Внеклассные физические мероприятия, организация научной работы в школе


Внеклассные физические мероприятия, организация научной работы с обучаемыми в школе.
В новых социально- экономических условиях выпускник школы должен глубоко усвоить основы современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь ориентироваться в научной литературе, стремиться пополнять свои знания и уметь применять их на практике. Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно осуществить его только на уроках. Чтобы привить учащимся интерес к физике, дополнить и углубить знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с ними и во внеурочное время. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступают как внеклассные мероприятия так и организация научной работы, т.е. исследовательская деятельность. Основными задачами организации внеклассной работы и научно- исследовательской деятельности учащихся в современной школе являются:
-развитие способности самостоятельно приобретать знания;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- выработка умений применять знания на практике:
- всестороннее развитие личности ученика:
Основные требования к организации внеклассной работы по физике
Тесная связь учебно- воспитательной работы. Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы, но и эта работа не должна быть простым продолжением урока.
Доступность. Предлагаемый учащимся материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.
Занимательность. Содержание внеклассных мероприятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся, оно должно опираться на потребности самого ученика.
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие:
1.Индивидуальная работа – работа с отдельными учащимися т.е подготовка рефератов, докладов, творческих отчетов, исследовательских проектов.
2. Групповая работа- систематическая работа, проводимая с небольшой группой учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений( кружки, секции, факультативные занятия или элективные курсы)
3.Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом (лекции, конференции, недели физики, конкурсы, олимпиады, экскурсии, интеллектуальные игры)В своей практике я ежегодно провожу различные олимпиады, интеллектуальные игры для разных классов, а так же мы всегда участвуем на физическом турнире »Кубок Башкортостана по физике», на всевозможных командных конкурсах решения задач, ученики профильных классов с желанием посещают элективные курсы.
В данной статье мне хотелось бы поделиться частицей приобретенного опыта в применении одной из самых непростых педагогических технологий - организации научно – исследовательских работ. Особенно эффективна она в работе с одаренными и мотивированными на учебу и самообразование детьми.
Исследовательская работа учащихся начинается с постановки проблемы. Ее цель- не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования ( как формировать или выявлять проблему исследования; как правильно поставить и описать эксперимент; как обеспечить получение надежных результатов, подвести итоги, оформить реферат, написать статью и т.д.) Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже известного в науке. Вместе с тем для ученика выполнение этого задания является познанием еще непознанного. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Процесс научного творчества является циклическим, состоящим из звеньев: исходные факты - гипотеза – следствия - эксперимент – исходные факты. Особенно следует подчеркнуть, что организация научно – исследовательской деятельности учащихся по физике в современной школе должна быть такой, чтобы она обеспечивала охват разных категорий учащихся( с разными способностями к учебе, развитием и интеллектом), позволяя каждому ученику в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями личности включаться в интеллектуальную, эмоционально – волевую, действенно – практическую деятельность. Чтобы исследовательская работа была интересной и результативной, она должна возрастать по объему и степени сложности для каждой категории учащихся, приобретая черты научного поиска, новизну и прикладной характер.
Основная философская идея, которую я пытаюсь реализовать в своей практике, заключена в мудром изречении: «Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь».То есть только через деятельность и личный опыт каждого конкретного ребенка можно эффективно его чему – нибудь научить. Этой идее отвечает личностно – деятельностный подход в обучении, который лежит в основе научно – исследовательских работ. В ряду всех достоинств этого подхода в обучении есть именно те, которые необходимы в первую очередь нашим ученикам для развития проектного мышления ( именно такой тип мышления характерен для современных лидеров бизнеса, политики, спорта ,искусства):
-приобретение коммуникативных навыков и умений, то есть умение работать в различных группах и выполнять разные социальные роли ( лидера, исполнителя, посредника);
-актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных позиций, выдвигать гипотезы, делать выводы;
- воспитание терпения и терпимости, развитие критического мышления и творчества.
Если выпускник школы приобретает такие знания и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Аннотации некоторых последних ученических исследовательских работ.
1.Определение шумового и радиоактивного загрязнения города Ишимбай.
В 2012 году эта работа стала победителем в муниципальном конкурсе научно- исследовательских работ и была представлена на республиканских чтениях малой академии наук. Исследования проводил ученик 10 класса Данилов Дмитрий. Задачи работы:
-выбрать площадки исследования;
- измерить уровень радиационного фона при помощи дозиметра;
- измерить уровень шумового фактора при помощи шумомера;
- полученные значения записать в таблицу и сравнить с санитарными нормами;
- выводы, рекомендации.
Кратность измерений каждую неделю в течении 2-х месяцев, выбраны 5 площадок, то есть наиболее оживленные места города .По результатам измерений построены таблицы, диаграммы, и конечно, изучен весь теоретический материал, санитарно – гигиенические нормы. В своих исследованиях Данилов Д. обнаружил шумовое загрязнение на 3-х площадках города, попытался их объяснить и дал рекомендации для их устранения и так же предложил горожанам для отдыха самое тихое место.
2.Неньютоновские жидкости.
В 2013 году эта работа стала победителем на зональном конкурсе исследовательских работ
« Шаг в науку». Эту работу выполнила ученица 10 класса Юдахина Виктория. Как признается сама Вика, ее эта тема просто заинтересовала и она начала ее изучать и в итоге получилась почти научная работа. Поставленные задачи:
- изучить странное поведение неньютоновских жидкостей;
- исследовать эффект Кайе- выяснить, можно ли ходить по поверхности воды.
Актуальной тема является потому, что все больше расширяются области применения жидкостей, обладающих неньютоновскими свойствами, необходимо контролировать их поведение. Эти жидкости не поддаются законам обычной физики, они меняют плотность и вязкость при воздействии на них физической силой, причем не только механическим способом, но и даже звуковыми волнами. Такие странные свойства некоторых жидкостей объясняют упрочением межмолекулярных связей при быстром воздействии на них, т.е. жидкость ведет себя как твердое тело. Эти жидкости применяются на производстве броне жилетов для военных, используются в автопроме ( моторные масла), для амортизации транспортного оборудования.