Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе на уроках немецкого языка.ТРКМ- техно- логия развития критического мышления через чтение и письмо



Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе на уроках немецкого языка

Учитель немецкого языка Неретина Галина Федоровна МБУ «Школа №44» г.о. Тольятти

Название технологии
Обоснование выбора
Системность использования
(периодичность, тип урока, этап изучения темы
этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и
т.д.)

ТРКМ-
техно-
логия развития критического
мышления через
чтение и письмо
Основной целью изучения предмета немецкй язык является сформированность различных видов компетенций: языковой (практическое владение немецким языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм), лингвистической (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо , умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания).
.Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как образовательной системы остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В целях упорядочения системы действий я применяю методики активного обучения, когда все участники оказываются вовлеченными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. В своей работе я применяю технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Когда я впервые познакомилась с этой технологией, я не сразу поняла, насколько она эффективна. Эту методику я стала применять в своей практике поэтапно. Выяснилось, что главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов. Процесс работы показывает, что у большинства учащихся эти компетенции сформированы недостаточно. Стало понятно, что современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение, связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления через чтение и письмо.
В результате применения данного опыта у учащихся:
-формируется новый стиль мышления;
-развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность;
-формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации;
-стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.
Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, письма, говорения) в их единстве и взаимосвязи.





Данную технологию использую систематически. Все учебные занятия строю в соответствии с технологической цепочкой:
Стадии

Вызов
Осмысление
Рефлексия

Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
Побуждение ученика к активной деятельности.

Идёт непосредственная работа с информацией.
Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Приемы

-“Кластер”.
-Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
-Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
-“Дерево предсказаний”.
-“Ромашка Блума”.
-“Верные и неверные утверждения”.
-“Верите ли вы?”.
-“Корзина идей”.
-Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
-“Синквейн”.
-Зигзаг

-Чтение с остановками
-Создание ментальной карты
-Древо предсказаний
-Трехчастный дневник.
-Инсерт – приём маркировки текста определёнными значками, чтобы снять проблему понимания текста. Во время ознакомительного, поискового чтения необходимо делать на полях пометки в виде значков, а потом оформить в таблицу.
V – знал раньше
+ - новое
- противоречит тому, что я думал
? – непонятно
! – интересно
Учащимся надо понять текст и выполнить упражнение к нему. Например, найти немецкие эквиваленты по теме: «Каникулы и книги» в девятом классе.
Мы были в музее, - сказал он. – Видели последнюю книгу.
Теперь стена была пуста и покрашена в белый цвет, чтобы можно было завести новый пластиковый телевизор.
Нам нельзя было к ней прикасаться. Она лежит под стеклом.
Ответить на вопросы по тексту:
Warum heisst der Text „Das letzte Buch“?
Warum bleibt in der Welt nur ein Buch?
Lesen die Menschen Bucher? Was machen die Mensсhen?
-Заполнение кластеров, таблиц
-Установление причинно-следственных связей между блоками информации
-Возврат к ключевым словам, верным и не к верным утвержденям
- Ответы на поставленные вопросы
- Организация устных и письменных круглых столов
- Организация различных видов дискуссий
-Написание эссе


При изучении материала к уроку немецкого языка по теме «Дружба русского и немецкого народов, традиции, обычаи и нравы.», посвященному 25-летнему юбилею содружества городов-побратимов Тольятти- Вольфсбург в 11 классе, использовали таблицу
Знаю
Хочу знать
Узнал


1Wo liegt die Stadt Wolfsburg?
Wolfsburg liegt in Niedersachsen.

2. Deutschland
liegt in der Mitte Europas.
2Wie ist die Geschichte von Wolfsburg?

Die Geschichte
von Wolfsburg
begann im 13. Jahrhundert.

3.Sechszehn Bundeslдnder sind in der BRD.
3Wie sind die Sehenswurdigkeiten der Stadt?
Die Sehens-wurdigkeiten der Stadt sind
das Schloss Bartensleben, das Auapark Arena, das wissenschaftliche Zentrum «Feno»

4 Die Hauptstadt der BRD
ist Berlin,das
an der Spree
liegt.
4Ich mochte die Geschichte des Autowerkes«Volkswagen»wissen.
Die Geschichte des Autower-kes
«Volkswagen»
ist interessant.

5. Die deutschsprachigen Lдnder sind Nachbarstaaten der BRD.
5Wann begann Freundschaft zwischen Wolfsburg und Togliatti?
Freundschaft zwischen Wolfsburg und Togliatti begann vor 25 Jahren.


Систематически провожу:
I. Урок «открытия» нового знания
1)этап мотивации
2) этап актуализации и пробного учебного действия
3) этап выявления места и причины затруднения
4) этап построения проекта выхода из затруднения
5) этап реализации построенного проекта
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8) этап включения в систему знаний и повторения
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке -
II. Урок-исследование
III. Урок рефлексии


15