Внеклассные мероприятия по гражданскому воспитанию младших школьников


План внеклассных мероприятий по гражданскому воспитанию
младших школьников
Тема Форма работы Дата
проведения
Моя Родина – Россия Рассказ, беседа Сентябрь
Башкорстан – мой край родной Рассказ, конкурс
чтецов Сентябрь
Кто такой настоящий гражданин? Викторина Октябрь
Россия – Родина моя Игра – путешествие Октябрь
День народного единства Рассказ, викторина Ноябрь
Что значит быть патриотом сегодня Составление древа понятия, беседа Ноябрь
Семь чудес Башкортостана Виртуальная экскурсия Декабрь
День конституций Викторина Декабрь
Моя родина – Башкортостан Конкурс Январь
Моя малая родина Стерлитамак Рассказ, беседа Январь
День вывода советских войск из Афганистана Экскурсия Февраль
А ну-ка мальчики Игра – соревнование Февраль
Классный час: «Моя Родина – Россия»
Цель: познакомить детей с государственными символами России и их основными функциями.
Оборудование: глобус; карта мира; плакат с государственными символами.
План беседы
– Что такое Родина?
– В какой стране мы живем?
– Какие народы живут в России?
– Как называли нашу страну от древних времен до наших дней?
– Кто является главой нашего государства?
– Какое дерево традиционно считают символом России?
– Какие государственные символы России вы знаете?
– Для чего они нужны?
– Где можно увидеть эти символы?
– Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
– Что находится в лапах у орла?
– Чем защищена грудь орла?
– Какого цвета флаг России?
– Что такое гимн?
– Знаете ли вы, в каких случаях звучит гимн?
– Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн?
Ход классного часа
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (1 мин)
Что такое Родина? В какой стране мы живем?
3. Работа по теме классного часа (25-30 мин)
Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами общий пол – земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Я покручу глобус. Как вы думаете, какой «дом» я сейчас начну искать? (страну Россию).
Россия шестое по численности населения государство мира, его населяют 146,3 миллиона человек. Территория России составляет немногим больше 10% площади земного шара. В недрах России сосредоточена 1/3 всех мировых запасов полезных ископаемых. Наша страна огромная, богатая держава.
– Какие народы живут в России? (русские, татары, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, марийцы).
– Как называли нашу страну от древних времен до наших дней? (Киевская Русь, Российская империя. Российская Республика, СССР, Российская Федерация).
– Какое дерево традиционно считают символом России? (березу).
У каждого государства есть символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
– Какие государственные символы России вы знаете? (флаг, гимн, герб). Для чего они нужны? Где можно увидеть эти символы?
У России, как и у других стран, есть государственная символика: герб, флаг, гимн. Эти символы закреплены основным законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства.
– Кто является главой нашего государства? (Президент РФ).
– Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах, правительственных наградах, космических кораблях, почтовых марках, открытках, значках.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава – символы власти. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца [демонстрация государственный герб РФ].
– Что находится в лапах у орла? Чем защищена грудь орла?
Двуглавый золотой орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Государственный флаг официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства.
– Какого цвета флаг России? (флаг России бело-сине-красный. Белый цвет – вера, чистота; синий – благородство, верность; красный – героизм, отвага, смелость).
– Что такое гимн? (гимн – торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа и его традиции и богатство природы). С 1 января 2001г. государственным гимном России стало произведение с текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова. Текст утверждён Государственной Думой и Президентом.
– Знаете ли вы, в каких случаях звучит гимн? (в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраниях, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований).
– Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (встают, мужчины снимают головные уборы).
В разных частях России люди живут по-разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Итак, мы с вами граждане России, россияне.
Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине – месте, где мы родились и живём сейчас. У кого - то малая родина большой город, а у кого - то маленькая деревушка. И где бы ни жил человек потом, его всё время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.
4. Итог занятия (5-7 мин)
Перечислите символы государственности о которых мы сегодня говорили? Для чего они нужны? Где можно увидеть эти символы? Когда звучит гимн? Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн?
Ребята, как вы думаете, почему сегодня во всех школах нашей страны проходит урок Отечества?
Вы – наше будущее. И если вы вырастите достойными гражданами, то наша страна будет процветать, будет сильной и богатой.
Внеклассное мероприятие по теме: «Башкортостан – мой край родной»
Цель: углубить знания детей об истории и культуре республики, воспитание в детях любви к Родине, уважения к ее героям и чувства гордости за них; развитие любознательности, познавательного интереса к истории, литературе и культуре башкирского народа.
Оборудование: изображение флага и герба РБ, изображение города Уфы, памятников героям Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, героям Великой Отечественной войны – Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (3-4 мин)
– В какой республики мы с вами живем? Какой город является столица республики Башкортостан?
Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Ребята кто-то из вас может перечислить ключевые символы государства? Как выглядит флаг РБ? Что изображено на гербе РБ?
3. Работа по теме мероприятия (20 мин)
Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.
Наша республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Занимает территорию более 143 тысяч кв.км. Население более 4 млн. чел. Проживает около 100 национальностей. В годы Октябрьской революции народ Башкортостана боролся за создание самостоятельной республики. Такая республика была создана в 1917 году. А в марте 1919 года на основе соглашения с российским правительством была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.
12 октября мы отмечаем день Республики. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой и стала называться Республикой Башкортостан.
Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Кто из вас может перечислить ключевые символы государства?
Государственный флаг официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства. Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая с семью лепестками. Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый - их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана [демонстрация флага РБ].
Государственный герб Республики Башкортостан был принят 12 декабря 1993 года. Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан» [демонстрация герба РБ].
Государственный гимн Республики Башкортостан был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия «Республика» на музыку Фирата Идрисова. Государственный гимн РБ является символом, выражающим суверенитет РБ, единство и дружбу ее народов.
– Какой город является столица республики Башкортостан?
Столица республики Башкортостан – город Уфа. Он основан в 1574 году. Уфа – большой, красивый город. Проспект Октября, который соединяет южную и северную части города, имеет протяженность более 10 км. В Уфе много фабрик, заводов, учебных заведений, дворцов, музеев [демонстрируются слайды с видами города Уфы].
В Уфе насчитывает более миллиона жителей. Любимые места горожан это памятники легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, героям Великой Отечественной войны - Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Бессмертные подвиги этих героев стали символом мужества и отваги [демонстрируются иллюстрации с изображениями памятников героям].
Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. В 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой развитой нефтяной и химической промышленности.
В мире и согласии живут трудовые слои башкирского и русского народа. Им всегда приходилось вместе защищать интересы России – в одних рядах сражаться против иностранных интервентов.
Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как «праздник плуга»). Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых.
Для празднества выбирается широкий майдан. Здесь происходят главные соревнования: лазание по шесту, борьба, скачки, перетягивание каната и многое другое. Целый день продолжаются игры и пляски, не смолкает веселая песня.
4. Физ. минутка (5 мин)
А теперь, ребята, поиграем все вместе. Игра «Улетели – улетели!»
Называются летающие и нелетающие предметы (при этом поднимает руку вверх). Например: улетели – улетели – журавли улетели; улетели – улетели – грабли улетели и т. д.
Игроки должны поднимать руку тогда, когда назвали летающий предмет. Кто ошибается, выходит из игры.
5. Продолжение работы по теме (10 мин)
Сегодня мы проводим конкурс чтецов. Участники будут читать стихи башкирских поэтов о своей Родине.
6. Итог мероприятия (2-3 мин)
Какой город является столица республики Башкортостан? В каком году была создана наша республика? Как выглядит флаг РБ? Что изображено на гербе РБ?
И все это наш родной край Башкортостан. И любим мы его не только за достопримечательности и полезные ископаемые, а потому что мы здесь живем, это наша Родина. Мы гордимся ее героями, восхищаемся ее красотой и любим все, что нас окружает.
Награждение участников конкурса сладкими призами.
Викторина «Кто такой настоящий гражданин?»
Цель: сформировать начальные представления о поведении гражданина в обществе; воспитание нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.
Оборудование: наглядно-иллюстративный материал, карточки для работы групп.
Ход викторины
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (5 мин)
Послушайте и охарактеризуйте главного героя.
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как «балаболкой» и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута – и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка – за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.
В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
– О чем отрывок? (о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине).
– Можно ли назвать Пашку гражданином?
– Кто такой «гражданин»? (лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей).
3. Викторина (25-30 мин)
Выберите те главные черты характера, которые должен воспитывать в себе каждый человек, чтобы его ценили и уважали как настоящего гражданина.
На доске: Надежность, ответственность, трусость, справедливость, заботливость, равнодушие, уважение, сострадание, зависть, отзывчивость.
А вот от тех черт характера, которые вы не назвали, должны избавляться. Мы с вами говорили, каким должен быть настоящий гражданин. А сейчас мы разобьемся на 2 группы, и каждая группа соберет образ настоящего гражданина (дети пишут на листочках, затем зачитывает каждая группа). За выполненную работу группы получают 0.5-1 балл.
1 конкурс «Права человека»
left47625Группам раздаются карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено и написать, его на обороте карточки. За каждую правильно подписанную карточку группа получает 0,5 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое группы могут получить в этом конкурсе – 2 балла.
Ответ. 1 карточка: Право на свободу. 2 карточка: Право на жизнь. 3 карточка: Право на владение личным имуществом. 4 карточка: Право на неприкосновенность жилища.
left660402 конкурс «Государство»
Группам раздаются карточки с рисунками, на которых изображены символы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подписать. За правильно выполненное задание группа получает 3 балла. Ответ. Законы.
Работа в группах
Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).
Послушайте стихотворение Исаковского «Вишня» подумайте, как можно охарактеризовать главного героя.
В ясный полдень, на исходе лета
Шел старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И довольный нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу!
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть уйдет и в ширь, и в высоту,
И дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, тишине.
И отведав спелых, сочных ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят? Экая досада!
Я об этом вовсе не тужу.
Не хотят, не вспомнят и не надо.
Все равно я вишню посажу».
– Вам понравилось стихотворение? Чем? (старик сделал добро, думал о других, ничего не требуя взамен).
– Каким был старик? (заботливым, добрым, бескорыстным, хорошим).
– Можно ли назвать его настоящим гражданином? (Да).
Вы тоже должны делать добро людям, проявлять заботу, уважать старших, а, учась в школе, должны активно участвовать в общественной жизни.
4. Подведение итогов (2-3 мин)
Быть гражданином своей страны – это почетно. Что же нужно сделать для того, чтобы им стать? Необходимо просто любить свою Родину, уважат ее законы и традиции, почитать ее культуру и каждый день трудится ради ее блага.
Игра – путешествие «Россия – Родина моя»
Цель: закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства; развитие чувства патриотизма; воспитывать уважительное отношение к стране и людям, которые в ней живут.
Оборудование: картины с изображением родной природы, изображение флага и герба России, филворд на листе ватмана, пазлы с изображением герба России, карта России, герб и флаг Стерлитамака, картинки с изображением паровоза и выгонов, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Постановка темы и целей мероприятия (2-3 мин)
Школьник читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
– Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
– Ребята, так что же такое Родина? (это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны).
Мы с вами много говорили об этом на уроках, на праздниках и играх, и сегодня пришло время подвести итог нашим знаниям.
– Как называется наша страна? Почему мы так много говорим о России?
3. Игра-путешествие (20-25 мин)
Сегодня у нас игра – путешествие. А на чём можно отправиться в путешествие? Мы с вами поедем на волшебном поезде, который может не только двигаться по рельсам, но и поможет заглянуть в прошлое и будущее нашей страны. Для этого путешествия мы рассядемся на 2 вагончика (разделимся на 2 команды). Наша игра – соревнование знаний, поэтому полученные сейчас баллы мы положим в общую копилку. А итоги путешествия подведёт жюри.
Итак, взяли свои знания, хорошее настроение, расселись по вагонам и отправляемся.
Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.
Задание 1 «Собери пословицу»
Каждая команда из отдельных слов должна собрать пословицу. За правильный ответ начисляется 1 балл.
Пословицы: Родина-мать, умей за неё постоять. Чужбина-калина, Родина-малина. Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит. Научит горюна чужая сторона.
Но не только пословицы и поговорки создавали наши предки. Все мы любим, читать русские народные сказки. Сейчас проверим, знаете ли вы сказки.
Задание 2 «Отгадай сказку»
Каждая команда получает по стихотворению о сказке, по которому вы должны догадаться, что это за сказка. За правильный ответ начисляется 1 балл.
1.Чтобы Ванечке напиться,
Наклонился он к копытцу.
А, скажите, где ребёнок?
Рядом маленький козлёнок.
– Чему учит нас данная сказка?
2.Ох, как короб мой тяжёл,
Много я, медведь, прошёл.
Сяду, сяду на пенёк,
Съем горячий пирожок.
– Чему учит нас данная сказка?
Звучит гудок поезда. Молодцы! Но наша стоянка заканчивается, и мы отправляемся дальше.
Следующая станция «Праздничная»
Сейчас мы немного отдохнём. Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты. За правильный ответ начисляется 1 балл.
12 декабря День Конституции; 23 февраля День защитников Отечества; 1 января Новый год; 9 мая день Победы; 12 июня День независимости России; 4 ноября День народного единства; 8 марта Международный женский день; 1 мая Праздник Весны и Труда.
Станция «Гражданская»
Мы настоящие граждане своей Родины и, должны знать о своей стране все. На доску вывешивается филворд. Найдите в этом филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы. Каждое найденное слово вывешивается на доске. Дети находят слова и объясняют их значение: (гимн, герб, флаг, столица, конституция).
К Ф Л
О Н С Т И А
Т Т Г
Г О У Е Л Ц Р И Г И М
Б Ц Я Н
А Коллективная работа команды
Задание 1 команде: из цветных полосок бумаги собрать Российский флаг.
Задание 2 команде: составить из пазлов Российский герб.
За верное выполнение команда получает 1 балл.
– Мы нашли слово «Конституция» что это значит?
Главное, что мы должны знать из нашей Конституции это наши права и обязанности. Сейчас одна команда напишет наши основные права, а вторая наши главные обязанности. За правильный ответ начисляется 1 балл.
Права: на жизнь, на отдых, на образование, на помощь, на защиту чести и достоинства. Обязанности: защищать Родину, соблюдать законы, охранять природу, платить налоги. Конституция это не только права и обязанности, но и наше правительство.
4. Подведение итогов (5-7 мин)
Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия. Для того чтобы подвести итог командам по очереди будут заданы вопросы. За правильный ответ начисляется 1 балл.
– Кто является главой нашего государства? Кто сейчас действующий президент РФ? Какое событие состоялось 2 марта? Кто был избран президентом РФ? Как называется столица нашей страны? В каком городе мы живем? Какие символы государственности вы знаете? Что такое Родина?
Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в прошлом нашей страны, поговорили о символах государства, подвели итоги нашей работы по изучению своей страны. Мы всё время говорили о том, мы граждане огромной страны России. Что мы можем сделать для своей страны?
Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России.
5.Подведение результатов игры (2-3 мин)
Беседа: «Что значит быть патриотом сегодня»
Цель: формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории.
План беседы
– Кто же такой патриот?
– Что такое отечество?
– Что такое Родина?
– Какие ещё слова может включать в себя слово Родина?
– Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине?
– «Что же значит быть патриотом» как вы это понимаете?
– Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов вы бы назвали патриотом?
– Можно ли назвать патриотом главу нашего района? Если да, то почему?
– А директор нашей школы патриот? Почему?
– А поэты, которые в своих стихах воспевают всю красоту нашего края, нашей малой Родины?
– Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь?
– Как называется единый закон, который должен соблюдать каждый гражданин нашей страны?
– Что должен выполнять настоящий гражданин?
Ход беседы
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (1 мин)
– Как мы можем назвать человека, у которого проявляются следующие качества: преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям? (патриот).
3. Сообщение темы и целей занятия (2-3 мин)
Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом?». Со словами «патриотизм», вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что, же обозначает это слово? (слово патриот происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris – родина).
– Кто же такой патриот? (человек, который любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины).
4. Коллективная работа по теме занятия (20-25 мин)
Давайте составим ассоциативный ряд «Патриот, кто он?»: кто любит то место, где родился и вырос. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. Готов стать на защиту Отечества. Отстаивает престиж свой страны. Знает государственную символику. Готов отдать своей родине все силы и способности. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством. Знает свой родной язык. Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Есть слова, которыми называли патриотов раньше, в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними: отечественник, отчизник, отчизнолюб, усердный защитник. Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это любитель отечества.
– Что такое отечество? (родная страна, где родился человек, родина предков).
Мы с вами подошли к самому главному для нас слову Родина.
– Что такое Родина? (отечество, родная страна, место рождения).
– Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (родить – произвести на свет потомство; родители – отец и мать, у которых рождаются дети; родич – родственник, член рода; родня – родственники; родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её; народ – нация, жители страны).
Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое патриотизм, и кто такой патриот. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи.
Есть мнение, что: «Где тепло, там и Родина». Сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание: подумайте и выберите одно из близких вам понятий, а затем завершите предложение: Судьба и родина – едины, потому что…Я не связываю воедино понятия судьба и родина, потому что…
А теперь выслушаем ваше мнение. Действительно наша судьба и родина неразрывны.
– Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине?
5. Итог занятия (3-5 мин)
Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего урока и ответить на вопрос: Что же значит быть патриотом как вы это понимаете?
– Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов вы бы назвали патриотом? Можно ли назвать патриотом главу нашего района? Если да, то почему? А директор нашей школы патриот? Почему? А поэты, которые в своих стихах воспевают всю красоту нашего края, нашей малой Родины? Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь?
Быть патриотом своей Отчизны, значит, быть гражданином своей страны и исполнить свой долг. В каждой стране люди живут по единому закону. Вспомните, как называется единый закон, который должен соблюдать каждый гражданин нашей страны? (Конституция).
В ней собраны все права и обязанности граждан. Итак, что должен выполнять настоящий гражданин? (выполнять свой долг соблюдать правила, законы).
Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы – действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма.
Классный час на тему «День народного единства»
Цель: сформировать у обучающихся представление о новом государственном празднике, показать, основываясь на факты, значение действий народного Ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов; развивать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.
Оборудование: изображение портретов К. Минина К., Д. М. Пожарского.
Ход занятия
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Изучение нового материала (20-25 мин)
– Ребята знаете ли вы, чем знаменуется дата 4 ноября? День Народного Единства.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия – наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях» [иллюстрация портретов Минина К., Пожарского Д. М.].
3. Итог занятия (5-7 мин)
1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор).
2. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей).
3. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова).
4. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века).
5. Кем был Кузьма Минин? (земский староста).
6. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением).
7. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы).
8. Какие города удалось захватить врагам?
9. Где происходила битва 24 августа? (в Москве).
10. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет).
– Какое событие проходит 4 ноября? 4 ноября мы празднуем День народного единства. Наша Родина – самое большое государство на земном шаре. Нашу страну омывают сразу три океана (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Она богата лесами. В её недрах залегают многочисленные полезные ископаемые. В России насчитывается более двух миллионов рек, а по количеству и разнообразию озёр она занимает одно из первых мест в мире. Велика и богата наша Родина. Но главное её богатство – это люди. Учёные насчитывают в России 150 языков. Русским языком владеют большинство жителей нашей страны. Россия – страна многонациональная, в ней проживают представители более ста наций и народностей. Люди исповедуют разные религии.
Виртуальная экскурсия «Семь чудес Башкортостана»
Цель: познакомить обучающихся с достопримечательностями республики, углубить знания об историй и культуре республики; способствовать развитию чувства патриотизма, любви к родному краю; воспитание уважения к нашим истокам, родной земле, языку, чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: изображение памятника Салавату Юлаеву, пещеры Шульган-таш, горы Янган-тау, Красноусольских минеральных источников; курай.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Виртуальная экскурсия по теме мероприятия (25-30 мин)
В преддверии Дня Республики жителям Башкирии в начале года было предложено путем голосования выбрать семь самых лучших национальных объектов среди 200 предложенных, то есть была проведена телевизионная акция «Семь чудес Башкортостана». Кто-нибудь из Вас участвовал в этой акции?
И сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по красивейшим местам нашей маленькой Родины.
Давайте подумаем и вспомним, чем славится Башкортостан, ведь нашу республику знают не только в России, но и за рубежом. Посмотрите сколько уже мнений по поводу достопримечательностей Башкортостана. По мнению большинства жителей и гостей республики, в золотой список семи достопримечательностей семи чудес Башкортостана – вошли: памятник Салавату Юлаеву, курай, эпос «Урал-батыр», пещера Шульган-таш, башкирский мед, гора Янган-тау, Красноусольские минеральные источники.
Безусловно, многие из вас знакомы с ними и, не задерживаясь, отправляемся на экскурсию.
[демонстрация картинки памятника национальному герою Салавату Юлаеву]
– Где расположен данный памятник? (в Уфе). Что вы про него знаете? (его открыли 17 ноября 1967 года. Это самая большая конная статуя в России, высотой почти 10 метров и весом 40 тонн). Салават Юлаев был не только великим воином, но и замечательным поэтом, который очень любил свою Родину и писал об этом в своих стихах.
Еще одним из семи чудес Башкортостана был объявлен курай. Курай национальный башкирский музыкальный инструмент, похожий на флейту. Курай появился очень давно, проследить это можно по древним эпосам, которые рассказывают нам историю и легенды нашего народа.
Вот и следующее чудо Башкортостана – эпос «Урал-батыр», олицетворяющий общественные идеалы гуманизма, героизма и мужества. «Урал-батыр» – башкирский национальный эпос, записанный в 1910 году Мухаметшой Абдрахмановичем Бурангуловым, самое крупное произведение башкирского эпоса. «Урал-Батыр» принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии – кубаир (kобайыр – песнь-восхваление, героическая песнь). В эпосе выражена идея вечной жизни народа.
В данном эпосе воспевается легенда о двух братьях: Шульген и Урал. Старший брат Шульген был непослушным сыном и им завладели злые силы, а младший, Урал, делал добро и помогал людям. Они несколько раз сталкивались на поле битвы, и каждый раз Урал-батыр прощал брата. Шульген лишил всех воды, спрятав ее глубоко под камнями, оставив одно озеро, которое было отравлено. Урал-батыр выпил все озеро, чтоб другие не отравились. Сын его – Идель, взяв меч отца, пробил скалы и победил зло, выпустив воду…«Гору мечом он алмазным сечет; Воды, белые, как серебро. Заструились тотчас с горы, Прохладные понесли дары».
Согласно легенде, так и образовалась пещера Шульганташ, т.е. «камень Шульгена», где он прятал воду. Пещера Шульганташ уникальный природный памятник. Уже на протяжении 50 лет она является не только символом Башкортостана, но и местом паломничества ученых, студентов-историков и многочисленных туристов.
Кто-нибудь из вас посещал эту пещеру? Что вам запомнилось в ней?
Шульган-таш, Капова (Шулгэнташ), одна из крупнейших карстовых пещер на Башкирском (Южном) Урале. Расположена на правом берегу р.Белой в 4 км. ниже д.Новоакбулатово Бурзянского р-на, на территории Прибельского филиала Башкирского государственного заповедника. Трехъярусная протяженностью свыше 2 км. Украшена кальцитовыми натечными образованиями; зимой - ледяными сталагмитами и сталактитами. В галереях и залах, расположенных на разных уровнях, сформирован разнообразный внутренний пещерный микроклимат. Через пещеру протекает подземная р.Шульган. На расстоянии 2 км до Шульганташ эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро диаметром 3 м. и глубиной до 80 метров.
Флора окрестности пещеры представлена ольхово-черемуховой уремой с примесью древовидной ивы, липы, осины и другой растительности - около 30 видов. Не зря именно в этих краях на протяжении долгих лет сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и целебные качества.
Именно дикий башкирский мед является еще один чудом нашей малой Родины. Ремесло добывания дикого меда называется бортничество.
– Пробовали ли вы дикий мед? Есть ли, по-вашему, отличия между диким и домашним медом?
С целью сохранения и изучения бортевых пчел в естественном состоянии с 1986 организован государственный заповедник Шульганташ. Бортничество сохранилось только в Бурзянском районе Башкортостана.
В Салаватском районе есть другое чудо – гора «Янгантау», которая находится на высоте 413 метров над уровнем моря. Янгантау вытянута с востока на запад на 2,5 км вдоль правого берега р.Юрюзань. О выходе тепла из недр горы Янгантау было известно давно. Легенда гласит, что еще несколько сот лет тому назад, выделение тепла обнаружил местный пастух. В один из холодных осенних дней, он сильно промок, устал, и, решившись укрыться от дождя, на склоне горы, у корня большого дерева, выкопал небольшую яму, лег на дно этой ямы и заснул крепким сном, а, проснувшись, с удивлением обнаружил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В дальнейшем он часто приходил сюда, чтобы обогреться. Каковы же были радость и изумление пастуха, когда он заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног, которые до этого очень беспокоили его, особенно в ненастную погоду. Своим открытием пастух поделился с местными жителями, и они начали пользоваться теплом горы для лечения своих недугов. С этого времени гору Каракош-Тау (Беркутовая гора) стали называть Янган - Тау, т. е. «горящая гора». В связи с этим пастуху в санатории «Янгантау» установлен памятник.
Земля Башкортостана прославилась своими лечебными источниками. Какие из них вам известны? Бывали ли вы в краях с лечебными источниками? В каких именно? Что понравилось?
Красноусольские минеральные источники уникальны радоновыми хлоридными натриевыми минеральными водами. Целебные свойства источников известны с XVI века.
3. Итог занятия (3-5 мин)
Вот мы с вами и познакомились с семью чудесами Башкортостана давайте перечислим их.
Многие из вас их знали до этого и возможно много нового узнали из того что услышали сейчас. Далеко не каждый из вас имел возможность видеть эти чудеса и бывать в тех местах, где они находятся, я хочу пожелать вам, чтоб вы обязательно посетили эти достопримечательности и увидели все своими глазами.
Внеклассное мероприятие: «День Конституции»
Цель: сформировать у учащихся понимание сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации, расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Оборудование: изображение флага и герба РФ.
Ход внеклассного мероприятия
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (2 мин)
– В какой стране мы живём? Как ещё можно назвать нашу Россию?
– Что вы знаете о своей стране? Кто стоит во главе России? Назовите столицу нашей Родины. Ребята, а вы знаете, где прописаны законы нашего государства?
3. Сообщение темы и целей внеклассного мероприятия (2 мин)
Совсем скоро, 12 декабря, в нашей стране будет отмечаться важный праздник. Какой это праздник? (День конституции). Что вы о нем знаете?
Сегодня мы поговорим об этом празднике и о государственной символике.
4. Работа по теме занятия (20-25 мин)
– Что же такое конституция? (выступление подготовленных детей).
1. Конституция Российской Федерации – это список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
2. В нашей Конституции сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное.
3. Наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
4. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно - гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.
5. В Конституции сказано, что для нашего государства самое главное: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
Конституция – это основной закон государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику. В конституции написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. Именно 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерацию, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным и объявлен выходным днем.
Беседа о правах и обязанностях граждан
В Конституции нашей страны прописаны наши права и обязанности. Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь). Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.
– Какими правами пользуется гражданин России? Какие обязанности имеет гражданин России? (охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду). Какова ваша основная обязанность? Какую заботу проявляет о нас наше государство?
Символика государства
Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Знаете ли вы символы Российского государства? Назовите их.
Продолжи строчку:
1. Гимн – это…(торжественная песня в честь государства).
2. Россия – священная наша…(держава).
3. Россия священная наша…(страна).
4. Могучая воля, великая…(слава).
5. Твоё достоянье на все…(времена).
Зачитываю стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный…флаг!
Давайте вспомним, какой первый цвет располагается на государственном флаге – белый, второй цвет – синий, третий – красный [иллюстрация флага РФ].
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге, а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
5. Подведение итогов мероприятия (3-5мин)
1. Какую форму имеет флаг России? (форму прямоугольника).
2. Сколько полос на флаге? (3).
3. В какой последовательности они расположены? (белый, синий, красный).
4. Что символизирует каждая полоса флага?
5. На гербе России изображен? (орёл).
6. Грудь орла на щите защищена щитом с изображением кого? (Святого Георгия Победоносца).
7. Что же такое Конституция? (это основной закон государства).
8. Когда была принята конституция российского государства? (12 декабря 1993 года).
Внеклассное мероприятие на тему «Моя родина – Башкортостан»
Цель: углубить знания по географии и истории Башкортостана; создать условия для повторения и закрепления материала по гражданскому воспитанию, содействовать развитию познавательного интереса; способствовать воспитанию уважения к сопернику умение работать в команде.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (2 мин)
– В какой республики мы с вами живем? Какой город является столицей республики Башкортостан? В каком городе живем мы?
3. Конкурсы (20-25мин)
В конкурсе участвуют три команды.
1 конкурс «Разминка»
Участникам предлагается выбрать номер вопроса (1-15) и ответить на него, номер записывается, чтобы не было повторений. За верный ответ команда получает 1 балл.
1. Что такое Конституция?
2. Когда была принята Конституция РФ?
3. Сколько полос на флаге РБ, в какой последовательности они расположены?
4. Как выглядит герб РБ?
6. Кто написал текст и музыку для гимна РФ? (С. В. Михалков и А. В. Александров).
7. При каком царе в России появился двуглавый орел? (Иван III)
8. Как называется наука, изучающая правила составления и символику гербов? (геральдика).
9. Что появилось раньше, что позже гимн, флаг, герб? (сначала герб, потом флаг, потом гимн).
10. Когда отмечают день республики?
11. В каком веке появился двуглавый орел в государственном гербе России? (XV в.).
12. Как назывался первый официальный гимн России? («Молитва русских»).
13. В связи с каким событием появился бело-сине-красный флаг, и при каком царе это было? (в связи со строительством первого русского морского корабля «Орел», для которого необходим был флаг, обозначающий принадлежность его России; при Алексее Михайловиче).
14. Как назывался корабль, для которого царь Алексей Михайлович велел изготовить бело-сине-красный флаг? («Орел»).
15. Назовите автора и композитора последнего русского гимна?
2 конкурс «Факты, факты…»
Командам предлагаются различные цифровые данные. Они должны объяснить, что означают эти цифры.
1574 г – год основания г.Уфы; 13000 – количество рек в Башкортостане; 21 – количество городов в республике Башкортостан; 15 век – появился двуглавый орел в государственном гербе России; 12 декабря 1993 года – принята конституция российского государства; 7 – чудес Башкортостана.
3 конкурс: Перечислить города Башкирии
Ответы: Агидель, Межгорье, Октябрьский, Салават, Сибай, Кумертау, Нефтекамск, Белорецк, Ишимбай, Мелеуз, Салават, Стерлитамак, Уфа, Благовещенск, Бирск, Дюртюли
4. Итог мероприятия (2-3 мин)
И все это наш родной край Башкортостан. И любим мы его не только за достопримечательности и полезные ископаемые, а потому что мы здесь живем, это наша Родина. Мы гордимся ее героями, восхищаемся ее красотой и любим все, что нас окружает.
Беседа: «Моя малая Родина Стерлитамак»
Цель: формирование положительного отношения к родному городу, его жителям, воспитание гражданина города, страны.
План беседы
– Что такое Родина?
– Как называется город, в котором мы живем?
– Что имеют ввиду, когда говорят малая Родина?
– Что является нашей малой Родиной?
– Ребята, а знаете ли вы, в каком году основан наш город?
– Как называют жителей города Стерлитамак?
– Когда празднуют День города?
– Как называют этот день?
– Кто изображён на гербе города? Почему?
– Сколько рек в городе?
– Кому своим возникновением город Стерлитамак обязан?
– Кто является главой г.Стерлитамак?
– Ребята, а знаете ли вы известных жителей нашего города?
Ход беседы
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (2-3 мин)
– Что такое Родина? (страна, в которой живем; место, где жили наши предки).
– Как называется город, в котором мы живем?
У каждого человека есть большая и малая Родина. Что имеют ввиду, когда говорят малая Родина? (место, в котором ты родился, в котором родилась твоя мать и отец, где жили твой прадеды; место, где мы родились и живем сейчас).
Малая Родина – это, место где вы сделали свои первые шаги, произнесли слово «мама», и начали познавать свой мир. С познания родных мест начинается любовь к Родине, так как связывается с чувством любви к тому милому уголку земли, где ты родился, познал азбуку жизни. Куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его. Чтобы лучше узнать свою Родину, необходимо изучать и свою республику.
Где бы ты ни был, твое сердце всегда будет принадлежать этому маленькому уголку, который называется большим словом Родина.
3. Беседа по теме занятия (20 мин)
– Что является нашей малой Родиной? Наша малая Родина – это Стерлитамак. И сегодня мы с вами поговорим о Стерлитамаке.
Название города появилось путём слияния двух слов: названия реки Стерля, протекающей через город, и тюркского слова «тамак» (устье, горловина), то есть в переводе название Стерлитамак означает «устье реки Стерля».
Своим возникновением город Стерлитамак обязан купцу Савве Никифоровичу Тетюшеву. Тетюшев был довольно известным предпринимателем, имевшим опыт поставки товаров в русскую армию и в императорский дворец. Он успешно сочетал коммерцию с чиновничьей деятельностью. Был организатором создания соляной пристани в Стерлитамаке.
– Ребята, а знаете ли вы, в каком году основан наш город? (1766)
– Как называют жителей города Стерлитамак? (стерлитамаковцы, стерлитамаковец, стерлитамаковка).
– Когда празднуют День города? Как называют этот день? (последнее воскресенье мая, день химика).
– Наш город, как и многие другие, имеет свой флаг и герб. Кто изображён на гербе города? Почему?
Основными фигурами герба являются три серебряных гуся. Их цвет символизирует веру, духовность, благородство, чистоту и искренность, особо присущие жителям Стерлитамака. Лазоревый цвет поля герба означает красоту и величие города, а также стремление горожан сохранить экологическое благополучие. Червлень символизирует мужество, смелость, великодушие. Изобилие воды символически изображено широким волнистым серебряным поясом. 8 июня в нашем городе отмечается день герба [демонстрация герба г.Стерлитамак].
1 ноября 2006 года был принят флаг города Стерлитамак. В лазоревом поле три плывущих по серебряной воде серебряных гуся. Форма полотнища флага – прямоугольная. Соотношение сторон полотнища – ширины к длине флага – 2:3.
Осмысление центральных фигур исторического герба Стерлитамака трёх гусей связано с огромной актуальностью вопросов экологии для города, являющегося крупным индустриальным центром республики. Лазоревый цвет поля герба является геральдическим символом красоты и величия, а серебряный цвет элементов герба – символом веры, чистосердечности и благородства жителей Стерлитамака [демонстрация флага г.Стерлитамак].
– Сколько рек в городе?
Стерлитамак – город трёх рек (Ашкадар, Белая, Стерля), о чём символизируют три волны, соединяющие два поля флага. Присутствие трёх гусей в золотом (жёлтом) обрамлении и куницы натурального цвета символизируют справедливость, богатство, состоятельность и стремление сохранить экологически чистую природу.
– Кто является главой г.Стерлитамак? (Изотов Алексей Николаевич).
Ребята, а знаете ли вы известных жителей нашего города? (Раиса Максимовна Горбачёва – российский общественный деятель, супруга М. С. Горбачёва. В 1949 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 3 в г. Стерлитамаке. Ирек Зарипов – участник Паралимпийских игр в 2010 году в Канаде. Завоевал четыре золотых и одну серебряную медали в лыжных гонках и биатлоне).
26 мая город Стерлитамак будет праздновать 246-летие со дня основания. Стерлитамак один из самых красивых городов Башкортостана, стал домом для 270 тысяч жителей. Это второй после Уфы по численности населения, промышленному и культурному потенциалу город республики. Город окружают уникальные горы и многочисленные реки.
4. Итог занятия (3-5 мин)
Стерлитамак считается одним из самых зеленых и чистых городов не только республики, но и России.
Будущее родного города зависит, прежде всего, от нас с вами. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.
Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.
День вывода советских войск из Афганистана
Цель: развивать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих соотечественников.
Ход занятия
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Сообщение темы и целей занятия (5 мин)
Афганская война 1979-1989 гг. продолжительное вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского руководства Республики Афганистан при военной поддержке ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) – с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира - с другой.
27 декабря 1979 – штурмом дворца Амина началась Афганская война и только 15 февраля 1989 произошло окончание вывода Советских войск из Афганистана.
15 февраля 1988 – официально объявили о подготовке к подписанию договоренностей и предстоящем выводе войск.
15 мая 1988 года после подписания Горбачевым соответствующего соглашения, первые шесть полков из северных провинций двинулись домой [демонстрация памятников войнам интернационалистам].
Февральская ночь, ледяная броня
На скалах свет фар, автоматы в бойницах.
Колонна уходит из под огня.
Выходим к границе, выходим к границе!
Грохочет вода в русле горной реки
И темень в горах трассерами искриться
Сегодня последний рывок, мужики!
Последний рывок – и мы на границе.
Афган! Ты как рана в душах солдат.
Я знаю – ты будешь ночами нам сниться.
Ведь здесь вдоль дорог обелиски стоят
До самой границы, до самой границы.
На этой войне не бывает чудес.
Не всем пацанам суждено возвратиться.
Они наблюдают за нами с небес,
Они помогают нам выйти к границе.
Вот выйдем и мамам напишем:
«Теперь не надо за нас ночами молиться!»
Поможет нам Бог и мы без потерь
Дойдем до границы, дойдем до границы
Рубеж! дозор головной доложил
И стали светлей запыленные лица
И тихо в эфире сказал командир:
«Бойцы! Будем жить!» Ведь мы на границе!
Неужто закончилась эта война
И с нами теперь ничего не случиться
Не зря ты заначку хранил, старшина.
Давай, доставай - мы уже на границе!
Автор: Сергей Терехов
3. Экскурсия к вечному огню возложение цветов (30-35 мин)
«А ну-ка, мальчики!»
Цель: воспитывать у школьников любовь к Родине, уважение к ее защитникам, стремление служить отечеству.
Ход занятия
1.Организационный момент (1 мин)
Мы рады приветствовать вас на нашей развлекательной программе «А ну-ка, мальчики», которая посвящена Дню Защитников Отечества.
23 февраля вся наша страна торжественно отмечает День Защитника Отечества. Быть защитником своих близких, своей Родины – это святая честь любого человека. Так было и так будет. Защитники нашей Родины – это Российская армия и Военно-Морской Флот, это наши лётчики, солдаты, моряки и пограничники. В этот день поздравляют военнослужащих, ветеранов, воинов, дедушек, пап, мальчиков, всех мужчин.
2. Игра-соревнование (25-30 мин)
Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы поиграть в весёлую игру, посостязаться в силе, ловкости, смекалке, находчивости. Игра будет проходить между 2 командами. Команды приглашаются на сцену. Посмотрим, чья команда выиграет, т. е правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей.
И конечно никакой конкурс не может пройти без болельщиков и жюри, сегодня встречу будут оценивать.
Итак, начинаем игру.
1 конкурс ловушка
Конкурс проводится без объявления сразу после выхода команд. Перед командами проходит девочка и как бы случайно роняет платок (примерно посередине между командами). Выигрывает та команда, которая догадается поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс.
2 конкурс «Знакомство»
Участники должны в течении 1 минуты дать название своей команды и объяснить свои выбор.
Вот мы и познакомились. Команды займите свои места за столиками.
Каждая игра начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию. Каждая команда должна ответить на вопросы по очереди в течение 5 секунд. Если это команда не сможет ответить, то можно другой команде дать ответ.
3 конкурс «Кто быстрее?»
Ни для кого не секрет, что солдат должен уметь быстро одеваться и приводить себя в порядок. Эти умения мы и проверим. С каждой команды приглашается 1 участник.
4 конкурс «Память»
У солдата должна быть очень хорошая память. Каждому подразделению необходимо запомнить как можно больше слов из тех, которые передадут вам связистки. Две девочки по очереди зачитывают командам слова. Листы передаются в жюри, а команды, по очереди, совместно вспоминают и называют слова, которые были прочитаны. Жюри отмечает, все ли слова назвали?
1 команде: танк., море, нарушитель, залп, окружение, медаль, капитан, пистолет, мина, победа.
2 команде: корабль, овраг, защитник, выстрел, атака, награда, командир, автомат, бомба, салют.
5 конкурс «Повара»
Без какого специалиста не обходится ни одна армия? Конечно, без повара. И наш следующий конкурс – конкурс поваров. Вызываются по 2 человека от каждой команды. Каждая команда получает тарелку и набор карточек с названиями продуктов: мясо, картошка, капуста, фасоль, свёкла, морковь, лук, соль, сахар, уксус, перец, вермишель. Ваша задача сварить флотский борщ. Выберите, что из предложенных продуктов, вы используете при приготовлении борща.
6 конкурс «Передача секретного сообщения»
Каждое подразделение получило секретное сообщение. Передача секретного сообщения «по цепочке». Капитаны команд остаются, остальные участники выходят в коридор.
Зачитывает текст сообщения сначала одному капитану, потом второму капитану другой текст. Капитаны прослушивают тексты сообщений, и сообщают информацию вторым членам своей команды, вторые пересказывают третьим, третьи, четвертым и т.д.
Жюри прослушивают рассказы последних игроков и сравнивают его с исходными текстами сообщений.
1 команде «Друзья». Алёша принёс щенка домой. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко. Суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играют в парке. Алёша мечтает подготовить собаку и служить с ней на границе.
2 команде «Помощь». Это было зимой. Мальчики пошли на пруд. Ваня надел коньки и побежал на лёд. А там прорубь. Ваня упал в воду. На помощь пришли товарищи. Они вытащили Ваню из воды и отвели домой.
7 конкурс «Шофёры»
Известно, что любой мужчина хотел бы водить машину. В армии тоже есть особая категория – военные шоферы. Проверим, есть ли у вас водительские способности. От каждой команды приглашаются по два участника. На полу ставятся две (четыре) одинаковые игрушечные машинки, к которым привязаны веревки с палочками на конце. По звуковому сигналу под музыку «Песенки шоферов» участники начинают наматывать веревку на палочку. Выигрывает тот, чья машинка первой приедет к финишу.
8 конкурс «Народная мудрость»
Каждой команде даются полоски со словами из двух пословиц. Задание необходимо сложить пословицы и прочитать классу и членам жюри.
Пословицы: Умелый боец везде молодец; Военному делу учится всегда пригодится; Офицер в доблести пример; Маскировка – это хитрость и сноровка.
9 конкурс «Маскировка»
Хорошие бойцы умеют хорошо замаскироваться. Предлагается двум участникам команд замаскироваться под старушек, т.е. надеть на себя юбку и косынку, с завязанными глазами.
3. Подведение итогов конкурсов и награждение победителей(2-3 мин)
Итак, наша игра подходит к концу. Наши мальчики показали себя только с хорошей стороны. Какие они у нас смелые, храбрые, трудолюбивые, умные.
Пока жюри подводит итоги, слово для поздравления предоставляется девочкам. Награждение участников команд.