Конспект урока по ОРКСЭ на тему Род и семья – исток нравственных отношений (4 класс)


Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений.
Цель урока: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи урока:
Обучающие 
раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;  
представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.
Развивающие 
развивать речь, внимание, мышление, память;
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные 
воспитывать любовь и уважение к своей семье; 
воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.
Планируемые результаты
дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
(слайд 1)
2. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете русскую пословицу: "Вся семья вместе, так и душа на месте»?
Дети высказывают своё мнение.
- В конце урока мы опять вернёмся к этой пословице.
3. Постановка проблемы.
Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат? Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему ты радуешься, странник»? - спросила я. И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила… -
(слайд 2)
-Почему свет звездочки разный?
-Что она чувствует?
- Чего не хватало звездочке?
- О чем спросила Луна звездочку? Что бы ей хотелось иметь? Как бы вы продолжили сказку?
«Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна…»! Семья! (слайд 3)
4. Формулировка темы урока. Постановка целей и задач урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слайд 4)
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека.
5. Работа по теме урока.
Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово? (слайд 5)
Игра «Ассоциации» Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение: «Семья – это…» (высказывания детей). (слайд 6)
Семья – это родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят. Семья – это дом, в котором меня всегда ждут и любят. В семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым. Семья – это мама, папа, дети. Это счастье, радость каждого человека, забота о близких. Семья – это свет, дом и самые желанные мечты. Семья – это где вас поймут, где на вас надеются, где вас не забудут никогда. Семья – это надежда, опора, ласка, добро, дружба, радость жизни со своими родными. Семья – это родные люди, которые живут в мире и согласии, которым можно доверять свои секреты. (слайды 7,8)
Игра «Построим дом» -С чего начинается семья? Что делает семью крепкой, дружной, счастливой? Подумайте, посоветуйтесь и выберите критерии «Счастливой семьи».
На доске «кирпичики» со словами: любовь, доверие, согласие, милосердие, забота, гордость, искренность, семейные традиции, понимание, злость, обида, драка, ссора, жадность. Дети выбирают нужные «кирпичики» и строят дом. Проверка работы по слайду. (слайд 9)
Физминутка. А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты».
Встаньте те - кто похож на папу? Аплодисменты! - кто похож на маму? Аплодисменты! - кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты! - в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты! - у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты! - к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты! - кто помогает родителям по дому? Аплодисменты! - кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!
Составление правил поведения в семье. (слайд 10)
-Послушайте текст.
- Как складывались отношения в семье? Выделите главное.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Дети почитали родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, делами дочерей мать. Власть родителей на дочерей распространялась до их выхода замуж. Ни дочь, ни сын не могли покинуть родительский дом по своему желанию. Особое значение всегда придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится. Родительское благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и перед каким-либо ответственным делом (закладка дома, первый выезд в поле и др.). Народная мудрость поучала: «Живы родители почитай, умерли поминай».
Работа в группах. Дети составляют предложения из двух частей. Зачитывают и объясняют правила. Проверка работы по слайду 11.
Правила поведения в семье.
Настоящие сын и дочь…………………………………………..берегут покой родителей.
Настоящие сын и дочь…………………………………………. заботятся о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, …………………………………………когда родители трудятся.
Не вступайте в пререкания………………………………….. со старшими.
Не выражайте недовольство тем,………………………… что у вас нет той или иной вещи.
Не допускайте, чтобы мать давала вам то, ……………что она не может позволить себе.
Не делайте того, что осуждают старшие,……………… - ни на их глазах, ни где-либо ещё.
Нельзя садиться обедать, …………………………………….не пригласив старших.
Нельзя оставлять …………………………………………………старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя
6. Проверка понимания обучающимися материала.
Притча «Ладная семья» Прочитайте притчу. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. - Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…
- Как вы думаете, какие слова написал старик? - Из всех названных вами слов, выберите только три. (высказывания детей)
Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. Прочел Император, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да ответил старик: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение, - это и есть основа всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
7. Итог урока.
-Попробуйте своими словами объяснить смысл пословицы: "Вся семья вместе, так и душа на месте»?
8. Рефлексия. (Звучит музыка «Гимн семьи»)
Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются ромашки.) Нарисуйте в середине ромашки смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.