»
№ 1. Назовите героев рассказа И. А. Бунина «Кавказ». № 2. Где происходит действие рассказа? № 3. Опишите психологическое состояние героев во время их свиданий в Москве. Назовите ключевые слова, характеризующие их состояние. № 4. Какими словами героиня характеризует своего мужа? № 5. Как героиня объяснила мужу причину, по которой ей необходимо поехать на юг? № 6. В чем заключался тайный план героев? № 7. Сравните описание московской погоды с описанием природы Кавказа. Какой прием здесь использует автор? № 8. О чем условились герои на время отправления поезда? № 9. Опишите душевное состояние героев во время их отправления в поездку. № 10. Опишите мужа героини во время отправления поезда. № 11. Как проводили время на Кавказе рассказчик и героиня? № 12. Что в природе стало как бы предвестником трагедии? № 13. Почему фразу героини «лучше смерть, чем эти муки» можно назвать ключевой в идейном отношении рассказа? № 14. Как можно расценивать самоубийство мужа: как проявление слабой воли или, наоборот, силы духа? № 15. Что, по вашему мнению, будет чувствовать героиня, когда узнает о смерти мужа? № 16. Как вы оцениваете поступок героини? Сопоставьте ее образ с образом княгини Трубецкой из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», с Марьей Троекуровой из романа А. С. Пушкина «Дубровский», Дуней Выриной из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 17. Почему, по вашему мнению, у героев рассказа нет имен? № 18. Как вы считаете, почему И. А. Бунин местом действия в своем произведении избирает именно Кавказ?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------