Внеклассные мероприятия из одной сельских школ Республики Саха (Я) МБОУ Кюсюрская СОШ


Внеклассные мероприятия из одной сельских школ Республики Саха (Я) МБОУ «Кюсюрская СОШ»
Пусть далеко мы от земли большой
И наш посёлок незаметен,
Но тем нам дорог наш край родной
Мы за него с тобой в ответе.
Наша Кюсюрская средняя школа расположена в селе Кюсюр Булунского улуса Республики Саха (Якутия). Село Кюсюр стоит на правом низком берегу реки Лена. Широкая долина реки, начинающаяся в пределах Олёкминского улуса, сужается в районе села Кюсюр. Далее к северу река величаво мчится среди крутых причудливых скал. Природа нашего края суровая. Здесь проходит лесотундра. Уже в нескольких километрах начинаются необъятные просторы тундры.
Наслег Кюсюр – самый большой по своей территории и по численности населения среди наслегов Булунского улуса. Здесь имеются средняя и начальная школы, детский сад, больница, магазины, метеостанция, дизельная электростанция, отделение связи, сберкасса, Дом культуры и библиотека.
В 2013 году наша школа достойно отметила свой 120-летний юбилей. Мы очень гордимся своей школой – одной из старейших школ республики. Школа постоянно участвует в различных спортивных соревнованиях, проводимых в улусе. В течение многих лет является победителем среди сельских школ.
Кюсюрская средняя школа более 46 лет проводит туристическо – краеведческую работу, которая охватывает общешкольный традиционный поход Кюсюр – Булун – Кюсюр, многодневные лыжные переходы, национальные игры «Дети Севера».
Учителя физической культуры строят свою работу ориентируясь на эти направления, согласно годового плана работы клуба «Север». Сами условия жизни, весь уклад нашего села требуют хорошей физической подготовки наших школьников. И экстремальные природные условия, и трудности с добыванием пищи, и отсутствие благоустройства на селе – всё это может выдержать только хорошо подготовленный человеческий организм. И поэтому на протяжении ряда лет ведётся большая работа по физическому укреплению и оздоровлению школьников. С этой целью наша Кюсюрская средняя школа сохраняет и приумножает свои традиции.
Коллектив физкультурников школы является самостоятельной организацией, призванной развивать спортивно – массовую работу, спорт, туризм среди учащихся. В школе обучается свыше 164 учащихся. Учителя физической культуры Жирков Иван Романович (учитель высшей категории) и Велигура Александр Стефанович (учитель высшей категории) работаем в тесном контакте с коллективом учителей.
В школе проводятся массовые соревнования по различным видам спорта, организована внеклассная работа, регулярно проводятся занятия кружков и спортивных секций. Таким образом, нами были подготовлены несколько школьников, ставшие призёрами на республиканском и российском уровнях.
Постараемся кратко раскрыть всю эту многогранную, кропотливую, традиционную спортивную работу. Для этого поставлены цели и задачи нашей работы:
формирование здорового образа жизни;
дальнейшее улучшение спортивно-массовой работы в школе;
массовое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, спортом и туризмом;
пропаганда и популяризация национальных видов спорта, народных игр и дальнейшее развитие занятий национальными видами спорта. В нашей школе на протяжении ряда лет функционируют разнообразные секции и кружки, проводится туристическо-краеведческая работа в которую входят:
общешкольный традиционный однодневный поход по маршруту Кюсюр – Булун – Кюсюр;
многодневные лыжные переходы;
школой организованы и проводятся детские игры по национальным видам спорта народов Севера в наслегах улуса и п. Тикси с охватом учащихся более 120 человек.
Также пропагандируем здоровый образ жизни, т.к. понимаем, что наша главная задача – отвлечь школьников от вредных привычек, привить навык постоянно поддерживать спортивную форму. Для этого учащиеся имеют возможность, т.к. в школе на хорошем уровне проводятся занятия кружков и спортивных секций, различные соревнования. В секциях по волейболу, баскетболу, пионерболу, вольной борьбе, настольному теннису и национальным видам спорта занимаются ученики, начиная с 5 класса. Самые массовые секции – это секции баскетбола, пионербола и национальные виды спорта. Всего в секциях занимается больше 136 человек. А в целом, внеклассными формами физической культуры в Кюсюрской средней школе охвачено 75-86% учащихся.
Понимая, что без пропаганды школьников привлечь трудно, мы стараемся улучшить условия для занятий спортом, оформить наглядность. С этой целью нами был оформлен спортивный зал в национальном стиле. В последнее время мы испытываем трудности с обеспечением спортивным инвентарём, поэтому стараемся сами изготовить из подручного материала. Кое-что изготовлено и самими учениками в школьных мастерских. Это – нарты большие для юношей, нарты маленькие для девушек и мальчиков, флажки, флагштоки, эстафетные палочки, вертушки, алыки, тренажёр для перетягивания палок, ходули, штанги, гантели и т.д. Благодаря этому, школа располагает сейчас всем необходимым для занятий и соревнований спортивным инвентарём и оборудованием. В коридоре около спортзала имеется спортивный уголок: несколько стендов, изготовленных при помощи школьников. В стендовых материалах нашли отражение:
1)списки школьников, установивших рекорды школы по следующим видам спорта:
бег на 30 м.; бег на 60 м.; бег на 100 м.; бег на 1500 м.;
челночный бег 3 по 10 м.;
прыжки в длину с разбега;
прыжки в длину с места;
прыжки в высоту с разбега;
прыжки через нарты;
национальные прыжки ( кылыы, ыстанга, куобах);
северный тройной прыжок;
национальные прыжки 3 по 3;
подтягивание на высокой перекладине;
подтягивание на низкой перекладине.
2)комплекс сдачи норм ГТО и БГТО ;
3)маршрутная карта и списки лыжных переходчиков всех поколений;
4)результаты и списки всех участников игр «Дети Сесера» за все годы;
5)выставка спортивных достижений школы ( кубки, вымпела, грамоты);
6)график проведения спортивных мероприятий за год.
За все годы в школе немало сделано для совершенствования процесса физического воспитания школьников, для вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом большинства учеников. Это позволило организовать физическое воспитание на хорошем уровне. Сложившаяся система физического воспитания эффективно действует укреплению здоровья и улучшению физического развития учащихся и закаливанию организма, совершенствованию двигательных качеств. Хотя и мы сталкиваемся с трудностями. Научно – техническая революция значительно изменила характер труда и образ жизни современного человека. Автоматизация производственных операций, благоустройство бытовых условий, избыток информации, поступающей по телевидению и радиовещанию, компьютеризация привели к резкому сокращению физических нагрузок и двигательной активности в процессе профессиональной и бытовой деятельности людей. Недостаточная двигательная активность затронула и детей. А это серьёзная угроза не только их здоровью, но и формированию растущего организма, что неизбежно влечёт за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности. Опрос, проведённый нами в классах начального звена, показал, что большая часть младших школьников ведёт малоактивный образ жизни. Отсюда вывод, что современные ученики нуждаются в оптимальной двигательной активности. Именно поэтому в школе подчёркивается необходимость организации ежедневных занятий физической культурой, разнообразия форм физического воспитания.
Развитие детей зависит от целого ряда факторов:
особенности дошкольного периода жизни;
соблюдения гигиенических требований к режиму в семье и школе;
уровня двигательной подготовленности:
специфики регионально-географических условий, влияющих на рост физическое развитие ребёнка.
И поэтому мы строим свою работу таким образом, чтобы обеспечить оптимальный двигательный режим школьников. Он должен удовлетворять естественную потребность растущего организма в движениях, а также способствовать гармоничному физическому развитию, высокой работоспособности, своевременному формированию двигательных качеств и навыков. С этой целью во всех классах проводится утренняя гимнастика до начала занятий, администрация школы требует проведения физкультминуток на уроках как в начальном звене, так и в среднем. Помимо этого на переменах организуются подвижные игры, которые проводят физорги классов.
В Кюсюрской средней школе с 1967 года существует туристический клуб «СЕВЕР», который был создан по инициативе учителя географии Данилова Хрисанфа Хрисанфовича. Целью этого клуба является:
пропаганда фольклора, культуры, спорта и здорового образа жизни;
знакомство детей с родным краем;
организация туристических походов по разным маршрутам;
сбор материалов по истории родного края.
Мы стараемся поддерживать эту традицию, т.к. считаем, что эта работа необходима, особенно в наше время, когда расшатаны устои экономического и политического развития страны, и мы все испытываем дефицит доброты, человеческого внимания и заботы о ближнем.
Членами туристического клуба «Север» подготавливается однодневный поход по маршруту Кюсюр – Булун – Кюсюр. Положение этого интересного мероприятия было разработано его инициатором Даниловым Х.Х. Туристические походы – это самый массовый вид спорта. Наш наслег Кюсюр стоит на правом берегу реки Лена, а Булун – это местонахождение нашего бывшего районного центра.Он находится в 7 км ниже Кюсюра на левом берегу реки Лена, при впадении в неё речки Булункан. В Булуне стоит памятник, установленный в память о 14 бойцах, павших за установление Советской власти в Булунском округе. Эти походы стали традиционными. Учащиеся всей школы с нетерпением ждут наступления весны. В первые годы поход был действительно однодневным, так как все мероприятия проходили в один день – это эстафета «ФАКЕЛ», игры «БГЗР», «Быстрый чай», «Ф лаг». С 1990 года начали вводиться новые спортивные виды и игры. Теперь это мероприятие стало проводиться в течение 2-4 месяцев. В походе участвуют все школьники 7-11 классов. Они распределяются на 6 разновозрастных отрядов. Все мальчики и девочки распределяются нами с равномерным распределением физически подготовленных учащихся. При этом сразу закипает работа. Во всех отрядах тайно друг от друга выбирают название отряда, её девиз, держат в тайне все секреты. Ребята начинают изготавливать красочные эмблемы, вымпелы команд. До похода проходят соревнования между отрядами по футболу, шашкам, шахматам, по лыжным гонкам. Проводится конкурс снежных фигур, а также интеллектуальные игры типа КВН и брейн-ринга, на суд жюри выносится также защита отрядных традиций. К началу похода каждый отряд выбирает командира, заместителя командира по хозяйственной части, 2-3 поваров, 2 костровых, 2 санитаров, 2 связистов, 2 журналистов, фотографов. Серьёзное внимание уделяется одежде, обуви детей и порядку следования по маршруту. Семикилометровый путь пролегает по бездорожной, снежной целине среди ледяных торосов реки Лены. Весенняя полярная погода капризна. Можно попасть в такие походные условия, как пурга или холодный пронизывающий северный ветер. Одежда участников должна быть тёплой, но в то же время лёгкой, чтобы можно было участвовать в переходе и соревнованиях. Команды идут в строго определённом порядке, соблюдая некоторую дистанцию между собой. Трасса для соревнований подготавливается за 2-3 дня до похода. В отрядах старшие юноши и девушки помогают в пути младшим товарищам. Ребятам строго запрещается есть снег и лёд. Учащиеся, которые по состоянию здоровья не могут принять участие в состязаниях, привлекаются в качестве судей, информаторов, освещающих ход соревнований и т.п. Школьный медик является постоянным участником всех походов. Надо отметить, что за все годы ни во время походов, ни после него не было ни одного пропуска уроков по болезни. В день похода подводятся итоги конкурсов, эстафет и прочих мероприятий. Через неделю на конкурс представляются иллюстрированные отрядные альбомы. Победители награждаются в торжественной обстановке. В проведении этого мероприятия задействован весь коллектив школы, никто не остаётся в стороне. Таков наш праздник, который стал одной из лучших традиций школы.