Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме Стыд, вина, извинение




Москва 2013 г.

Технологическая карта урока


1. Общая часть

Предмет
ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс
4

Тема урока
Стыд, вина и извинение.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Понимание стыда и вины как нравственного регулятора поведения. Понимание значения извинений и прощения.
П. Способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности. Овладеть знаниями, что такое стыд, вина, извинение. Умение осуществлять поиск информации по теме.
Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
К. Умение работать в малой группе.Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми.
Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как человека, способного признавать вину и исправлять ее.
Развитие ответственности за свое поведение и слова

Цель урока
Формирование у учащихся представлений о стыде и вине как регуляторах поведения людей

Основные понятия, изучаемые на уроке
Стыд, ложный стыд, вина, извинение, прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке
Компьютер, телевизор,

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
Картина А. Решетникова "Опять двойка", картина Рембранта Возвращение блудного сына", Притча о блудном сыне"(мультфильм)Сайт "смысл жизни"




Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД

10мин
Проверка готовности к уроку.
Психологический тренинг.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла.
Проверка домашнего задания.
-Вспомните «золотое правило» нравственности.
(«Не делай другим того, что сам считаешь злом».)
-А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
На доске составляется схема:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Внимательно рассмотрите картину А. Ф. Решетникова "Опять двойка".
-Кто является главным героем?

-Какие чувства испытывает мальчик? Как вы думаете, почему?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
-Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
-Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
- А вам приходилось когда-нибудь испытывать стыд? В каких ситуациях? Как при этом вы себя чувствовали?
- А переживали ли вы чувство вины?
- Как человек при этом себя чувствует?
- Легко ли извиниться или попросить прощение?
- - Как вы понимаете, что такое стыд?
Прочитаем, как определяют это слово авторы учебика -стр. 44.
-Совпали ли ваши представления о понятии «стыд» с объяснением в учебнике?
Найдите в учебнике ответы на вопросы:
1) Как можно вызвать стыд?
2) Что такое "ложный стыд"?










П. подведение под понятие















Р. целеполагание







К. построение понятных высказываний, умение вести диалог



П. поиск информации

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД

15мин
У знаменитого голландского художника Рембрандта есть картина «Возвращение блудного сына».
В ее основе лежит библейский сюжет - «Притча о блудном сыне». ( дети смотрят мультфильм продолжительностью 7 мин.)
-Какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
- Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины.
-Чьи фигуры изображены в центре картины?
-Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из лёгких?
-Что говорит о его раскаянии?
-Каким чувством проникнут отец?
-Что выражают лица стоящих рядом?

Учитель:
- Выберите из данных слов антоним к слову стыд: огорчение, грусть, тяжесть на душе, вина.
-Давайте узнаем об этом чувстве подробнее.
- Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.
- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?
-Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем-то провинился?
- Найдите в тексте учебника и добавьте свои слова-извинения.
Извините, пожалуйста.
Простите.
Приношу свои извинения.
Я был не прав, простите.
Я не хотел вас обидеть, простите.

Наряду с умением извиняться, важно уметь и прощать. Есть люди, которые легко прощают. А есть люди, которым прощать трудно, которым надо этому учиться. Это зависит от индивидуальных качеств человека.

Как можно вежливо ответить, когда у вас просят прощения или извиняются?
Хорошо.
Принимаю Ваши извинения.
Пожалуйста.
Я не сержусь.
Я не обиделся.
Давайте забудем об этом.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: овладение логическими действиями



Этап 3. Практикум

Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД

7мин.
Вернёмся к картине "Возвращение блудного сына"
Представьте себя корреспондентом, берущим интервью. Какие вопросы вы задали бы героям картины? Обсудите в группах.

К. работа в малой группе



Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции
Формируемые УУД

8мин.
(Учащиеся обсуждают, затем представитель каждой группы зачитывает свои вопросы). Например:
- «Отцу»: Что вы почувствовали, когда младший сын ушёл из дома?
-Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося сына домой?
-«Блудному сыну»: Что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью? Как изменится впоследствии ваше поведение?
-«Старшему брату»: Каково ваше отношение к брату?
-«Друзьям семьи»: Чего заслуживал блудный сын? Кто достоин восхищения в этой ситуации?
-«Художнику»: Почему вы решили создать эту картину? Чем вас затронула эта история? и т. д.

- Вернемся к репродукции картины Решетникова. Как вы думаете, попросит ли мальчик прощение у мамы? Какие слова при этом скажет?
-Может ли эта история иметь продолжение? Попробуйте дома придумать продолжение этой истории. Используйте пословицы и поговорки. Можно выполнять задание с товарищем.

К. проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач














Л. уважительное отношение к чужому мнению

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность
этапа
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам
Формируемые УУД


4 мин.




Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:
1. Сегодня я узнал (а).
2. Было интересно
3. Мне захотелось
4. Осталось непонятным...
Групповая рефлексия

Домашнее задание
1 мин.
Составить рассказ-продолжение истории о мальчике - герое картины "Опять двойка" Вспомнить литературные произведения, в которых герои испытывали чувство вины или стыда















Приложение к уроку. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.











[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


чувства

стыд

тяжесть

огорчение

грусть

вина



15