Конспект урока к произведению Н.Лескова Гордость за народ в сказе Левша


Урок литературы в 6-а классе по теме:
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
ЦЕЛЬ: знакомство со сказом «Левша».ЗАДАЧИ:1. Обучающие: помочь учащимся осмыслить идейно – художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора; 2. Развивающие: развивать умение выделять главное в художественном произведении.
3. Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека; воспитывать чувство сострадания, любви к народу, простым людям, окружающему миру. 
ХОД УРОКА1. Орг. момент.
2. Тема и цели урока.
– Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в течение урока.
3. Объяснение нового материала.
Лесков встречается с людьми разных сословий, слышит их речь, входит в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни.
В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он черпает материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».   Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа. 
Лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему народу, но и гордость за таланты соотечественников, за их нескрываемый искренний патриотизм.     В главном герое Левше подразумеваются все небогатые талантливые люди того времени, которые не имели возможности развивать свой талант и применять свои умения. Эти люди, обладая природным даром, выполняли такие вещи, которые и не снились хваленым англичанам. Имей Левша хоть немного знаний из арифметики, так блоха бы еще и танцевала. Будь Левша корыстнее и ленивее, он мог выкрасть блоху и продать, ведь за работу ему ни гроша не заплатили. 
4. Работа с учебником.     
Выразительное чтение и беседа по вопросам.
Учитель читает1главу сказа.
— Кем мог быть рассказчик ,повествователь? 
( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий,
характерных для фольклорных произведений ; исторические персонажи – Александр I и Платов – показаны с точки зрения простолюдина.)
—Когда и где происходит действие?
— Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?
( Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном ,упоминается Венский конгресс1814-1815ггПоездка
Александра I и Платова в Лондон — исторический факт. Упоминается
восстание декабристов 1825года, названное «смятением».)
Читаем 2 - 3 главы.
Задание: составьте характеристику героев
228600033401351129633401
33782054610Александр I
Александр I
405955555245Платов
Платов

5.Слово учителя.
Лесков рисует читателям одного из лучших представителей народа, простого русского человека, обладающего прекрасными моральными качествами. Но вместе с тем левша подвержен главному русскому пороку — пьянству. Он не мог отказаться от многочисленных приглашений англичан выпить. Болезнь, пьянство, тяжёлое возвращение домой по морю, отсутствие врачебной помощи, равнодушие окружающих — всё это погубило левшу.
Лесков восхищается левшой, любуется его талантом и душевной красотой, сочувствует его тяжёлой судьбе. В наши дни Лесков стал ближе родному народу, чем был при жизни.
6.Рефлексия
-чем запомнилось мне произведение?
-что не понравилось?
-разделяю ли я гордость Лескова за русский народ?
7.. Д/З Читать гл. 2- 4, нарисовать иллюстрации к сказу.
План-конспект урока по литературе для 6-а класса
Гордость Н.С.Лескова за народ
в сказе «Левша».

Конспект составила учитель
русского языка и литературы
Крыкля Л.В.