Конструкт урока по ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики» на тему «Стыд, вина, извинение»

Конструкт
урока ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики»
Поповой Ирины Сергеевны.
класс 4
Тема урока: Урок №21 «Стыд, вина, извинение»
Планируемый результат:
Личностный: обучающийся будет понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, излагать свое мнение по поводу значения этических норм в жизни людей, общества, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметный: обучающийся принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способы её решения, осуществляет пробы. В диалоге с учителем определяет критерии оценки и определяет успешность выполнения работы. Продолжает освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Демонстрирует коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);
Предметный: знакомы с ключевыми понятиями урока, начали использовать их в собственной устной и письменной речи, понимают значение нравственности в жизни человека и общества, продолжет готовиться к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, способствовать развитию нравственных ценностей учащихся.
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, собственное мнение по поводу значения этических норм в жизни людей, общества
Развивающая: Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления, продолжать формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; учить способам решения проблем поискового характера; развивать логического мышления, внимания; использовать грамотную связную речь при ответах; развивать у учащихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), развивать регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);
Образовательная: познакомить обучающихся с основными понятиями урока («стыд», «вина», «извинение», «раскаяние», «прощение»), значением нравственности в жизни человека и общества, продолжать формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
Принцип деятельности
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип психологической комфортности
Принцип минимакса
Принцип диалогизации
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, постановка системы перспектив)
По источнику получения знаний: словесные (беседа, работа с книгой), наглядные (иллюстрации), практические (упражнения)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивные и проблемно-поисковые, методы контроля и самоконтроля
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, ситуация свободного выбора, упражнения
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха
Формы организации деятельности обучающихся фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Оборудование:
Индивидуальное: учебник, тетрадь, ручка
Демонстрационное: компьютер, проектор, презентация по теме, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», видеоролик – социальная реклама «Кто это?»
Информационные источники:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Данилюк А.Я. Программа «Основы религиозных культур и светской этики»: учеб.издание / А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010;
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.: ил. – ISBN 978-5-09-024068-0.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий
Структура (план) урока:
Мотивация к учебной деятельности.


Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.


Решение проблемы.


Первичное закрепление.


Организация самостоятельной работы.


Рефлексия учебной деятельности.


Оформление учебного кабинета, доски:
(смартдоска)
Презентация
13 февраля.
Классная работа.



Ход урока:
Этапы урока
Методы и приёмы
Действия учителя и обучающихся
Планируемый результат с учётом формируемых УУД (на уровне достижений и деятельности обучающего)

1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача:
собрать внимание детей; проверить готовность к уроку; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
Словесные (беседа), методы стимулирования (создание ситуации успеха)
Художественное слово
Взаимное приветствие
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Тишина. Смотрю, какой ряд стоит лучше всех.
- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я у вас буду вести урок ОРКиСЭ «Основы светской этики» (Дети садятся на свои места)
- Проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал. (Проверяют свою готовность к уроку.) Присаживайтесь. (садятся на свои места)
Проверили готовность к уроку.
Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания; логические - анализ), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: проверить уровень знаний детей, освежить в их памяти ранее изученный материал.


Словесные (беседа, упражнения), методы стимулирования (создание ситуации успеха), методы закрепления и повторения, метод взаимной проверки, постановка проблемы или создание проблемной ситуации
- На прошлом уроке проходили «Золотое правило нравственности». В чём оно заключается? (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе; Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)
- Золотое – значит самое лучшее, оно не имеет разового значения, оно – универсальное, самое емкое. Оно – как конституция для всех законов – основное, самое главное. Как не может быть законов, которые противоречат конституции, так не может быть правил поведения, которые будут противоречить «ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ». На прошлом уроке вам было дано домашнее задание: подобрать пословицы, которые соответствуют ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ нравственности. Какие ты подобрала пословицы? Почему? Объясни. (спросить несколько обучающихся)
- Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? (В жизни важно соблюдать золотое правило нравственности: в этом правиле заключается добро человеческих отношений; это даёт людям радость и т.д.)
- Сейчас прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» и подумайте, почему мальчик заплакал. (СЛАЙД 1 Прослушивание фонограммы Л.Н.Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.)
- Почему мальчик заплакал? (Мальчик заплакал потому, что ему стало стыдно.)
- Как вы понимаете слово стыд? (Учащиеся предлагают варианты)
- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (О чувстве стыда.)
-На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов. СЛАЙД 2
-Что может вызвать у человека чувство стыда? (Ссора, обман, невыполненное обещание и т. д.)
- Ребята, составим план нашей работы на уроке. Как вы думаете, что должны узнать? Чему научиться? Что повторить?
Повторили раннее изучаемый материал.
Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, формулирование познавательной цели, моделирование; логические – анализ, сравнение, синтез обобщение, формулирование проблемы), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание)

3.Решение проблемы.
Задача:
Словесные (беседа, упражнения, организация наблюдения), методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения, метод взаимной проверки, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, методы приобретения новых знаний, частично-поисковые методы
1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». СЛАЙД 3
- Откройте свои учебники на странице 44, найдите иллюстрацию – картину А.Ф.Решетилова «Опять двойка». Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.
- Кто является главным героем? (Мальчик)
- Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)
- Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.
Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.)
- Как вы думаете, почему? (Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки  причина двойки.)
- О чём говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.)
- Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они не богато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед)
- Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу похоже, что она собирается на работу, мальчику никто мешать не будет.)
-Что выражает взгляд матери? (На стуле сидит мама. На лице у неё отчаяние)
- Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)
- Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.)
- Что можете сказать о младшем брате? (На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего и улыбается, что мама на него не ругается)
- Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.)
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (Серые, тёмные, мрачные)
- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
- Ребята, как вы думаете, только собака так искренне любит мальчика? (Конечно, нет! Мама больше всех огорчена, что сын не справляется с учебой. Ведь она очень хочет, чтобы он стал успешным человеком и её надежной опорой и гордостью в будущем. И старшая сестра осуждает его именно потому, что не равнодушна к его поведению)
-А у вас какие поступки вызывают чувство стыда? (Когда сделаешь что-то плохое)
- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях? ( Да, комментирование нескольких ситуаций)
2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.
- Ребята, как вы думаете что такое «стыд»? (высказывают предположения)
- Где можно найти определение этого слова? (в учебнике, в интернете, словаре)
- Я заранее посмотрела определение слова «стыд» в словаре. Посмотрите на слайд и прочитайте его про себя, а будет читать вслух. СЛАЙД 4
- Посмотрите в учебнике пример ложного стыда (Читают пример на с. 45 уч., рассуждают) Прочитай, пример из учебника (Например, слушая объяснение нового материала, ученик что-то не понял, но постеснялся переспросить. Ему было стыдно, что все поняли, а он нет) Как вы думаете, что такое «ложный стыд»? (делают предположения)
-Приведите ещё такие примеры. (Заслушиваются примеры учащихся)
-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (Испытываем чувство вины.) СЛАЙД 5
-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? (Признать свою вину, извиниться.)
-Что значит прощать других людей? (Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.)
-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (Извиниться перед тем, кого обидел.)
- Почему важно прощать других? (Его тоже будут прощать.)
3.Вывод. Работа по схеме:
Расположите слова(написаны на слайде) по порядку СЛАЙД 6
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- В группе обсудите, как вы будете располагать данные слова в схеме по порядку, напишите на листочке. А затем каждая группа будет называть по одному слову, а все остальные проверять. (восстанавливают схему, называют по одному слову, проверяют)
- С чем связан стыд? (Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.)
- В чём разница: стыд и вина? (Стыд- ответственность перед людьми. Вина- ответственность перед собой.)
- После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Что такое «раскаяние, раскаяться»? (Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.)
- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.
- Когда человек извиняется, наступает прощение.
4. Работа над этикетными словами.
- Вежливые слова.
-Ребята, когда принято извиняться? (Высказывают свои мнения)
- Какие слова можно сказать извиняясь? (Извините, пожалуйста. Я не хотел тебя обидеть. Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.)
- А теперь давайте рассмотрим 5 шагов к правильному извинению (Читают по очереди)
Комментирование учителя СЛАЙД 7
Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. (Делайте это искренне)
Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. (Не оправдывайте свои действия.)
. Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением. (Примите обязательство измениться)
Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях». (Выражайте свои извинения осторожно)
Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. (Будьте готовы к неловкости и неудобству)
- Что ещё важно помнить при извинении? СЛАЙД 8
- Извиняться надо чаще это своеобразная культура общения.
- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите «извиняюсь».
- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия это и будет его ответом на ваше извинение.
Физ. Минутка. Игра «Говорящие руки».
- Я буду называть различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие. (Выполняют упражнения)
- Ребята, посмотрите друг на друга, вы понимаете, что хотел сказать ваш одноклассник или одноклассница? Сможете ли вы понимать друг друга без слов, общаться жестами?
Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование, создание алгоритмов; логические – анализ, сравнение, синтез обобщение,), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание)

5. Первичное закрепление
Задача: научиться применять полученные знания
Словесные (беседа, упражнения, организация наблюдения), стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения, методы закрепления и повторения изученного материала, частично-поисковые методы, практические методы
- Ребята, сейчас мы посмотрим фрагмент видеофильма «Кто это?». Во время просмотра подумайте, чем он заканчивается. (просмотр отрывка видеофильма – соц.рекламы «Кто это?» до сцены ухода отца) СЛАЙД 9
- Как вы думаете, чем заканчивается? Что произошло дальше? Почему вы так считаете? (спросить несколько человек)
- А сейчас узнаем окончание фильма. (просмотр отрывка видеофильма – соц. рекламы «Кто это?»)
- Как вы думаете, какие чувства испытывали герои? Что стало причиной этого чувства?

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция, планирование, оценка, контроль, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание)

6. Организация самостоятельной работы
Задача: обеспечить текущий учёт и контроль знаний по новой теме
Словесные (беседа), практические методы (упражнения), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения изученного материала, частично-поисковые методы, методы проверки и оценки, временная работа в группах, методы контроля и самоконтроля
1.Игра «Доскажи словечко»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду говорить начало предложения, а вам нужно его закончить. СЛАЙД 10
-Легче на душе становится, когда тебя . (прощают)
-Прощение дает нам свободу от чувства(вины)
-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам) СЛАЙД 11
2. Составление пословиц и объяснение их.
- Посмотрите внимательно на слайд. Прочитает выражения из первого столбика, из второго. (один читает вслух, остальные про себя) Ваша задача – восстановить пословицу и объяснить её. (собирают пословицу и объясняют её) СЛАЙД 12
-Доброму человеку бывает стыдно (даже перед собакой)
-Стыд и честь  как платье: чем больше потрёпаны (тем беспечнее к ним относишься)
-Стыд перед людьми  хорошее чувство (но лучше всего стыд перед  самим  собой)
-Когда человек краснеет (начинается его более благородное я)
-Нет стыда признаться человеку (в своей ошибке)
- Первая группа представляет свою пословицу.(аналогично представляют остальные группы)
Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание, управление поведением партнёра)

6. Рефлексия деятельности
Задача этапа: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия .
Словесные (беседа), методы закрепления и повторения изученного материала, методы контроля и самоконтроля
- Откройте свои дневники и запишите Д/З: вы получите текст, необходимо над ним поработать: внимательно прочитать. Подготовить рассказ о том, как вы оцениваете поступки героя, героев.
. - Ребята, вот и закончился наш урок. Вернёмся к плану урока, всё ли мы с вами сделали?
-Что вы сегодня повторяли?
- Чему новому мы учились сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мне активно помогали.
- Были очень внимательными и старались правильно отвечать Отвечают на вопросы
- Спасибо за урок, до свидания.
Подвели итог урока, оценили свою деятельность


15