Конспект урока по труду для 5 кл. Тема урока: Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити и утка. Виды переплетения нитей в тканях


Урок по трудовому обучению 5 класс
Урок 11
Тема урока:  Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити и утка. Виды переплетения нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани. Виды растительных волокон. Инструктаж по ОТ.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с производством ткани и их структурой, научить определять направление долевой нити и лицевую сторону ткани, познакомить профессиями прядильщика и ткача.
Развивающая: содействовать развитию познавательных интересов, внимания, наблюдательности.
Воспитательная: способствовать развитию интереса учащихся к изучению предмета, формированию самостоятельности, аккуратности.
Оборудование: коллекция образцов ткани, учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Тип урока: Комбинированный
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний, умений, навыков
3.Изучение нового материала
4. Физминутка
5.Закрепление новых знаний и умений
Лабораторно – практическая работа: «Определение лицевой стороны ткани».
6. Рефлексия
7. Подведение итогов занятия.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний, умений, навыков. 
Ребята, скажите, из чего шьют одежду, которую мы носим?
Как вы думаете, можно ли получить одежду из дерева или из нефти?
Из чего состоит ткань, из которой шьют одежду?
Зачем нам нужно знать о происхождении и свойствах волокна?
Какие виды волокна вы знаете?
3.Изучение нового материала
Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделке. Ткани отличаются по внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки, как в процессе шитья, так и при стирке и глаженье. По волокнистому составу ткани делятся на 4 группы: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.
Как используют ткани в быту и на производстве? Что, кроме одежды, делают из ткани? (изготовление одежды, обуви, обивка мебели, игрушки, зонты, палатки, паруса, рюкзаки и т.д.)
Из чего состоит ткань? (из тонких между собой нитей)
Итак, ткань состоит из нитей. Учащиеся делятся на группы и каждой группе раздаются образцы тканей. Вынимая толстой иглой нити, дети могут рассмотреть, как они переплетаются между собой.
Учащиеся, распушив концы нитей, убеждаются, что каждая нить состоит из отдельных тонких волокон, перекрученных между собой.
Далее учитель знакомит учащихся с классификацией волокон. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. К натуральным волокнам относят волокна растительного, животного и минерального происхождения. Волокна растительного происхождения – хлопок, лён, джут, конопля, кенаф.
Волокна животного происхождения – коконы тутового шелкопряда, шерсть животных.
К волокнам минерального происхождения относят асбест. Асбестовые нити и ткани используют как изолирующий материал.
Химические волокна – это волокна, созданные искусственным путем из древесины, нефти, природного газа и каменного угля.
Производство ткани.
Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.
Производство ткани состоит из следующих операций: прядение, ткачество, отделка. Первым этапом в производстве ткани является получение пряжи из волокон.
Пряжа – это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.
Волокна, поступающие на прядильную фабрику – разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую ровную непрерывную ленту. Эту ленту выравнивают и слегка перекручивают – получается ровница. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. Цель прядения - получение длинной, равномерной по толщине пряжи. Готовую пряжу наматывают на шпули.
На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства прядильщик. Прядильщики обслуживают одновременно несколько прядильных машин. Они ликвидируют обрыв ровницы и пряжи, меняют бобины, выполняют работу по уходу за оборудованием.
Пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань.
Ткань – это материал, который изготовляют путем переплетения нитей. Процесс получения ткани называется ткачеством. На ткацких станках работают ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы. Нити, расположенные поперек называют нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки.
Кромка – неосыпающийся край ткани.
Определение в ткани направления нитей основы и утка.
Умение определять направление нитей основы и утка имеет важное значение при раскрое ткани и шитье.
Нити основы можно определить по следующим признакам:
по кромке (нить основы проходит вдоль кромки)
по степени растяжения (нить основы растягивается меньше)
по виду нитей (нить основы прямая, нить утка – извитая)
по звуку (нить основы- звонкий при резком растяжении, нить утка – глухой).
Натуральные волокна делятся на волокна растительного и животного происхождения.
Вопрос к классу: Как вы понимаете словосочетание "волокна растительного происхождения"? Ответ: Волокно получают из растений. А известны ли вам такие растения?
Каждая группа ребят подготовила сообщение - презентацию о растениях из которых получают волокно.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Ткань имеет две стороны – лицевую и изнаночную. Учащимся раздаются образцы тканей – гладкокрашеная, пестротканая, напечатанная, с гладкой поверхностью, с ворсовой поверхностью. Далее учитель объясняет: белая или гладкокрашеная ткань – снятая со станка имеет грязновато-серый или желтый цвет и шероховатую поверхность. Её подвергают отделке – опаливают, отбеливают. Пропитывают различными составами, красят. Все операции выполняют с лицевой стороны. Поэтому лицевая сторона ткани всегда более гладкая. На ней меньше узелков и ворсинок.
Таким же образом определяется лицевая сторона пестротканой ткани.
Напечатанная ткань. Рисунок на изнаночной стороне виден не четко. Потому, что рисунок наносят на ткань с лицевой стороны. Чем толще ткань, тем бледнее рисунок.
Показывая ткани с гладкой поверхностью (сатин, атлас) учитель объясняет, что ткани выработанные сатиновым или атласным переплетением с лицевой стороны имеют гладкую, блестящую поверхность. По этому признаку можно и определить лицевую сторону ткани.
Рассматривая образцы вельвета или бархата, объясняет, что у ворсовых тканей ворс длинный обычно расположен с лицевой стороны, а изнаночная сторона гладкая или имеет короткий ворс.
Признаки определения лицевой стороны:
на лицевой стороне рисунок более яркий
на лицевой стороне нет ворсинок и узелков
4. Физминутка
5.Закрепление новых знаний и умений
Лабораторно – практическая работа: «Определение лицевой стороны ткани».
Учащиеся работают в группах: определяют лицевую сторону в данных им образцов.
Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и утка. Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Рассмотрим самый распространённый вид переплетения - полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные и шелковые ткани.
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж
Проверить соблюдение правил техники безопасности
Заключительный инструктаж
6. Рефлексия
Сегодня на уроке: я узнала…я научилась…
7. Подведение итогов занятия.
Вопросы:
Из чего состоит ткань?
По каким признакам определяют направление нитей основы7
Как чередуются нити в полотняном переплетении?
По каким признакам определяют лицевую сторону ткани?
Что такое кромка?
8. Домашнее задание.
Подготовить ткань, нитки, ножницы.