Технологическая карта по ОРКСЭ, модуль Светская этика, по теме Добро и зло


Технологическая карта урока
Учитель: Слободчикова Наталья Александровна
Класс: 4 «Б»
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Добро и зло.
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
 Задачи урока:
1.Образовательные:
- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Технологии: 
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие- Игровые
Методы обучения: 
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями, зеркало.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.

п/пЭтапы урока/Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание(Планируемые результаты)
1.
2 Организационный 
(2 мин)
Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Повторение пройденного материала
- Круг радости
Звучит спокойная мелодия. Учитель предлагает учащимся встать в круг и условным жестом показать свое настроение. Если настроение хорошее – большой палец правой руки поднят вверх, если не очень хорошее – большой палец направлен параллельно полу, плохое – палец вниз.
Учитель шепчет на ушко рядом стоящему ученику фразу: «Ты самый лучший, самый добрый человек». Эти слова нужно шепотом передать другому учащемуся.
Учитель спрашивает учеников, изменилось ли их настроение от этих слов и, если изменилось, нужно хлопнуть в ладоши.
·       Как вы думаете, почему изменилось у нас настроение?
– Конечно же, настроение улучшается от добрых, ласковых слов. В сердцах людей зажигается огонек доброты. И сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы этот огонек всегда согревал наши сердца и сердца окружающих нас людей.
Разгадать кроссворд.
черта личности, которая заключается в себялюбии.
( эгоизм)
Идеи ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы, правила (культура)
Богатство каждого народа
( традиции)
Что основано на моральных нормах (закон)
Система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей ( мораль)
Ключевое слово: ЭТИКА Встают в круг
Слайд 1
Слайд 2-7 Эмоциональный настрой
Личностные УУД:
- самоопределение
3 Постановка учебной задачи(4 мин)
 Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. Создание проблемной ситуации
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека  к доброте. А тёмная сторона олицетворяет зло . Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Подумайте, какова мораль притчи?
Ребята, так какая тема нашего урока?
Верно: «Добро и Зло»
Назовите цель нашего урока?
1.Понятие добра и зла.
2. Отличие добрых поступков от злых. Слайд 8-9
Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания
Размышляют
Ответы детей:
( понять что такое добро и зло?Отличать добрые поступки от злых?)Слайд 10-11 Познавательные УУД:
- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
- целеполаганиеЛичностные УУД:
- интерес к изучению предмета
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4
5 Актуализация знаний
Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания
Работа по теме
Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь, учебник стр.12-13 )Группа 1. Работа с Толковым словарём.
С.И.Ожегов:«Добро–всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
Группа 2. Работа с Толковым словарём. С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?
Группа 4. Работа с учебником. Что такое добро?
Учитель:
- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. 
«Добрым быть совсем – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета»
-Мы всегда находимся перед выбором, чтобы не допустить зла.
-Ребята каждой группы приготовили инсценировки
- На ваших столах лежат высказывания, некоторые из них относятся к добру, а какие то ко злу. Посоветуйтесь в группах и определите, что отнесете к добру, а что к злу.
Вывод:
-Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
-У добра и зла много лиц!
Работа в группах
Объясняют, где добро, где зло
Слайд 12-15
Обсуждают в группах, делают выводы
Слайд 16
Ребята показывают сценки
Работа в группах
Слайд 17 Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование 
- усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование 
- усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
6
7
8
Физкультминутка 
(1 мин)
Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации
Первичное закрепление(8 мин)
Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)
Цель: Создание условий для рефлексии - Встаньте, ребята, возьмите зеркало.  Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…Мир именно таков, каким мы его делаем…»
– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа
– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. 
– Задание в группах. Собери пословицы.
- Рубашка износится, а доброе дело не забудется. 
- За недобрым пойдешь - на беду набредешь.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, 
- Не одежда красит человека, а его добрые дела
Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
-Вы готовы к этому?
Я предлагаю сделать одно доброе дело, собрать урожай добрых дел.
-Посмотрите на слайд: Осень красна плодами, а человек делами.
У вас на столах фрукты, на обратной стороне запишите свое доброе дело, которое вы недавно сделали.
Посмотрите, какой богатый урожай мы собрали.
Для чего мы это сделали? Слайд 18
Работают в группах
Слайд 19
Cлайд 20
Записывают добрые дела
Размышляют
Слайд 21 Регулятивные УУД:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:
- самоопределение
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные УУД:
- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
- целеполаганиеЛичностные УУД:
- интерес к изучению предмета
Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на урок
Личностные УУД:
- самоопределение
9
10 Домашнее задание (2 мин)
Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание
Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: Создание условий для рефлексии
дифференцированное задание
- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле
- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.
- Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».
Сегодня я узнал(а)
Я понял(а)…
Я почувствовал(а)…
Я научился(ась)…
Было интересно…
Мне захотелось…
Урок дал мне…
Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»
Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей
Слайд 22
Ответы учащихся
Слайд 23
Слайд 24 Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке