Профессиональное самоопределение учащихся 1-11 классов средствами системной профориентационной работы


«Профессиональное самоопределение учащихся 1-11 классов средствами системной профориентационной работы»
Шарафутдинова Р.К.,
учитель башкирского языка МБОУ Школа № 22
ГО г. Уфа РБ
Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога с учащимися и их родителями. Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:1 этап - начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, встречи с интересными людьми. Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают дополнительные занятия по предметам, кружковые занятия и секции. На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через классные часы, встречи и экскурсии. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. На 3 этапе – 8-9 классы.
Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования и т.д.4 этап – 10-11 классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. В школе открыты дополнительные занятия: повышенного уровня изучения математики, информатики, иностранного языка и т.д. Учащиеся 9- 11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни дублера», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, социального педагога, делают первые шаги в управленческой деятельности.
Самые интересные мероприятия этого года. 9 декабря ученики 6в класса посетили с экскурсией Международный аэропорт «Уфа». В музее ветеран предприятия Рим Габбасов познакомил школьников с историей аэропорта, особенностями его деятельности. Учащиеся прошли по служебной территории, осмотрели технику, обеспечивающую эксплуатацию самолетов и взлетно-посадочной полосы, осмотрели авиационную технику на перроне аэропорта, посетили ангар по обслуживанию самолетов компании «Ю-Тэйр», наблюдали за обслуживанием вертолета Главы Республики Башкортостан. В завершении экскурсии каждый ее участник поднялся на борт действующего ветерана отечественной авиации – легендарного труженика самолета Ан-2 и, заняв места экипажа, подержал в руках штурвал.
20 ноября ученики 9А класса посетили уфимский полиграфический комбинат. Детям очень понравилась эта познавательная и интересная экскурсия. Ученикам рассказали об истории уфимского полиграфического предприятия, о том, как изготавливаются книги и многое другое. А также ребята смогли увидеть современные технологии данного производства.