Урок ОРКСЭ «Стыд, вина и извинение.»


Тема конспекта урока по светской этике: «Стыд, вина и извинение»
4 класс
Учитель начальных классов Ваничкина Татьяна Игоревна
Кадетская школа № 1778, Северо-Восточного округа
Москва 2014
Тема: «Стыд, вина и извинение»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, мотивировать осознанное нравственное поведение.
Задачи:
- ознакомить учащихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
-развивать ответственность за свои поступки, признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложное проявления;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.».
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг. момент Звучит песня «Улыбка»
-Вспомните, кому вы улыбнулись сегодня? Жизнь от ваших улыбок
стала радостней и добрей. Утром улыбнулись родителям, в школе другу
2.Проверка домашнего задания Вспомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Как оно звучит? О золотом правиле нравственности
Не делай того, что сам считаешь злом
3.Подготовка к восприятию нового материала Работа над репродукцией картины «Опять двойка».
- Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства.
- Ребята, внимательно рассмотрите картину.
-Кто является главным героем? 
-Какие чувства испытывает мальчик? 
-Что выражает взгляд матери?
-Что выражает взгляд сестры?
-Как она учится?
-Что можно сказать о младшем брате?
- Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? 
- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски. Мальчик
Стыд, вину, огорчение, обиду
грусть
осуждение
хорошо
Едет на трехколесном велосипеде и смотрит ехидным взглядом
серые, тёмные, мрачные
4.Сообщение темы и цели урока -Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.
5.Работа над новым материалом Работа с понятиями «стыд», «вина», «извинение».
-Ребята, как вы думаете, что такое стыд? 
-Давайте обратимся к словарю
Прослушивание рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».
Обсуждение рассказа.
-Почему заплакал Ваня?
-Что он чувствовал?
-Чувствовали вы когда-нибудь стыд?
-Какие поступки вызывают эти чувства?
существует множество причин для переживания чувства стыда.
Работа с текстом учебника. Откроем стр.44-45
 - Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает?
 - Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.
Чтение отрывка обучающимися.
-А как объясняет это слово словарь?
Вина – 1.Проступок, преступление.
 2. Причина, источник чего-либо неприятного.
 - В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?
   - Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? 
-А что такое извинение?
Извинение – основание для оправдания.
-Как нужно правильно просить прощение?
Существует множество причин для переживания чувства стыда.
Но существует и такое понятие - ложный стыд.
Как вы понимаете это?
С таким проявлением стыда нужно бороться

А как можно отвечать на извинения?
ответы учащихся
Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совестиЕму было стыдно
Вину и стыд
Да
Ответы учащихся?
ответы детей
обидел маму, друга, что-то не выполнил
извиниться
Извиняться нужно чаще
Удостовериться ,что человек знает, за что Вы извиняетесь
Не употреблять слово «извиняюсь», а говорить - «извините»
Я не хотел тебя обидеть
Стыда не должно быть ,когда не понятно на уроке и нужно спросить учителя
Я тебя прощаю
Не стоит извинения
Хорошо
6.Закрепление основных понятий урока.
Игра «Доскажи словечко»
-Легче на душе
становится, когда тебя ….  
Прощение дает нам свободу от чувства…
Расположите слова по порядку
СТЫД---ВИНА----- РАСКАЯНИЕ--------ИЗВИНЕНИЕ-------ПРОЩЕНИЕ
прощают
вины
7.Домашнее задание.
    1.Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .8.Итог урока О каких чувствах мы говорили на уроке? 
 -Сейчас подведём итог нашего занятия. Дополните предложения:
-Я знал, что ... .
-Я узнал, что ... .
стыд, вина, извинение, ложный стыд
ответы учащихся