Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская этика

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
гуманитарных предметов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № 1
от « »сентября 2014 г.
Руководитель МО Молоцило Л.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» сентября 2014 г.
Зам. директора по УВР
Казакова Л.В.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»сентября 2014 г.
Директор МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
Непомнящая Т.Е







Рабочая программа
учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики» модуля « Основы светской этики»

для учащихся 4 класса

на 2014-2015 учебный год





Разработала:
Молоцило Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы второй
квалификационной категории.



п.Боровской
2014 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы светской этики» для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012» в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.
Образовательная область и предмет изучения «Основы религиозных культур и светской этики». Функции данного курса: культурологическая, этическая, гуманистическая, психологическая ,воспитательная.
Отличительной особенностью данной программы является наличие 35-ти часов вместо 34-х в авторской программе.
Цели, задачи программы
Цель:  формирование нравственных качеств личности. Задачи: -знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; -развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
-обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
-формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 1011 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, общность в многообразии, многоединство, политкультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываются содержанием этого курса.
Описание места и роли учебного предмета в учебном плане ООП ОУ.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 час в неделю в течение 35-ти учебных недель. 1 ч- инвариативная часть УП ОУ. Для изучения в 4 классе родители учащихся  выбрали  модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимодействие с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Сроки реализации рабочей программы 1 учебный год.












Учебно-тематический план.
.

Разделы, темы
Всего часов
Формы организации учебной деятельности
Формы контроля



По программе
По рабочей программе



1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
1
Беседа, лекция
Устное сообщение

2
Основы светской этики. 



28
28
Урок-лекция, практикум, самостоятельная работа с учебником, групповая работа.
Устное сообщение, тестирование, эссе, рассказ, развёрнутый ответ на вопрос, сочинеие-миниатюра.

3

Духовные традиции многонационального народа России 
5
5
Урок-лекция, практикум, самостоятельная работа с учебником
Устное сообщение, тестирование, письменная работа, рассказ, развёрнутый ответ на вопрос.

4
Итоговое занятие

1
Создание презентации
Презентация


Итого
34
35
















Содержание программы

Россия–наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные  традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм  школьников.

























Планируемые результаты обучения за курс ОРКСЭ:
       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:         знать/понимать:       -  основные понятия религиозных культур;       - историю возникновения религиозных культур;       - историю развития различных религиозных культур в истории России;       -  особенности и традиции религий;       -   описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
        уметь:        - описывать различные явления религиозных традиций и культур;        - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;        - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;        - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;        - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;         -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:  








   Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы контроля:
- тематический ( тестирование, устное сообщение, развёрнутый ответ на вопрос, сочинение, письменная работа)
-итоговый ( презентация, тестирование)
Критерии оценивания: безотметочная система.














Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы :
1.Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики.
4-5классы.А.Я.Данилюк.Москва.«Просвещение»2012г.  2.«Основы светской этики»,пособие для учащихся М.Просвещение 2010 3.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012
Технические средства обучения (средства ИКТ):
-компьютеры
-принтеры
-сканеры
-мультимедиа
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уроков
Раздел/
Тема
Кол-во часов
Календарные сроки
Планируемые результаты (базовые понятия)
Виды контроля




план
факт



1
Россия-наша Родина
1
04.09

Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Устное сообщение «Традиции нашей семьи»

2
Что такое светская этика
1
11.09

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Светская этика. Религиозная этика
Тестирование.

3-4
Культура и мораль
2

18.09
25.09

Культура. Культура – вторая природа. Мораль.
Ответить на вопрос: « Что такое мораль?»

5-6
Добро и зло
2

02.10
09.10

Добро. Зло. Поступки.
Развёрнутый ответ на вопрос: «Почему важно бороться со злом?»

7-8
Добродетель и порок
2

16.10
23.10

Добродетель. Порок. Нравственный человек. Моральное развитие человека. Ценности людей
Сочинение «Какого человека можно считать добродетельным?»

9
Свобода и моральный выбор человека
1
30.10

Свобода. Моральный выбор. Нравственное поведение. Безнравственное поведение. Интересы людей.
Рассказ о своих поступках, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные

10
Свобода и ответственность
1
13.11

Ответственность. Ответственное поведение. Преднамеренность
Устное сообщение «Что значит быть ответственным?» или « Примеры ответственного поведения в моей жизни»( на выбор)

11
Моральный долг
1
20.11

Долг. Моральный долг. Моральные обязанности. Моральные нормы. Благодарность
Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

12
Справедливость
1
27.11

Справедливость
Сочинение « Сложно ли быть справедливым?»

13
Альтруизм и эгоизм.
1
04.12

Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм
Развёрнутый ответ на вопрос : «Как вы понимаете слова «Быть разумным эгоистом»? Приведите примеры разумного эгоизма.

14
Дружба
1
11.12

Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Взаимная симпатия. Общие интересы.
Устное сообщение: «Что значит быть настоящим другом», « Друг в беде не бросит»

15
Что значит быть моральным?
1
18.12

Мораль. Моральный человек. Правила морали.
Ответить на вопрос: « Что значит быть моральным?»

16-17
Подведение итогов
2

25.12
15.01

Основные понятия по разделу.

Сочинение:
1. Россия – Родина моя.
2. Всюду добрые люди вокруг
3. Я хочу вам рассказать об одном добром человеке.
4. Добро и зло в русских народных сказках.
5. Вот что значит настоящий, верный друг.

18
Род и семья-исток нравственных отношений
1
22.01

Род. Семья. Фамилия. Родословная
Ответить на вопрос «Какие обязанности в семье вы выполняете?»

19
Нравственный поступок
1
29.01

Поступок. Нравственный поступок. Признаки нравственного поступка
Высказывание на тему: «Цель оправдывает средства». Обоснуйте свою точку зрения.

20
Золотое правило нравственности
1
05.02

Золотое правило нравственности
Устное сообщение « Как я понимаю золотое правило нравственности».

21
Стыд, вина и извинения
1
12.02

Стыд. Вина. Извинение
Сочинение «Как вы понимаете пословицы: «Стыдливый из-за стола голодный встает», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел».

22
Честь
1
19.02

Честь. Достоинство
Ответ на вопрос : «Какие поступки героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?»

23
Совесть
1
26.02

Совесть. Понятия «стыд» и «совесть».
Письменная работа: «Приходилось ли мне испытывать муки совести?»

24-25
Образцы нравственности
2

05.03
12.03

Идеалы. Правила честного поединка. Верность.
Устное сообщение «Как вы думаете. Рыцарем, джентльменом или леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник?»

26
Образцы нравственности в культуре Отчества
1
19.03

Культура России. Нормы-образцы нравственного поведения. Труженик. Патриот. Воин.
Ответить на вопрос: «Как вы думаете, в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников?»

27
Этикет
1
02.04

Этикет. Нормы этикета.
Составьте правила этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

28-29
Семейные праздники
2

09.04
16.04

Праздник. Семейный праздник. Подарок
Устное сообщение « Праздники в нашей семье»

30
Жизнь человека-высшая нравственная ценность
1
23.04

Ценности. Жизнь человека. Нравственные ценности.
Развёрнутый ответ на вопрос : «Почему человеческая жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свою точку зрения».

31-32
Любовь и уважение к Отчеству
2

30.04
07.05

Отечество. Родина. Любовь.
Сочинение «За что я люблю свою Родину»

33-34
Обобщение
3

14.05
21.05

Основные понятия по курсу «Основы светской этики
Устные сообщения по выбранным темам.

35
Итоговое занятие
1
28.05


Презентация по любой теме курса.


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115



15