Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе на уроках немецкого языка. Игровая технология


Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе на уроках немецкого языка

Учитель немецкого языка Неретина Галина Федоровна МБУ «Школа №44» г.о. Тольятти
Игровая технология
Игровые технологии я использую в основном в начальной школе на занятиях внеурочной деятельности и в 5-6-ых классах. 5 класс - переходный этап в жизни детей из начальной школы - в среднее звено, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с немецким языком не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я стараюсь увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Работа на уроках проходит по-разному, с использованием разных методик, приемов и технологий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребят, а также то, что в классах учатся дети с разными возможностями.
Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов:
a) подготовки учащихся;
b) изучаемого материала;
c) конкретных целей и условий урока.
Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения иностранным языкам Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

Систематически провожу различные игровые уроки:
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках немецкого языка я использую подготовительные игры: языковые, фонетические, орфографические, лексические, грамматические.
a) Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления. Это: решение « Кроссвордов», «Четвертое лишнее», «Составь слово, восстанови слово, фразу, предложение»; и т.д. Нередко эти задания даются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, то есть по уровням сложности. Такая работа проходит по определенным правилам;
b) Творческие игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и умений.
В начальной школе и среднем звене применяю языковые игры:
1 Языковые игры
1.1 Фонетические игры
1. «Какое слово звучит?» Цель: формирование навыка установления адекватных звукобуквенных соответствий. Ход игры: обучающимся предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
1.2 Орфографические игры
«Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: g.t, schle.ht.
1.3 Лексические игры
1. «Озвучивание картинки». Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи. Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
1.4 Грамматические игры
1. «Модальные глаголы». Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи. Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.
С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
2 Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
1. «Угадай слово»
Ход игры: учитель дает описание стадиона, бассейна, спортивной площадки, спортивной игры. Учащиеся должны догадаться, о чем он говорит, и назвать слово. Игру можно провести с применением наглядности. Например: по теме «Спорт» в 7 классе, детям предлагается игра «Угадай слово».
Hier treiben die Kinder Sport.
Sie laufen um die Wette.
Die Jungen spielen Fussball.
Die Mдdchen spielen Wolle
2.. «Снежный ком»
Наглядные средства: мягкая игрушка-заяц.
Ход игры: один из учащихся берет в руки игрушку, называя тот вид спорта, в который он любит играть. Затем он передает зайца другому учащемуся, который, в свою очередь, должен повторить предложение предыдущего и добавить свое слово.
Ich spiele Fussball gern. Und du?
Ich spiele Fussball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?
Ich spiele Fussball gern. Ich spiele Eishocky gern. Ich spieleТennis gern. Und du ? и т.д.
3. «Угадай» Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления вопросительной формы (общий вопрос).
Наглядные средства: конверт с картинками. Ход игры: Ученик выбирает конверт, вынимает картинку и сообщает классу, кто изображен на ней. Учащиеся должны догадаться, что данное лицо/животное делает, задавая общие вопросы. Угадавший получает право выбрать конверт.
Ist das ein Bдr schwimmt er? Isst er Honig?
Ist das ein Elefant? Ist er groЯ? Ist er grau?
Ist das ein Wolf? Ist er schwarz? Ist er bцse?
Ist das ein Sportler? Treibt er Sport? Ist er sportlich?