Методическая разработка урока предмета ОРКСЭ по модулю Светская этика. Тема Добро и зло.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 19»г. НИЖНЕВАРТОВСК
НАЗВАНИЕ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Методическая разработка урока по модулю ОРКСЭ - Основы светской этики «Добро и зло»
(возраст детей 10-11 лет, срок реализации – 2016-2017 учебный год)

Ф.И.О. автора
Альметова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4
Тема урока: Добро и зло.
Цель урока: Помочь учащимся осознать понятия добра и зла.
Основные понятия, изучаемые на уроке Добро, зло.
Средства ИКТ, используемые на уроке Мультимедийная презентация.
Ресурсы
(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке К. И. Чуковский. Доктор Айболит.
В. Шаинский «Если добрый ты». Песня из мультфильма «Кот Леопольд».
Ю. Шмидт. О добре и зле.
Сборник русских народных пословиц и поговорок.
Древняя китайская легенда «Добро без ума».
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового
материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 минут Создание проблемной ситуации:
Учитель читает отрывок из стихотворения
«Добрый доктор «Айболит».
Беседа:
-Почему он добрый?
-Если посадить под это же дерево Бармалея, будет ли он добрым?
- Какая тема урока? (Добро и зло)
- Какие цели и задачи поставим перед собой? (уметь отличать добро от зла на примерах литературных героев, собственных поступков; быть добрым ко всему живому)
Определите понятия «ДОБРО», «ЗЛО»
Работа со словарем Ожегова: найти определения добра и зла.
Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека. Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный. Познавательные:
 -извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные:
 - слушать и понимать других;
 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные:
- понимать цель выполняемых действий;
-определять цель деятельности на уроке;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.
Организация обратной связи.
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 минут Рассказ учителя:
Древняя китайская история «Добро без ума»
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: Зачем столько птиц? Император ответил: - У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми. Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец. Каких птенцов? — удивился император. — У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? — Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал: У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: — И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо и добро без ума — не лучше.
Ответьте на вопросы:
- Почему император огорчился? (он спас голубей, но погубил птенцов)
- Чему научил императора мудрец? (добро надо делать с умом)
Вывод:
- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
Работа в парах. – Сидящие рядом обучающиеся, пишут, как можно больше добрых слов в адрес друг друга. (Добрая, милая, вежливый, внимательный, воспитанный, послушная, ласковая…)
Проверка. – Какие слова вы написали друг другу? Какие чувства испытываете, услышав в свой адрес столько добрых слов? Как бы вы чувствовали себя, если бы слышали злые, неприятные слова в свой адрес? Сделайте вывод.
Игра «Доскажи словечко» (досказать подходящее по смыслу доброе слово в четверостишии).
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:…( « Добрый день!»)
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(«Спасибо»)
Когда ругают вас за шалости,
Вы говорите:…(«Простите, пожалуйста»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы :..(«Спасибо»)
Познавательные:
 -извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
Коммуникативные:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Регулятивные:
- понимать цель выполняемых действий;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2 минуты Этап 3. Физминутка. Этап 4. Практикум.
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
12 минут Работа в группах.
- Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях.
Каждой группе даётся карточка с двумя вариантами ситуаций поведения литературных героев.
Карточка 1
Милая, ласковая девочка-падчерица. Она тяжело работает, выполняя прихоти мачехи и ее дочери. Когда женщины узнали о приказе молодой королевы принести из зимнего леса подснежников, жадность затмила их разум. Они приказывают бедной девочке идти за подснежниками в метель в лес.
Герда, отправляясь за своим братом Каем в царство Снежной Королевы встречает на пути трудности: старуха –волшебница, принц и принцесса, разбойница. Сможет ли эта девочка вернуться домой с названным братом?
Карточка 2
Получив в подарок аленький цветочек, главная героиня приобретает в лице своих сестёр завистливых и злых соперниц. Сёстры мешают вернуться девушке на остров, чтобы помешать счастью героини.
Злая мачеха из-за красоты молодой царевны отправляет её в тёмный лес на съедение волкам. Чернавка пожалев царевну, отпускает её. Мачеха недовольная поступком служанки добивается своей цели и губит прекрасную девушку.
Карточка 3
Баба- Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, богатыри – герои русских народных сказок. Каждый исполняет свою роль, олицетворяют добро и зло.
Старик и старуха прожили ровно 33 года у моря. Отношения между героями меняется с появлением Золотой рыбки. Как ситуация повлияла на характер героев. Кто из них остался добрым, а кто стал злым?
Проанализируйте отрывки из произведений. Сделайте вывод.
Работа с пословицами о добре и зле.
Русские пословицы.
Во зле жить – по миру ходить.
Все любят добро, да не всяк любит оно.
Добро делаешь – делай до конца.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Пословицы и поговорки народов мира.
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. (Японская)
Доброта сердца лучше щедрости. (Монгольская)
Желающий добра подобен делающему добро. (Арабская)
Зло — суета сует, и неспроста от знанья происходит доброта! (Персидская)
Век злого человека невелик: злой человек и смолоду старик. (Балканская)
Гнев и зло – родные братья. (Китайская)
Вывод. Каждый народ создал много замечательных пословиц, в которых выразил отношение к добрым поступкам и к тем, кто творит зло. Каждый должен решить для себя кто ты «злотворец» или «добряк». Познавательные:
 -извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов
Коммуникативные:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Регулятивные:
- понимать цель выполняемых действий;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Этап 5. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
5 минут -Закончите предложения:
Я могу простить другого человека, если… и т.д.
Вывод. Ппознавательные:
 -строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
 - слушать и понимать других;
 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной и форме;
Этап 6. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
6 минут Вспомним, с чего начали сегодняшний урок?
- Что такое добро?
- Что такое зло?
Звучит песня В. Шаинского «Если добрый ты» (из мультфильма «Кот Леопольд»)
- Как должны вы поступать по отношению ко всему живому на Земле? (С добротой, вниманием, лаской.)
- Каких дел должно быть больше? Почему?
Вывод.
Познавательные:
 -извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
Коммуникативные:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Регулятивные:
- понимать цель выполняемых действий;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Домашнее задание: Вспомнить свой добрый поступок, злой поступок. Объяснить, почему так поступили. Какой урок получили?