Методическое сообщение Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио


«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым
к музыке, тот золотой ключик, при помощи которого
они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы
приумножить мысль жизни»
З. КодайМетодическое сообщение «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио»
Цель – пробудить у ребёнка интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки и всего искусства в целом, сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих дарований.
Задачи:
образовательные:
создание на уроках сольфеджио атмосферы увлеченности;
создание предпосылок для интеллектуального и эмоционально-психологического развития личности.
воспитательные:
воспитание креативности на уроках сольфеджио;
развивающие:
развитие интереса к собственному творчеству,
развитие творческих навыков;
формирование осознанного отношения к музыке – умение понимать её
язык, характер, логику музыкального развития.
За последние десятилетия сформировались прогрессивные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в ДМШ и ДШИ. Сейчас на уроках, и в первую очередь на занятиях сольфеджио, все больше внимания уделяется развитию музыкального интеллекта и творческих способностей учащихся.
Все дети обладают задатками к художественному творчеству, поэтому практически все дети могут научиться сочинять. Задача ДМШ состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником, "поэтом в душе".
По словам В.Середы, «наиболее активной, содержательной формой практического освоения закономерностей музыкальной организации является система творческих заданий» на уроках сольфеджио, и обобщение и развитие имеющегося опыта являются перспективными направлениями методики сольфеджио.
Название предмета «сольфеджио», то есть пение по нотам, стало узким для выражения комплекса задач, направленных на развитие творческой личности учащихся.
Условно этот комплекс можно разделить на три группы:
развитие мелодического мышления;
развитие гармонического мышления и гармонического слуха;
развитие музыкальных творческих способностей (сочинение, импровизация, подбор аккомпанемента).
Две последние группы тесно связаны между собой. Так, занятия разными видами музыкального творчества предполагают владение детьми необходимой суммой знаний и навыков в области гармонии должны быть использованы учащимися при выполнении творческих заданий. Известный немецкий композитор и педагог К.Орф в середине XX века создал школу музыкально-творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой, пусть на первых порах самого элементарного вида, активизирует весь процесс познания. Орф назвал музыкально-творческие импульсы «скрытыми способностями», и настаивал на необходимости отыскания эффективных путей к каждому ребёнку. «Опыт, – говорил К.Орф, - убедил меня, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, и почти к каждому ребёнку можно найти путь, у каждого вызвать отклик и таким образом содействовать развитию скрытых способностей. Беспомощный педагог часто по невежеству «засыпает» живые родники, препятствует развитию талантов». Важной стороной развития гармонического и музыкального творчества детей является овладение ими навыка подбора аккомпанемента. Дл я этой цели в учебной практике используется ряд пособий, наиболее известное из которых – «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» - М. Калугиной и П. Халабузарь, М., 1989 год. В нём авторы предлагают, при подборе баса к мелодиям, опираться на главные ступени лада и проводить эту работу начиная с 3 класса.
Автор сборника «Подбираем аккомпанемент» - Т. Сиротина. М., Музыка, 2002г., предлагает приступить к изучению основ гармонии значительно раньше – уже на первом году обучения, после приобретения учащимися некоторого слухового опыта и навыков игры двумя руками. Начинать нужно с простейшего аккомпанемента – бурдон, представленный в виде тонической квинты. Выдерживаемые два устойчивых звука (I и V) создают фон, на котором свободно движется мелодический голос (приложение № 1).
При разучивании песни, можно использовать перестановку голосов - сначала мелодия в правой руке, бурдон в левой, затем наоборот. Если ребёнок плохо владеет инструментом, (а также учащиеся народного, духового отделений), можно бурдон играть, а мелодию петь.
В песнях, сопровождение которых построено на аккордах разных функций, перед заключительной тоникой, в предпоследнем такте используется доминантовый аккорд. На начальном этапе обучения функции T и D представлены в виде созвучий (интервалов): T – квинтой I - V, доминанта – секстой: VII – V (Приложение № 2).
Мягкость и интонационная сглаженность мелодии, подкрепляется введением в аккомпанемент субдоминанты, которая поначалу дается в виде сексты I – VI (Приложение № 3).
На данном этапе субдоминанта (S) непосредственно в доминанту (D) не переходит. Между ними в качестве промежуточного аккорда используется тоника (Т). Исполнение D после S приводит к накоплению неустойчивости и вызывает появление Т – устойчивого итога движения. Чередование T – S – D – T называется полным оборотом (Приложение № 4).
Следующий этап при подборе аккомпанемента – это четырехголосие. К 3-х звучным аккордам T – S – D, для большей выразительности, полнозвучности басовый голос, бас становится фундаментом (Приложение № 5).
Перед заключительной доминантой, в каденции часто встречается тонический квартсекстаккорд (Т64), который звучит особенно выразительно и напряженно, поэтому Т64 получил название кадансовый квартсекстаккорд (Приложение № 6).
Кроме трезвучий главных ступеней (T – S – D), в аккомпанементе полезно использовать и трезвучия побочных ступеней. Они добавляют в аккомпанемент новые музыкальные краски и оттенки (Приложение № 7, 8, 9, 10).
Мы привыкли к тому, что D всегда разрешается в Т. Но в музыке встречаются и другие случаи, когда вместо Т после D появляется трезвучие VI ступени. Это звучит непривычно и поэтому обращает на себя внимание. Такой оборот получил название прерванный. Очень часто он используется в каденции (Приложение № 11).
Большую пользу в практическом освоении функций могут оказать импровизационные упражнения сочинения мелодии на заданные аккорды (Приложение № 12), а также сочинение второго голоса к мелодии (Приложение № 13, 13 «А»), творческие задания на использование различных интервалов «Диалог Лягушки и Кукушки» (Приложение № 14. 14 «А»).
В первом классе, когда у малышей интонационный опыт ещё не велик, их творческие упражнения очень просты. Это допевание до тоники от любой ноты на нейтральный слог:

Следующий этап - допевание до тоники от заданной ступени, например от II:

Правда не следует забывать, что обращаться к импровизации стоит лишь тогда, когда учащиеся почувствуют в мелодиях метрический пульс. Стремление к тонике ощущается довольно отчетливо в конце построения из двух фраз, если первая звучит «вопросом», а вторая «ответом» (Приложение № 15). Дальше идет игра, детей нужно поставить в ряд или кружок. Правила: отвечает тот, на кого укажет педагог, в ответ должна прозвучать мелодия, непохожая на мелодию вопроса (Приложение № 16).
Иногда, если позволяет время, можно поиграть в «вопросы» и «ответы» за инструментом. Педагог играет «вопрос», а ученик – «ответ». Затем «вопросы» играет ученик. Игра называется «Дедушка и внучка»: любопытная внучка задает вопросы, а терпеливый дедушка отвечает. В качестве домашнего задания можно предложить детям записать ответы (Приложение № 17).
Работу по досочинению, можно проводить и без текста, например к каждой фразе «Петушок», «Игра в слова», подбери подходящий вариант и впиши в пустые такты (Приложение № 18, 19, 20, 24, 29). Досочини 2-е предложение (Приложение № 21, 22, 23).
После того, как учащиеся познакомятся с одноименным минором, можно предложить досочинять мелодию в одноименной тональности (Приложение № 25).
Мы учим детей при анализе мелодии, как диктуемой или читаемой с листа, так и импровизированной, направлять свое внимание на каждый отдельный ее участок и не проходить мимо знакомых оборотов. Движение по Т53, вверх – вниз, поступенное движение, опевание, скачки на пройденные интервалы, использовать ракоходное движение, а затем эти элементы использовать при сочинении мелодии на заданный текст, ритм (Приложение № 26, 29)
С большим удовольствием учащиеся сочиняют и поют секвенции на пройденные интервалы или другие элементы. Интересная секвенция получается на текст «Дни недели», т.к. количество дней недели совпадает с количеством ступеней в гамме (Приложение № 27, 28, 29). Большие возможности в развитии навыков импровизации учащихся 2 – 3 классов дает знакомство с приемами варьирования. Самые простые приемы варьирования дают богатые возможности в работе над ритмом (приложение № 19, 29, 30, 31, упражнение «Три козы»).
Ритмические трудности: синкопа, пунктирный ритм, триоль учащиеся усваивают глубже и быстрее, если поработать над соответствующим текстом. Ритмизируя текст стихотворения, учащиеся всегда начинают с наипростейшего варианта. Затем с помощью изменения размера и ритмического рисунка сделать жанровые преобразования мелодии: полька, марш, мазурка, вальс (Приложение № 32, 33).
После усвоения этого вида работы, задание можно усложнить: сочинить свою мелодию в любой тональности и сделать жанровые вариации с аккомпанементом (Приложение № 34)
Переход из мажора в параллельный минор и наоборот, играет большую формообразующую роль. Осознанным сочинением мелодий в параллельных тональностях дети занимаются в 3 – 4 классах, но слуховая подготовка может начаться значительно раньше, когда дети познакомятся с понятием мажор и минор (Приложение № 35). Читать вслух, а затем сопровождать чтение Б53, М53.
После изучения всех видов трезвучий, предложить детям сопровождать свой рассказ о волке и 7 козлятах различными трезвучиями (Приложение № 36).
В младших классах, работая над многоголосием и, исполняя различные каноны, можно давать детям задание по сочинению собственных канонов на различные тексты и без них (Приложение № 37, 38).
Все описанные выше формы творческих заданий являются эффективными в развитии музыкальных способностей. Активизация творческого начала в работе с учащимися, особенно младших классов, вызывает живой отклик с их стороны. Сольфеджио перестают быть предметом непонятным и скучным. Интерес и увлеченность, с какой учащиеся младших классов занимается творчеством, убеждают нас в необходимости начинать эту работу с первых дней пребывания в школе.
Так, Т. Боровик, в своем сборнике «Ритмы, рифмы и слова», предлагает читать стихи «Ехала деревня», различными интонациями (Приложение № 39), сопровождая чтение различными мимическими картинками. Интересные задания, связанные с эмоционально – выразительным содержанием, предлагает в своих «Рабочих тетрадях» Н. Александрова (Приложение № 40, 41). И чем раньше мы зароним в душу музыкального ребенку творческую искру, тем вероятнее, что она не погаснет и, обогатит внутренний мир каждого нашего воспитанника.
Б. Асафьев писал: "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других".
Литература:
Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: 1-4 классы ДМШ: Учебное пособие. - М.: Кифара, 1999.
Подвала В.Д. Давайте сочинять музыку! 1-2-классы: Упражнения по развитию творческих навыков учащихся ДМШ, ДТТТИ. - Киев: Музычна Украйина, 1990.
Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. - М.: Советский композитор, 1987.
Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио: учебные пособия для 1-7 классов ДМШ. - С-Пб: Композитор.
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»/ П.Халабузарь, В.Попов,
Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания; М.: -«Музыка», 1990г.
СиротинаТ. «Подбираем аккомпанемент». Учебное пособие. Вып. I, I-IV классы ДМШ.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. М., «Музыка», 1998
Трахтенберг Ф. Рабочая тетрадь для 5 класса, Новосибирск, Окарина
10.Александрова Н. Рабочая тетрадь для 2 класса. Новосибирск, Окарина11. Боровик Т. Ритмы и рифмы. Минск, 1998