Дидактический проект урока математики на тему Геометрические тела: Куб, кубоид, пирамида


Дидактический проект урока математики:
Учитель : Узун Мария Гавриловна
Учебная дисциплина: математика
Класс: ____6В__
Дата:____15.03.2013____
№ урока в системе уроков (согласно календарно-тематическому планированию):__100_
№ урока по расписанию: ___ 2 урок___
Продолжительность урока:___45 минут___
Глава:_Модуль 5_
Тема урока:_Геометрические тела: «Куб, кубоид, пирамида»__
Субкомпетенции: 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.7, 1.8.
Цели урока: В конце урока ученики будут способны:
: распознавать понятие геометрического тела (многогранника и круглого тела);
: распознавать виды геометрических тел (куб, кубоид, пирамида);
: распознавать элементы многогранников;
: распознавать развёртки изучаемых многогранников ;
: вычислять площадь полной поверхности кубоида , куба и объём кубоида, куба.
Задачи урока:
дидактическая: добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о геометрических телах (многогранниках); формировать навыки использования свойств и формул при решении задач;
развивающая: развивать познавательный интерес у учащихся через раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы и использование возможностей ЭВМ в изучении темы; развивать логическое мышление, память, продолжить формирование математической речи;
воспитательная: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, аккуратности и трудолюбия.
Тип урока : урок формирования знаний и умений .
Дидактические технологии:
Формы: __фронтальная, групповая, индивидуальная___
б) Методы: сообщение, устный опрос, наблюдение, проблема, поисковый , тестирование , упражнения.
в) Средства активизации: слово учителя, использование доски, самостоятельная работа в группах, технические средства обучения, работа за компьютером.
Оценивание:
Формы и методы оценивания: взаимопроверка, самопроверка, учителем.
Ход урока:
Весь урок сопровождается презентацией. Класс разбит на 3 группы и выбраны командиры каждой группы.
Организационный момент.
Приветствие. Оглашение цели и плана урока. Вступительное слово преподавателя:



Актуализация знаний.
--Великий русский поэт А.С.Пушкин считал, что «вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии». И Пушкин был прав. Без вдохновения Пушкин не смог бы написать столь гениальные стихи. И без вдохновения невозможно успешно изучать такой раздел математики как геометрия. Сегодня у нас на уроке геометрический материал. Начнем же его изучение с вдохновением!

--Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской и многими другими качествами. Математиков же интересуют лишь форма предметов и их размеры, поэтому они изучают не сами предметы, а их формы. В геометрии вместо предметов мы будем рассматривать геометрические тела.

--Мы с вами уже знакомы с таким понятием как геометрические фигуры. Выберите из данных рисунков геометрические фигуры (треугольник, квадрат, ромб, параллелограмм, трапеция, круг) и назовите их номера и названия.
--Ребята, а что ещё изображено на слайде? (геометрические тела: куб, пирамида, прямоугольный параллелепипед, цилиндр)

Изучение нового материала.
В тетрадях ученики записывают число и тему урока.
- Рассмотрим два семейства геометрических тел: многогранники и «круглые тела».

---Сегодня на уроке мы рассмотрим только несколько видов многогранников, о которых нам расскажут представители наших 3 групп.
Сообщение о прямоугольном параллелепипеде. (ученик 1 группы)
Первые геометрические понятия возникли ещё в доисторические времена. Уже в памятниках вавилонской и древнеегипетской архитектуры встречаются такие геометрические тела, как куб, параллелепипед, призма, пирамида. Важнейшей задачей египетской и вавилонской геометрии было определение объема различных пространственных тел. Эта задача отвечала необходимости строить дома, дворцы, храмы и другие сооружения.


Представителем семейства многогранников является прямоугольный параллелепипед (кубоид). Свое название он получил от слов: параллелос – «идущие рядом», эпидос – «плоскость». Термин «параллелепипедальное тело» встречается впервые у Евклида и означает дословно «параллеле-плоскостное тело».

--- Какие модели (предметы) вы знаете, имеющие форму кубоида?
Моделями прямоугольного параллелепипеда служат классная комната, кирпич, спичечная коробка, бассейн, аквариум и т.д.
Сообщение ученика об элементах кубоида.(1 группа)
Кубоид ABCDA,B,C,D, имеет 2 основания, 4 боковых граней, 8 вершин, 12 рёбер. Основаниями кубоида являются прямоугольники, и боковые грани кубоида также прямоугольники. Длины трёх ребер кубоида, имеющих общее начало, называют его измерениями. Например, спичечные коробки имеют измерения 15 мм, 35 мм и 50 мм (в это время я демонстрирую изображение кубоида, его вращение, боковые грани и т.д. по УМК «Живая математика»)
Решение проблемы (задачи).
----Найдём площадь цветной бумаги, необходимой для оклеивания одной спичечной коробки. Но чтобы решить эту задачу, вспомним, что собой представляет развертка кубоида (открыли учебник на стр.225), сколько граней с измерениями 1,5см и 5см,, 1,5 см и 3,5 см ,,5 см и 3,5см. Как вычисляем площадь прямоугольника, по какой формуле? Каким образом мы можем вычислить площадь полной поверхности кубоида? (ответ на этот вопрос можно найти в учебнике на стр.226)

----Далее решим задачу №13, стр.229
Кто скажет нам, как можно вычислить объём кубоида, зная все три его измерения?

Сообщение ученика о кубе.(2 группа)
Прямоугольный параллелепипед, у которого все 3 измерения равны, называется кубом. Все грани куба – это равные квадраты.
У куба, как и у кубоида, 6 граней равных, 8 вершин, 12 ребер и каждые 2 грани могут являться основаниями (в это время я демонстрирую изображение куба, его вращение, боковые грани и т.д. по УМК «Живая математика»)
----- Ребята, чему равна площадь одной грани куба? А чему тогда равна площадь полной поверхности куба? А объём куба, по какой формуле сможем вычислить? (по формуле объёма кубоида, из определения куба, что следует, что все 3 измерения у куба равны)
Давайте решим задачки №6(а), стр.228 и №4(а), стр.228
68072057150
Сообщение ученика о пирамиде (3 группа)
Термин «пирамида» заимствован из греческого «пирамис» или «пирамидос». Греки  в свою очередь позаимствовали это слово из египетского языка. В папирусе Ахмеса встречается слово «пирамис»  в смысле ребра правильной пирамиды. Другие считают, что термин берет свое начало от формы хлебцев в Древней Греции («пирос» - рожь). В связи с тем, что форма пламени напоминает образ пирамиды, некоторые ученые считали, что термин происходит от греческого слова «пир» - огонь.

Сообщение ученика о пирамиде (3 группа)
Египетские Пирамиды – самое грандиозное из всех чудес света. Построенная около 2600 г. до н.э., она имеет высоту 146 метров, состоит из 2300000 каменных блоков, каждый весом примерно 3 тонны.
Даже сегодня при современных машинах и механизмах выстроить такую громадную пирамиду было бы нелегко.

Пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основание пирамиды; точки, не лежащей в плоскости основания – вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания – боковыми ребрами. А боковые грани - треугол ьники.
651510133350
Выполнение теста для проверки усвоенного материала.

---Во время подготовки к уроку каждая группа выполняла работу в одном из направлений в соответствии со своими интересами, и все соединилось воедино лишь сейчас. Я думаю, что каждый из вас получил на сегодняшнем уроке большой запас знаний не только из области математики, но и из области истории, географии, да и просто из окружающей действительности. Все приобретенные знания, я надеюсь, пригодятся вам и помогут стать более образованными и интересными собеседниками.
Рефлексия.

Домашнее задание.