Конспект урока литературы по теме Своеобразие жанра романа в письмах. Петербург Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского


Астапкова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы Фёдоровской средней школы, Узункольского района, Костанайской области.

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Своеобразие жанра романа в письмах. Петербург Н.В.Гоголя и Ф М. Достоевского.
Цели: Совершенствовать литературные умения старшеклассников; отрабатывать навыки анализа художественного текста; развивать исследовательскую культуру; способствовать воспитанию уважения к человеческой личности; привить читательский интерес к творчеству писателя.
Оборудование: портреты Н.В.Гоголя и Ф М. Достоевского, иллюстрации
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка дом.зад. (обучающиеся читают написанные дома эссе «Моё любимое письмо в «Бедных людях»)
3. Сообщение темы и цели урока. (Формулируют учащиеся). Какие вопросы вы бы подняли сегодня на уроке, чтобы лучше понять роман? Вступительное слово учителя.
- Вы прочли роман “Бедные люди” и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо. Какова же главная тема творчества этого автора? (Человек и его внутренний мир)
Мы поговорим ещё и об эпистолярном жанре. Эпистолярный жанр (от греч. эпистола – послание, письмо) – один из древнейших жанров в литературе. Он возник еще во времена античности. Одним из первых произведений, написанных в этом жанре, считается послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии. По определению Аристотеля – философа, писателя, ученого - эпистолярная форма «позволяет автору оставаться самим собой». 
В средние века эта форма развивалась как публицистический жанр - в переписке высказывались и обсуждались актуальные идеи времени. Особенно любима форма письма была в эпоху сентиментализма, так как она позволяла раскрыть внутренний мир человека, его чувства.  Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (1845) – центральное произведение раннего периода его творчества. Он написан в эпистолярной форме в виде переписки чиновника Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой. Можно сказать, что это своеобразная лирическая исповедь. Бедность, полное бесправие и унижение человеческого достоинства «маленького человека» изображены здесь с поразительными подробностями и огромной художественной силой.      В.Г. Белинский назвал «Бедных людей» подлинно социальным романом. Герой Достоевского смутно ощущает, что причина его личной трагедии порождена социальными условиями. Девушкин готов взбунтоваться против богатых и сильных, но тут же к нему приходит осознание собственной незначительности и необходимости смирения перед судьбой. В этих противоречиях - зерно одной из важнейших проблем всего последующего творчества Достоевского - проблемы бунта и смирения.  Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию «бедных людей», их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.
4. Поговорим о прочитанном. 
- Почему Макара Девушкина можно назвать маленьким человеком?
- Чем похожи Акакий Акакиевич Башмачкин и Макар Алексеевич девушкин?
- Что значит в жизни Девушкина Варенька Добросёлова?
- Перескажите историю её жизни.
- В чём перекликаются судьбы главных героев?
- Опишите жильё Макара Девушкина. 5. Составление характеристики главных героев по группам.

Варенька Добросёлова
Макар Девушкин

Семнадцатилетняя сирота, дальняя родственница Макара, у которой позади только горе. Живёт в удобной и дорогой квартире, которую ей снимает Макар. Варенька живет тем, что берет шитье на дом. Её спасает от однообразной жизни любовь к чтению. Понимая непосильность для Макара материальных забот о себе, соглашается на брак с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье.
Титулярный советник. 47 лет. «Смирненький», «тихонький», «добренький» - предмет постоянных насмешек окружающих. Он счастлив, обретя сердечную привязанность. Отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты Вареньке. Он работал и писал, и ходил, и гулял оттого, что Варенька жила поблизости и ему было ради кого жить.



Письма, которые они пишут друг другу, не предназначены для чужих глаз, они составляют сокровенную тайну души и сердца, в них раскрываются чистые и возвышенные чувства героев. Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют развитию переписки (вместе с тем это является и её мотивировкой, то есть оправданием жанра романа в письмах). Живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеться часто. Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию «бедных людей», их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.  Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность. 6. Построение Диаграммы Венна. Петербург Н.В.Гоголя и Ф М. Достоевского.







 
Вывод:  Таким образом, эпистолярный жанр в русской литературе представлен высокохудожественными образцами – романами Карамзина, Пушкина, Достоевского. Он способствовал развитию русской литературы, ее психологической и социальной линии, принципов гуманизма великой русской литературы.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что вы чувствовали, когда читали письма Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой?
- Любите ли вы писать письма? Почему да или нет?
8. Дом.зад.: Напишите письмо другу с впечатлениями о “Бедных людях” и героях романа.
Прочитать рассказ А.Грина «Зелёная лампа»

Петербург Н.В.Гоголя
Виноват петербургский климат, сильный враг – петербургский мороз. Пустынные улицы даже и днём не так веселы, а тем более вечером.

Главные герои – бедные люди

Петербург Ф М. Достоевского
Атмосфера безысходности, уныния и раскаяния. Город «гнилой», «сердитый», «тоскливый».