Выступление по теме «Курс ОРКСЭ. Светская этика. Из опыта работы МОУ «липицкая СОШ»


Первые шаги.
Нищете материальной нетрудно помочь,
Нищете души невозможно.
М.Монтень.
Во главу современного образования ставится личность. Учителю все чаще и чаще приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человечка так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы, Гражданин своей страны. Как воспитать Личность, способную впитать культуру своего народа, человечества, способную шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры. Как научить детей видеть хорошее в человеке? Сделать это совсем непросто. Российское общество и государство за короткий промежуток времени претерпело множество радикальных изменений. Ребенок принимает вседозволенность за личную свободу, свободу мнений. Поэтому нужно предпринимать шаги к формированию у детей нравственных приоритетов.
Прежде чем сделать шаг, нужно выбрать дорогу. Курс ОРКСЭ является новым для образовательных учреждений. Как выбрать верный путь и не превратить урок в рамках данного курса в нравоучения? Мы хотим поделиться своим опытом работы, пусть еще не очень богатым. В 2012-2013 учебном году впервые четвероклассники нашей школы начали изучение модуля «Светская этика». Это был выбор родителей, который они сделали в результате большой подготовительной работы. Классные руководители знакомили родителей на собрании с нормативно-правовой базой, рассказывали обо всех модулях, объясняли, что у родителей есть право выбора, знакомили с вопросами анкеты, предлагали познакомиться с отзывами в соцсетях. На повторном родительском собрании было проведено анкетирование родителей, анкеты собрали и обработали данные. Наверно, 100% выбор модуля «Светская этика» не случаен, так как внеурочные занятия по курсу «Этика» являются своеобразной пропедевтикой. Кроме этого родители видят реальный позитивный личностный результат своего ребенка.
Второй год в учебном плане ООП НОО МОУ «Липицкая СОШ» 1 час в неделю отводится на изучение ОРКСЭ. Курс рассчитан на 34 часа в год. Обучение безотметочное. Учителя четвертых классов осуществляют реализацию модуля «Светская этика» по учебникам А.А.Шемшурина.
Цель: нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных ориентаций жизнедеятельности младших школьников.
Задачи:
- помочь учащимся обрести ценностные ориентиры, смыслы;
- способствовать формированию гуманности, как критерию доброжелательного и уважительного отношения к людям;
- воспитывать ответственность к собственному слову, поступку, делу, их последствиям;
- воспитывать чувство собственного достоинства, как проявление отношения к самому себе, как самоуважение, основанное на уважении к другим людям.
Средство реализации цели и задач: актуализация нравственного потенциала личности.
Способ достижения цели: выявление и формирование нравственного ядра личности:
гуманность (отношение к другим, доброжелательность, уважение к людям).
ответственность (отношение к своему слову, поступку, делу, предвидение последствий).
чувство собственного достоинства (отношение к себе, основанное на отношении к другим).
Формирование качеств личности обусловлено индивидуальными особенностями ребенка и отдельными психическими процессами, что требует психологической установки в организации образовательного процесса, выборе методов и упражнений.
Организация социально открытого пространства развития и воспитания младшего школьника, нравственного уклада его жизни, осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- социальной востребованности воспитания.
Можно выделить следующие этапы нравственного развития учащихся:
Различные упражнения.
Накопление опыта.
Стимуляция усилий.
Создание условий для самоопределения.
Развитие потребностей.
Педагогические направления воспитательного влияния уроков ОРКСЭ:
на нравственное сознание (развитие представлений младших школьников о значении нравственных норм и ценностей),
на эмоциональную сферу (формирование у ребенка общечеловеческих гуманистических ценностей),
на поведение (личностное развитие и саморазвитие на основе нравственно-этических категорий),
на нравственную оценку и самооценку.
Общие требования к урокам ОРКСЭ
Элементы необычности при выборе места проведения занятия (комфортная, домашняя обстановка, в зависимости от темы и идеи)
Решение нравственной проблемы, близкой детям, коллективное общение по поводу нравственной проблемы, где не может быть «правильных» и « неправильных» ответов (в отличие от конкретных естественно-научных, не могут быть догматичными не столько знания, сколько суждения)Полярность в получении этических знаний (добро-зло, хитрость-простодушие, скромность-вульгарность, тактичность-хамство, жадность-щедрость, глупость-мудрость, неряшливость-опрятность)Отсутствие позиции «стыдно» (идет процесс формирования личности, уменьшение социально-личностной нагрузки)
Законченность эпизодов занятия
Использование диагностик отслеживания результатов
Использование различных форм поведения занятия, музыки, наглядности
Наличие рефлексии
Строгое соблюдение основной формулы: «Знания, чувства, поведение (мотивация)» - соблюдение единства этих понятий»
Особенности проведения уроков ОРКСЭ в начальной школе
Основные формы занятий: урок-диалог, «урок-игра», «урок-тренинг», «урок-мастерская», «урок-спектакль» (сюжетные, для детей обязателен эмоциональный настрой)Наличие сюжета урока: завязка, кульминация, развязка (яркая канва, динамичность развития действия с быстрой сменой впечатлений, но чувство меры)
Увеличенный эмоциональный аспект урока (наличие положительного нравственного опыта переживаний). Напряженная эмоциональная жизнь «героев» урока, освоение этической терминологии
Положительная эмоциональная атмосфера
Систематизация нравственных знаний, накопление этических понятий конкретным содержанием
Наглядность должна быть действенной, четко привязанной к внутреннему замыслу
Продолжительность урока 45 минут
Часто учителя используют дополнительные материалы - это литература для углубления проблемы урока.
Виды работы:
работа с текстовыми карточками, в которых необходимо закончить недописанный текст, по которому строится дальнейший диалог;
работа с рисунками, сопровождающимися опорными словами или небольшим текстом;
ролевая игра, которая обогащает детей опытом социального поведения и этики общения;
психологические упражнения, направленные на развитие рефлексии школьников, коррекцию поведения;
творческая деятельность, к которой относится коллективное придумывание сказки, создание картины на доске, театрализация.
В разделе «Оценка качества знаний» ООП НОО МОУ «Липицкая СОШ» отражены способы оценки качества знаний по ОРКСЭ. Основной формой является наблюдение. Кроме этого учителями разработаны карточки-сорбонки, которые позволяют определить уровень освоения терминов и понятий, по каждому разделу рабочей программы разработаны тестовые материалы.
В школе создан банк методических разработок уроков и презентаций.
Подводя итог выступления, нужно отметить - ребенок играет, рисует, решая метапредметные задачи, формируя познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия и личностные результаты.
Курс ОРКСЭ, в частности модуль «Светская этика», для начальной школы обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития осознанного нравственного поведения младшего школьника в полном соответствии с требованием Стандарта.