План урока по русской литературе на тему: «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблематика романа.


Тема: «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблематика романа
Цель:
- познакомить учащихся с историей создания, особенностями композиции и жанра романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», раскрыть систему образов, дать представление об «онегинской строфе»;
- развивать образное мышление, аналитические способности, память, речь;
- воспитывать любовь к чтению, формировать читательскую культуру.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Это лучшее мое творение.
А.С.Пушкин…вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
1. Дискуссия
Учащиеся дают ответ на вопрос домашнего задания:
В чем вы видите актуальность повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»?
Ответы обсуждаются и уточняются в дискуссионной форме.
2. Беседа
- Как автор представляет нам своего героя?
- О чем лирические отступления первой главы?
- Чем интересна деревня, в которой оказался герой?
- Как автор характеризует дружбу Онегина и Ленского?
- Чем отличаются Ольга и Татьяна?
- Каково семейство Лариных?
- Каким было первое свидание Онегина и Татьяны?
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Слово учителя
- Роман «Евгений Онегин» - произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет - с мая 1823 по сентябрь 1830 г. (7 лет, 4 месяца, 17 дней) в Кишиневе, Одессе, Москве, Михайловском, Болдино. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни».
2. Сообщение заранее подготовленных учащихся
История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался - из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина». Некоторые стихотворения («Демон», «Свободы сеятель пустынный...») возникли из черновиков романа.
Сообщая П.А. Вяземскому о начале работы над «Евгением Онегиным» в письме 4 ноября 1823 г., Пушкин писал: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Через несколько дней он писал А.А. Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя». В письме А.И. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью». В январе 1824 г. Пушкин писал брату, что Н. Раевский не понял «Онегина»: «Он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру», а 24 марта 1825 г. в письме А. Бестужеву утверждал: «Где у меня сатира? О ней и помину нет в «Евгении Онегине». Из приведенных цитат видно, что Пушкин колебался в определении жанра (роман - поэма - роман в стихах?) и в отношении автора к изображаемому им (сатира - отказ от сатиры?). Когда в 1825 г. появилась в печати первая глава «Онегина», на титульном листе стояло: «Роман в стихах». Это определение Пушкин сохранил во всех последующих изданиях.
Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов. Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он ее уничтожил.
Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 г. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.
Роман Пушкина не просто написан стихами - он разделен на равные отрывки - строфы. Пушкин изобрел для своего романа особую, никогда прежде в мировой поэзии не встречавшуюся строфу, которую стали называть «онегинской». Она, подобно сонету, состоит из 14 строк, особым образом организованных. Пушкин как бы играет разными способами рифмовки, и это приводит к исключительному разнообразию интонаций, создает впечатление непосредственного разговора автора с читателем. Впечатление непосредственного, живого разговора автора и читателя придает повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.
С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа.
3. Работа с учебником
Работа со статьей учебника «Понятие о реализме» (стр. 308-311).
4. Слово учителя
Своеобразие композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа.
Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».
В романе две сюжетные линии:
1) Онегин – Татьяна;
2) Онегин – Ленский.
Композиция:
Глава 1 - развернутая экспозиция
Глава 2 - завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).
Глава 3 - завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).
Глава 6 - дуэль (кульминация и развязка II линии).
Глава 8 - развязка I линии.
Открытость романа - важная композиционная особенность. Необычность развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден...
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел...
- Развязка I линии:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.
Основной принцип организации романа - это симметрия (зеркальность) и параллелизм
Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.
При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя» - говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность характера Татьяны противопоставляется натуре Онегина.
При первом объяснении с Татьяной и в письме Онегин говорит вещи прямо противоположные:
- Но я не создан для блаженства,
Ему чужда душа моя.
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я... - Пред вами в муках замирать
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
А Татьяна остается верна себе:
Я вас люблю (к чему лукавить?)...
- Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.
- Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 -й и 8-й главах).
- Ось симметрии - сон Татьяны (глава пятая).
Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:
Глава первая - Петербург - жизнь Онегина.
Глава вторая - деревня - жизнь Татьяны
Основная композиционная единица романа - глава
Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета. Строфа - более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.
Композиционная роль лирических отступлений
1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума...
2. Разный размер лирических отступлений:
- от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)
- до нескольких строф (глава первая – LVII-LX).
3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало главы восьмой:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал...
Конец главы первой:
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:
- перед объяснением с Онегиным;
- перед сном Татьяны;
- перед дуэлью.
6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.
Композиционная роль пейзажа
Показывает ход времени в романе. Характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны.
Роль вставных элементов
1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.
2. Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.
3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе:
- песня девушек - перед объяснением с Онегиным;
- сон - перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.
Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.
Авторское отношение к композиции
Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно - поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики поэта. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.
5. Беседа
Система образов романа «Евгений Онегин»
- Кого можно считать главным героем романа? Почему?
- Попытайтесь определить роль второстепенных и внесюжетных персонажей?
- Что позволяет автору объединить всех этих героев в одном романе?
Онегину предназначалась роль центрального персонажа, который, подобно магниту, «притягивал» бы разнородный жизненный и литературный материал. Силуэт Онегина и силуэты других персонажей, едва намеченные сюжетные линии по мере работы над романом постепенно прояснялись. Из-под густых наслоений черновых записей проступали («дорисовывались») контуры судеб и характеров Онегина, Татьяны Лариной, Ленского, был создан уникальный образ - образ Автора.
Образ Автора
- Портрет Автора скрыт. Попробуйте представить его внешность - кроме белого пятна, перед вами не возникнет ничего. Мы немало знаем об Авторе - о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах и даже о винах, которые он любит. Но Автор в «Евгении Онегине» - это человек без лица, без внешности, без имени.
Автор - повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным - грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор - это художественный образ. Соотношение между Автором и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека в литературном произведении и его прототипом в реальной жизни.
Образ Автора - автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляд на литературу являются отражением пушкинских.6. Работа с опорной схемой
В центре системы художественных образов
Онегин Татьяна Ленский
183261011430000297180011430000434721011049000Представляют определенную категорию общества
«Высший свет» Патриархальное Дворянство
дворянство
Являются образцами определенного нравственного,
духовного, литературного типа

«Лишний человек» Идеал «Романтическое«русской души» создание»
313436045720006858006223000
Объединяются автором = действующим лицом
Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени.
Автор
- Незримо присутствует всегда и везде.
- Принимает участие в судьбе героев.
- Делится с читателем своими мыслями и чувствами.
- Рассуждает о нравах и морали общества.
Сюжет
262890095250012566659525001 особенность
233045145415Онегин - Татьяна
00Онегин - Татьяна
3086735196215Ленский - Ольга
00Ленский - Ольга

служит для развития основного
конфликта романа не развивается, помогает Татьяне понять Онегина
2 особенность
Главное действующее лицо –повествователь =
225996524130001155065241300043434002413000
Спутник Онегина
Антипод Ленского-поэтаЗащитник «Татьяны милой»
= лирические отступления - составная часть сюжета
3 особенность
Образ повествователя раздвигает границы конфликта - в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.
Действие – около трех с половиной лет.
Место действия – Петербург, деревня, Москва.
Проблематика романа
Судьба молодого поколения, проблема выбора жизненного пути, проблема воспитания, образования, долга перед обществом, нравственные проблемы. Через показ драмы Онегина и судеб других персонажей - к судьбе всего молодого поколения.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Работа с текстом. Анализ «онегинской строфы».
- «Евгений Онегин» выглядит как роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба - излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb СCdd Effе gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными - мужские).
14 строк: 4+4+4+2. Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием):
Хранили многие страницыа
Отметку резкую ногтей;b – перекрестнаяГлаза внимательной девицыа
Устремлены на них живейbТатьяна видит с трепетаньем,сКакою мыслью, замечаньемс – парная (смежная)
Бывал Онегин поражен,d
В чем молча соглашался он.d
На их полях она встречаете
Черты его карандаша, f – кольцевая (опоясывающая)
Везде Онегина душаf
Себя невольно выражаете
То кратким словом, то крестом,g – смежнаяТо вопросительным крючком.g
Онегинская строфа, написанная 4-стопным ямбом, гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации:
- эпические, повествовательные;
- разговорные.
Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек.
Происхождение онегинской строфы
«Евгений Онегин» - роман-эксперимент. Белинский говорил, что это «роман в стихах, когда порядочного романа в прозе не было». Жанр «свободного романа» в соединении с онегинской строфой позволяет плавно переходить от эпического повествования к лирическим отступлениям.
Композиционная роль строфы
Строфа - единица композиции. Каждая строфа - законченное по смыслу и форме маленькое произведение.
Задание
- Найдите из разных мест романа строфы и проанализируйте их по приведенной схеме.
V. Этап информации о домашнем задании
Подготовиться к разговору об Онегине и Ленском (найти строфы, характеризующие героев и их взаимоотношения, проанализировать их).
Индивидуальные задания учащимся.
VI. Этап рефлексии