Конспект урока по ОРКСЭ «Стыд, вина, извинение».


Учитель МАОУ СОШ №36 Демина Елена Владимировна
Модуль: Основы светской этики.
УМК: Школа России
Тема урока: «Стыд, вина, извинение».
Тип урока: изучение нового материала
Цель, задачи.
Цель:
-создать условия для формирования мотивации к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
воспитывать уважительное отношение друг другу, к окружающим;
ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вини, извинение;
развивать ответственность за свои поступки.
Планируемые результаты урока Личностные смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий
эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание материала;
умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока; умение понимать душевное состояние героев сюжета.
Предметные межкультурный диалог, сближающий людей разных национальностей, желание демонстрировать через свои поступки лучшие черты культуры, которую они представляют. Это своего рода культурный патриотизм.
моральные понятия, которыми оперирует наше сознание- дружба, совершенство, уважение, неблагодарность, сердечность и чёрствость, тактичность, терпимость .МетапредметныеРегулятивные УУД
определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
овладение навыком работы по предложенному учителем плану;
умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;
корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2. Познавательные УУД
нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);
переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление кластера);
использование словарей, справочников;
осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;
установление причинно-следственных связей.
3. Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей;
умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Необходимое оборудование Проектор, экран, компьютер, колонки.
Дидактическое обеспечение Рабочие листы, карточки с заданием, учебник.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
1 «Вызов»
Актуализация опыта и предшествующих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся. Формирование мотивации на учебную деятельность.
Приёмы
(эмоциональное вхождение в урок)
Приём. Составление кластера по понятию
-Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуйте наших гостей.
-Сегодня мы поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде, чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. (видеоролик-притча «Осколки в сердце»)
Поделитесь своими впечатлениями
Дети комментируют видеоролик
-Какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»?
-Что под ними подразумевается?
-А как вы думаете? Что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)
-Теперь посмотрите, правы ли вы?
-Какие чувства вы не назвали? (Слайд 1)
В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает о них. Важны ли они в жизни человека?
Но для начала вспомним, что такое вечные ценности?
Вечные ценности-
Ценности-мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их.
У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.
Что является ценностью для вас? Составьте кластер
Ценности
Доброта
Истина
Польза
Красота
Справедливость
Совесть
Честь
Жизнь
Свобода
Милосердие
Называем по одной ценности по – очереди, не повторяясь.
Итак, мы определили главные жизненные ценности человека.
Вспомните, как вы сформулировали «золотое правило» нравственности – (Не поступайте с людьми так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.)
Посмотрите на доску и назовите тему нашего урока. (Слайд 2)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Что нового для себя откроем?
-Чему будем учиться на уроке? Осуществляемые действия
Выдвигают предположение по теме урока.
Слушают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Формирующие
действия
Выделять существенную информацию из прослушанного.
Выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Осуществляемые действия
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Формирующие
Действия
Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания.
Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Осуществляемые действия
Контролируют правильность ответов учащихся
Формирующие
действия
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
2. Осмысление (реализация)
Получение обучаемыми нового знания. Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.
Освоение способа работы с информацией. Поддержка целей, поставленных на стадии Вызов.
Прием работы в группах.
Инсерт (чтение с пометками) -Продолжите фразу «Стыд – это…»
Дети высказывают свое мнение.
Обратимся к нашему путеводителю т.е. учебнику с 44.
-Как авторы учебника объясняют, что такое стыд? (Слайд 3)
-Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда?
-какие поступки вызывают такое чувство?
-Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.
Найдите эти причины в учебнике. Инсерт(Слайд 4) Внимательно рассмотрите картину.
-Кто является главным героем? Опишите его.
-Какие чувства испытывает герой? Почему?
Эта картина А, Ф, Решетникова называется «Опять двойка».
Дети обсуждают картину в группах, делятся своими предположениями. Каким образом эта картина связана с темой нашего урока?
Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда сдерживает от хороших.
-Послушайте рассказ А, Гайдара «Совесть». (Слайд 5)
-Посмотрите на слайд, какой Нина была сначала, как изменилась потом? (Слайд 6)
-Какой урок она извлекла из этой истории?
-А знаете ли вы, что существует понятие «ложный стыд».
Дети высказывают предположения.
-Прочитаем об этом в учебнике.
-Стыд и вина это одно и то же?
Дети в группах обсуждают сходства и различия.
Вывод. Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Стыд и вина образуют совесть.
Чувство вины тяжелое чувство.
-Как от него можно избавиться?
Работа в группах. Каждой группе предлагается ситуация. Дети пробуют найти выход.
Разрешая ситуации, вы много раз предлагали извиниться. А как это правильно сделать? (Слайд 7)
Найдите в учебнике слова – извинения.
-Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели. Возьмите друг друга за руки и попросите прощение (первый начинает учитель).
-Прочитайте в учебнике последний абзац. О чем написано?
Извинение – это признак силы, также как умение прощать.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды?
Осуществляемые действия
Понимают проблему в целом, выделяют главное, структурируют информацию.
Ведут поиск и выделяют необходимую информацию.
Делают выводы в результате совместной деятельности работы класса и учителя.
Участвуют в обсуждении характеров героев.
Формирующие
действия
Уметь выделять существенную информацию из сообщений разных видов;строить
логическую цепь рассуждений.
Осуществляемые действия.
Участвуют в обсуждении вопросов во фронтальном режиме.
Формирующие
действия.
Понимать на слух ответы учащихся.
Уметь формулировать собственное мнение.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Осуществляемые действия.
В ходе заслушивания ответов других групп, контролируют правильность и полноту ответа. По мере необходимости исправляют , дополняют, уточняют ответ.
Формирующие
действия.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Обнаруживать отклонения от эталона.
Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
Ученики работают по предложенному учителем или самостоятельно
составленному плану
3. Рефлексия.
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.
Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.
Прием «ладошка»
Я для вас приготовила задания. (Доскажи словечко, собери пословицу, тест)
У меня есть копилка добрых советов, пока она пуста. Запишите свои советы как поступить, если вы или кто-то испытывает чувства стыда или вины, чтобы каждый из нас смог воспользоваться советом друга и одноклассника.
А сейчас нам нужно подвести итог нашего урока.
-О каких чувствах мы говорили на уроке? Вспомним историю, которую увидели в начале урока. Мужчине, который поддался плохому настроению и совершил недостойный поступок, понадобилось 50 лет, чтобы исправить его. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни было как можно меньше ситуаций, за которые вам было бы стыдно.
Предлагаю вам подвести итоги работы ваших команд. Выбрать цветную ладошку, соответствующую оценке работы вашей команды.
Красный – работа в команде была слаженна, все получалась
Зеленый- работали дружно, но не все получалось
Синий- работа в команде не сложилась.
Формирующие действия.
Уметь находить
Логические отношения между известными данными и искомыми.
  Осуществляемые действия
Воспроизводят и применяют правила работы в группе.
Формирующие
действия
Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания.
Осуществляемые действия
Ученики работают по предложенному учителем или самостоятельно
составленному плану
Формирующие
действия.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Обнаруживать отклонения от эталона.
Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.