Разработка урока по ОРКСЭ (модуль Светская этика) к учебнику А.А.Шемшурина, 4 класс


Предмет: ОРКСЭ дата: 24.04.2015
Тема: Нравственные законы в современном мире
Цели:
-формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению;
- воспитание нравственных чувств через присвоение таких ценностей, как нравственный выбор, милосердие, сострадание, сочувствие.
Задачи:
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Сценарий урока
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
слайд №1
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Выведение темы урока.
- На прошлом уроке мы говорили о законах.
- Какие бывают законы? (писанные и не писаные)
- Какие законы мы называем писанными? (конституция)
- Какие законы мы называем не писанными? (заповеди)
- Назовите один из не писаных законов. (золотое правило нравственности)
- Стараетесь ли вы соблюдать эти законы? Всегда ли получается? Поделитесь.
- Как назвать человека, который соблюдает не писаные законы? (нравственный)
- Сегодня мы переходим к изучению нового раздела, «Как сегодня жить по нравственным законам». Поговорим о нравственных законах в современном мире.
тема «Нравственные законы в современном мире» СЛАЙ №2
3. Работа над темой урока.
- С каким правилом, законом познакомились на прошлом уроке? Когда люди стали следовать ему? Кто? (еще в древности многие мыслители и философы, высказывания их объединили в золотое правило нравственности. Гилель «Не делай другому того, чего не хочешь чтобы делали тебе»
В христианской книге Евангелие слова Иисуса Христа «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Коран – священная книга мусульман «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете») Учащиеся ищут высказывания в учебнике и зачитывают.
- Действует ли это правило нравственности в современном мире? Почему? Объясните свою точку зрения?
- Что происходит в нашей жизни с нравственными законами? Существуют ли они сейчас? Приведите примеры.
-Почему люди это делают?
-С какой целью люди совершают эти поступки?
-Подберите слова - антонимы к слову нравственность. (безнравственность, злость, агрессия…) написать на доске- Случалось ли вам совершать безнравственный поступок? Можете поделиться?
-Какие чувства вы при этом испытываете?
-Какой вывод можно сделать?
- Не смотря на то, что за нравственные законы не записаны в конституции, наказаний за несоблюдение этих законов нет, они были и будут. Люди все равно стремятся сделать этот мир лучше, светлее, счастливее.
- Как люди это делают?
- Сегодня в мире действуют различные благотворительные организации. Дома я просила вас найти материал о благотворительных организациях, которые существуют в современном мире.
- О каких организациях вы узнали?
- Можете ли вы назвать себя нравственным человеком?
- Стараетесь ли вы придерживаться этого правила нравственности?
- Всегда получается? Расскажите.
- Расскажите о нравственном поступке, который вы совершили.
-Подберите слова-синонимы к слову нравственность.
Каким словом можно охарактеризовать людей, которые помогают больным, обездоленным, попавшим в беду в трудную ситуацию? (милосердные люди)
- Что значит милосердные? (милое сердце)
- Считаете ли вы себя милосердными? В какой-либо ситуации поступили милосердно. Поделитесь.
Работа по группам.
- Не только благотворительные организации в наше время помогают людям, нуждающимся в какой-либо помощи. Есть люди, которые так же занимаются благотворительностью. Но это не обязательно какая-то финансовая помощь людям. Зачастую человеку, попавшему в беду, в трудную ситуацию нужна просто поддержка.
- Сегодня вы познакомитесь с такими людьми, жившими раньше и в наше время.
Группа читает материал учебника, готовит рассказ.
Леонид Рошаль (текст на стр. 126-127 учебника 2 абзац)
Слайд №3
С 2003 года по настоящее время — директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001). Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).
Слайд № 4
«Красный крест» (текст на стр. 127 учебника 1 абзац)
Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́— гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.
В 1864 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста.
Слайд№ 5
Мать Тереза (текст на стр. 127-128 учебника 2 абзац) католическая монахиня.
В 1950 году в Индии был создан Орден Милосердия. Его основательница стала необыкновенная женщина, которая вошла в историю под именем Мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила делу оказания помощи нуждающимся. До конца своих дней( до 1997 года) Мать Тереза руководила работой Ордена милосердия. В разных странах с ее помощью создавались школы, больницы, приюты для бедняков. Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия.
Слайд № 6
- Что такое Нобелевская премия?
- Прочитайте самостоятельно о Нобелевской премии с.128
Слайд №7
Нобелевская премия - ежегодная международная премия, названная в честь ее учредителя, шведского инженера химика, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля. Согласно его завещанию, оставшийся после его смерти капитал составил Нобелевский фонд. Эти средства были помещены в банк, а доход от них стал ежегодно делиться на 5 равных частей и с 1901 года присуждаться в форме Нобелевских премий за достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира.
- Как бы теперь вы ответили на вопрос: «Существуют, действуют ли законы нравственной жизни в современном мире?»
- Я бы хотела зачитать вам некоторые заповеди Матери Терезы.
Слайды № 8,9,10
Заповеди Матери Терезы Слайд
Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
Если вы обрели безмятежное счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
Молитесь вместе и пребудьте в единстве.
- Встречались ли вы в жизни с примерами милосердия и благотворительности?
- Участвовали вы сами в какой-либо благотворительной акции? Расскажите.
4 Итог урока. Рефлексия.
-Как звучала тема нашего урока?
- Что нового вы узнали?
- О ком вы сегодня узнали на уроке?
-Почему этих людей можно назвать милосердными?
- По каким законам стараются жить все эти люди?
-Действуют ли сегодня нравственные законы и правила, сформулированные еще в древности?
- Можете ли вы себя назвать нравственным человеком, человеком, живущим придерживаясь золотого правила нравственности.
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о людях, известных своей благотворительной деятельностью.
2. Слышали ли вы из рассказов ветеранов войны о подвигах, которые совершали медсестры на поле боя?
3. В каких книгах и фильмах вы встречались с такими примерами?
5) Домашнее задание.
Подготовить сообщение о людях, несущих добро в современный мир.

доп.материалСообщение учителя Слайд № 11
-Великая княгиня Елена Павловна в1853—1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами. Выступила ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. В распоряжение общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловского замка, Великая княгиня финансировала её деятельность. В борьбе со взглядами общества, не одобрявшим такого рода деятельность женщин, Великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны.(Крымская война 1853-1856)
Заповеди Матери Терезы
Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
Если вы обрели безмятежное счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
Молитесь вместе и пребудьте в единстве.