Разработка урока по модулю «Светская этика» «Добро и зло»


Разработка урока по модулю «Светская этика»
учителя начальных классов МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф.Лебедева
Пахомовой И.В.
Тема: Добро и зло.
Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле
Задачи:
познакомить с основными понятиями: добро и зло.
развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями
воспитание стремления совершать добрые дела, не делать зла, умение быть благодарным.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с ситуациями, тесты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте друг другу улыбнемся. Вот с такой доброй улыбкой мы начнём урок.
2. Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к освоению нового материала.
- На доске вы видите слова известного русского писателя Л.Н.Толстого.
-Какие слова вы бы вставили сюда?
Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше . . . , как можно меньше . . . . (Л.Н.Толстой)
-Догадались, какая тема нашего урока?
-Правильно, тема «Добро и зло». На уроке мы разберём понятия «добро» и «зло». Попробуем разобраться в различных ситуациях.
-Какие слова приходят в голову, когда вы слышите слова «добро», «зло»? (Дети по одному записывают слова на доске, получается ассоциативный ряд)
Добро - ………………………………………………………………………………………………………………………………….
Зло - ……………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. Объяснение нового материала.
1) Словарная работа.
-А теперь заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова. Совпадут ли наши мнения о «добре» и «зле».
С.И.Ожегов. Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду.
Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
2) Беседа. Прочитайте пословицы.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
В добре жить хорошо.
- Объясните смысл этих пословиц?
-Какие синонимы к слову «зло»? Объясните значение этих слов.
Лихо одноглазое— в восточнославянской мифологии дух зла, несчастья, олицетворение горя.
ХУ́ДО, -а, ср. (устар. и разг.). Зло, неприятность.
- Вы обращали внимание, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете почему?
- Правильно, добро всегда противодействует злу, борется с ним. Послушайте стихотворение.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее я» - сказало Зло.
Кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю:
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша,
Для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю,
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том.
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
- Какой спор вели между собой Добро и Зло?
- Что для каждого из них важно?
Какой вывод вы сделаете для себя? В каком предложении вы увидели вывод? (Остаться с кем, самим решать.)
5. Физминутка.
-Все вы любите сказки. И одной из главных тем сказок – тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочных героев, если добрый герой – вы поднимаете руки вверх, если злой – наклоняетесь вперёд. ( Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Змей Горыныч, Мальвина)
6. Закрепление нового материала.
1) Притча о двух волках.( Притча – краткий, иносказательный, поучительный рассказ)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
-Как бы вы ответили?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли притчу?
2) Работа по группам. Обсудить в группах ситуации и высказать своё мнение.
Ситуации. Добрый ли человек…
1 ситуация. Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своём поступке.
2 ситуация. Маша получила «2» и для того, чтобы мама её меньше ругула, вымыла всю посуду и убралась в комнате.
3 ситуация. Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.
3) Контроль. Тестирование
1. Как творят добрые дела?
в надежде на вознаграждение
в надежде на похвалу
чтобы избежать наказания
бескорыстно и сознательно
2. Что считается добрым поступком?
опоздать на неинтересную встречу
помочь соседу по парте разобрать задачу
дать списать задание
забыть о неприятной просьбе
3. Укажите поступки, которые одобряет общество
насилие
обман
унижение
взаимопомощь
4. Что является последствием злых дел?
мирное сосуществование
вражда
радость
дружба
5. Знания о добре и зле помогают людям…
Продолжи предложения.
Сегодня я узнал….
Было интересно….
Я понял, что….
Мне захотелось….
проявлять заботу о близкихжить в мире
все ответы верны
дружить
7. Рефлексия.
- На партах у вас есть листочки. Заполните их.
8.Итог урока. Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в жизни.
9. Домашнее задание.
Выполни одно из заданий на выбор.
Придумать сказку о борьбе Добра со Злом
Нарисовать символы Добра и Зла, объяснить их значение
Составить с родителями памятку «Как стать добрым»