Методы и приемы развития вокально — певческих навыков на уроке сольфеджио в младших классах.

МКОУДОД «Кореневская детская школа искусств имени А.М.Руденко» Курской области Кореневского района





Методический доклад по сольфеджио на тему:





Методы и приемы развития
вокально - певческих навыков на уроке сольфеджио в младших классах.






Выполнила:
Преподаватель теоретических дисциплин
Минасян Г.Ж.


2014г. План
Общее понятие о певческиx способностей учащиxся.
Влияние вокально- интонационныx упражнений на развитие певческие способностей учащиxcя.
Интонационные упражнения на первом году обучения.
Интонационная работа в младших классах.
Список используемой литературы.
Методы и приемы развития вокально- певческих навыков на уроке сольфеджио в младших классах.
1.Певческие способности есть у всех, неспособных людей нет. Почему человек не может правильно воспроизвести мелодию голосом?
Речевая звуковысотность, прекрасно воспроизводимая голосом даже маленького ребенка, имеет глиссандированную природу. К музыкальной же звуковысотности ступенчато-дискретную основу, голос изначально не приспособлен, природой это не дано. Это может произойти стихийно, на основе подражания, когда поют по «слуху» И чем раньше начинают петь тем лучше и легче идет процесс интонирования. Г.А. Стреве рекомендовал работать с детьми с трехлетнего возраста. С пение можно выучить и русский язык и литературу с песней можно объединить разные учебные предметы.
Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Хотя пение природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже. Для любой музыкальной деятельности обязательно хорошее восприятие. Особенно усилено этим нужно заниматься в младших классах.
Музыкальное восприятие- псиxический процесс отражения в центраx cлуxа теx музыкальныx явлений, которые действуют в данный момент на слуxовой аппарат.
Музыкальным восприятием обладают все люди, имеющие здоровый слуховой аппарат, однако качество его неодинаково. Например маленькие дети не могут правильно повторить голосом какую- либо песню не потому что, ее не запомнили, а потому, что не уловили интонационного или метро-ритмическое строение. Бывает что ученик в классе по фортепиано, выучив произведения наизусть, не только играют его, начинают правильно воспроизводить не только игрой на инструменте, но правильно повторять голосом. Однако только услышанную песню поет не верно. Это говорит о хорошей памяти учащегося, но плоxом воприятии. Особенно усилено музыкальное восприятие следует вырабатывать в младшиx классаx. Контроль за вниманием важен потому, что умение вдумчиво и сосредоточено слушать музыку- необxодимое условие для сознательного восприятия ее. Необxодимо разумно организовывать внимание учащиxcя, максимально сосредоточивая его при теx формаx работы, которые связаны с большим напряжением слуxового аппарата. ( Урок сочитался с повторением пройденного материала с изучением нового.)
Также не следует заниматься однотипной работой на одном уроке. Такие уроки утомляют учащиxся и слуxовое восприятие ослабляется. Чуткость реакции учеников будет зависеть от иx способности к эмоциональному восприятию. В 1-2 классах дети должны приобрести первоначальные певческие навыки: уметь правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и т.д., но физиологические особенности детского организма ограничивают возможности учащихся. Диапазон голоса может быть большим даже у школьника младшего возраста, но, одинаково ли хорошо звучит его голос на всем его протяжении? Этим вопросом занимались и продолжают заниматься многие ученые: вокалисты, фониатры, физики-акустики. Детский певческий голос имеет в своем диапазоне определенный участок, звучащий особенно хорошо. Эта «звучащая зона» детского голоса находится между ми и си первой октавы. Детям 7-8 лет, интонирующим точно, она наиболее удобна и для слухового восприятия, и для воспроизведения. Эта акустическая особенность детского голоса требует от учителя большого внимания при выборе репертуара.
Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над интонацией включается практически во все разделы сольфеджио.
Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. В младших классах по мере совершенствования способности эмоционального восприятия происходит при привитии любви и интереса к занятиям. Работа над развитием чувства лада во всём его многообразии, её усложнении должны идти на протяжении всего обучения.
Для развития гармонического слуха и ансамблевого чувства следует уже в младших классах начинать работать над двухголосном пением, используя для разучивания несложные примеры подголосочного плана, простейшие каноны
2. Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велики. Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития разных сторон слуха, как бы гимнастикой слуха. Они дают возможность совершенствовать восприятие различных элементов музыкального языка, овладевать навыками их воспроизведения.
Основа  пения - это  прежде  всего  правильное  дыхание,  поэтому  необходимо  с  самого  начала  обращать  внимание  ученика  на    «правильное»  дыхание «животом». Стрельникова А.Н предлагает определенные упражнения « Пипетка» возможно обучить учащихся на первом этапе обучения.( Представить, что внутри вас находится огромная пипетка, резиновой камерой вниз. Сдавите камеру, выдавите воздух прочь. Отпустите камеру, позволяя ей расслабиться, и воздух войдет в тело. А конец стеклянной трубки находится в гортани, на уровне носа. Позвольте воздуху втекать и вытекать , сквозь единое отверстие, а не по отдельности через рот или нос.) Это упражнение наиболее естественным образом развивает брюшное дыхание.
На  первых  уроках  следует  давать  дыхательные  упражнения: чередование  глубокого   быстрого  вдоха  и  медленного  выдоха. Чтобы  было  понятнее маленьким  детям,  предложите  положить  руку  на  живот  и  при  вдохе почувствовать,  как  в  живот  набирается  воздух, зафиксировать  это  ощущение  и  медленно равномерно  выдыхать  на  шипящий  звук «с».
2.Еще полезное  упражнение  на  укрепление  диафрагмы:  Руки  на  поясе  « заводим  машинку» на  звуки  «вз» несколько  раз. Ребята  должны  почувствовать  как  напрягаются  мышцы живота. Таким  дыхательным  упражнением  мы  тренируем  мышцы,  которые отвечают  за  диафрагму.
«Глисандирование»  на  гласных  звуках и  закрытым  ртом- простое,  но  очень  действенное  средство,  приводящее  связки  в «рабочий  тонус». Глисандирование  производится  в  максимально широком  диапазоне  с  различной  скоростью  и  относительно  протяжной  остановкой  на  низком или  высоком  звуке.  Для  образности  подобное  упражнение  можно  дать  детям  в  игровом  варианте,  назвав  его  «самалетик» На  звук «У» ребята  то  «взлетают»  на  верхнюю  нотку,  показывая  при  этом  подъем  рукой , то  опускаются  вниз на  «посадку».
Второй  этап – закрепление  вокально-интонационной  координации.  Сделать  владение  голосовым  аппаратом  более  уверенным  и  точным.
Следует  обращать  внимание  на  точность  интонирования,  значимость  каждого  звука.  Нужно  приучать  ученика  к  правилу:  прежде  чем  что-либо  спеть  нужно  сначала  точно  представить,  услышать  « внутренним»  слухом  «слуховой  образ».
 В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для восприятия навыка чтения с листа.

3.Интонационные упражнения на первом году обучения.
Урок должен проходить так, чтобы большую часть времени дети пели и лишь в промежутках между пением, чтобы дать слегка отдохнуть ребёнку от пения, можно вводить несложный, лучше в виде рассказов и сказок, теоретический материал или дать детям послушать ). Урок должен быть построен так, чтобы меняя разную форму работы, дети не уставали, а активно трудились на протяжении всего урока.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием.
При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.

В первой четверти учебного года лучше урок начинать с песенки. И совсем не обязательно чтобы она была лёгкая (мелодически). Самое главное, чтобы она была красивая и интересная. Тогда дети, очарованные её красотой очень стараются. Цель песенки не в чистом пении, а в том чтобы «разогреть» голосовые связки и раскрепостить их.
Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.

Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду» или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.

Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.

Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.
Развитие навыка чистого пения у начинающих следует начинать с небольших попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах. Например, Л. Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации (как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз).

Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и пения на одном звуке, хотя в некоторых случаях это и может быть сложнее, чем интонирование нисходящей терции. Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Для каждого мелодического оборота педагогом подбираются удобные для пения мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных звуков. Для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые формы, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески. Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание Трихорды, тетрахорды, пентахорды – восходящие, нисходящие, с возвращением, опевания, трезвучия – вот чем мы будем заниматься на протяжении всего первого класса, но не в одной какой- либо тональности, а сразу во всех (сначала в мажорных).
В младших классах пение следует начинать с певческой установки:
правильная удобная посадка – это установка на внимание,
правильное дыхание поможет выработать ровный звук.
При  пении  песен  очень  полезным  упражнением  является   пропевание  их  без  текста  на  звуки «ю», «е» и  других  гласных  звуков, или закрытым ртом. Упражнение  полезно  выполнять  «не  форсированным»  звуком  без  гармонического  аккомпанемента,  аккуратно  дублируя  только  мелодическую  линию.

При разборе и разучивании песен можно использовать и другие наглядные формы работы:
1.Изображение мелодии графически.
2.Работа по столбице, лесенке т.д.

На первом году обучения задача педагога раскрепостить ребенка, привить основные певческие навыки (правильно брать дыхание, петь естественно, без напряжения, активно артикулировать). Только после этого можно приступать непосредственно к работе над интонацией. Песни, разучиваемые на уроках, делятся на две группы. Одни – короткие и простые - служат материалом для слухового анализа, пения ритмослогами, транспонирования и т.д. Другие – длинные, более сложные – нужны для развития образно-художественного мышления.
Например: Предлагается детям прослушать песенку с гармоническим сопровождением и проследить за текстом, подписанным нотами. Попутно определяется лад, а также определяется устойчивость последнего звука.
Второй раз песня исполняется всем классом, причем, во время пения дети внимательно следят за текстом по учебнику указательным пальцем. Обращается внимание, что каждому слогу в песне соответствует определенная нота, т. е. звук короткий или быстрый.
В третий раз можно повторить песню хлопками, обращая внимание на остановки, связанные с долгими звуками. Затем уточняем что долгие звуки это звуки половинные, которые вдвое длиннее четвертных.
Четвертый раз мелодию пропивают с названием нот, при этом указательный палец передвигается вслед за каждой нотой( обязательно звучит сопровождение).
Пятое исполнение переносится на клавиатуру, которая нарисована на планшете у доски. Теперь учитель одновременно с пением показывает звуки на этой большой клавиатуре( указательным или средним пальцем на non legato), ученики выполняют то же самое на своих настольных клавиатурах.
На шестом проигрывании то, что показал учитель, предлагается проделать ученикам. Кто- то приглашается к большой клавиатуре, трое к фортепиано( один в центре, двое – с обеих сторон),педагог осуществляет ритмическую пульсацию. Повторяя песню еще несколько раз, привлекая к работе у доски и за инструментом разных учащихся и добываясь овладения навыков игры одновременно с пением. При этом учитель играет сопровождение в ансамбле с учеником. Дискретно-высотное интонирование голосом и рукой взаимосвязаны. Недаром многие музыканты, во время игры на инструменте себе подпевают. Это взаимосвязь является одним из важнейших слагаемых системы профессионального обучения. Это гарантирует сохранность информации в любых условиях. Одна из составляющих звуковысотного интонирования- мышечная память на дискретного- автономное действия всех пальцев. Природная скорость этого действия изначально в руке выше ,чем в голосе.
 Приобретение навыка интонирования мелодического движения по ступеням мажорного лада является одной из задач первого года обучения. Пример « Песенка о ступенях» 8 упражнений по Д.Шайхутдиновой. Предлагается петь по фразам разделившись по группам .
Упражнение№3: Первую фразу исполняют со словами, вторую с названием нот в одной тональности, например в Ре- мажоре( Раз,Два, три\ ре-ре, ми-ми, фа- диез\ три, четыре, пять\ фа-фа, соль-соль, ля\ пять, шесть, пять, ля,си, ля\ля, си, ля, соль, фа, ми, ре\\
Упражнение№5: Первая фраза исполняется на фортепиано, вторая пропивается с дублированием на клавиатуре классом( словами или нотами)
Упражнение№6: Первая фраза пропевается вслух, другая про себя, третья вслух, четвертая про себя и.т.д. Затем наоборот. Это упражнение помогает в развитие внутреннего слуха, работает мыслительное интонирование. Эту работу необходимо проводить в течении всего обучения в ДМШ, т.к данная способность, помогает закреплять и более прочно усваивать слуховые навыки, приобретенные учащимися по специальности или теоретическим предметам.
Упражнение№8: Пропевание фраз в форме « Эхо». Вначале учитель проигрывает на фортепиано мотив- фразу из любой песенки, затем учащиеся ритмически и интонационно пропивают, показывая на нарисованной клавиатуре.
Постепенно рассказывая о «музыкальной семейке», в которой живёт семь ступенек, приучаем их к звукам – ступенькам, которые живут не в обыкновенном замке, а в доме – лестнице. Зато в таком доме у каждого есть своя личная ступенька. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Не забудем сказать, что лестница наша, можно сказать, бесконечная – от земли до неба. Но, конечно же, как в любой «человеческой» семье и в нашей музыкальной семейке есть старшие (надёжные, устойчивые) и младшие ( очень даже не надёжные и совсем не устойчивые). Самая главная в нашей семейке – это королева (1 ступенька), которую зовут Тоникой, правда, одной в таком королевстве, где четверо непослушных людей, не справиться. Но, у нашей Тоники есть помощники подружки – это (III ступень) и красавица Доминанта (V ступень). Да в таком семействе «не забалуешь». И наши «не послушные – ступеньки» (II, IV. VI. VII) - под большим надзором. Вот так легко и интересно «доносим» до ребят любой теоретический материал первого класса. И так после того, как мы «разогрелись» песенкой и слегка рассказали им о нашем «музыкальном семействе», мы переходим к самому трудному – это интонационная работа. Трихорды, тетрахорды, пентахорды – восходящие, нисходящие, с возвращением, опевания, трезвучия – вот чем мы будем заниматься на протяжении всего первого класса, но не в одной какой- либо тональности, а сразу во всех (сначала в мажорных). Первые, конечно, трихорды – это маленькие звукорядики из трёх ступенек, но даже и это некоторым «не под силу». Не отчаивайтесь. Это только начало. Главное – стабильно, методично и терпеливо из урока в урок. Обязательно «давайте» гармоническую поддержку: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Одновременно знакомимся с длительностями – восьмые и четвертные (наши самые первые длительности), чуть позже половинные, затем шестнадцатые . Просим ребят постараться – каждую нотку посадить на её личную ступеньку. Для этого надо очень прилежно делать голосом выше и выше или наоборот ниже и ещё ниже. Очень хорошо на высоких нотах (в A-dur, H-dur), когда у многих совсем ничего не получается, попросить их петь не своим голосом, а «писклявым», как у маленького ребёнка. (I, II, III) и нисходящего (III, II, I) (когда более или менее усвоили), даём трихорд с возвращением (I,II,III,II,I). При этом не забываем и работу в нотной тетради. Сначала, конечно, скрипичный ключ и отдельные нотки, допустим «соль» на второй линейке и чтобы нотка была не круглая «как картошка», а продолговатенькая. После нескольких уроков, когда слегка овладели «техникой записи нот», можно уже приступать к серьёзной работе. Сначала пишем трихорды вверх и вниз.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Ученик по образцу, который дал ему педагог, пишет такие же трихорды сам, но от других ноток. Сначала не очень быстро, но по мере усвоения – можно и быстро. (Не забывайте 7-дней – 7- нот. Если слышите, что кто-то упорно «гудит» на одной ноте, то в «паузе», когда ребята заняты другим делом (допустим, работают в тетради), поработайте с ним отдельно. Попросите его «не лениться рассаживать нотки на своих ступеньках». На высоких нотках пусть «попищит», на низких – «побасит». «Грязи» не бойтесь, постепенно будет получаться всё лучше и лучше, и в один прекрасный день сами не поверите своим ушам! Итак постепенно, из урока в урок, сначала трихорды, затем пентахорды, опевания ( в начале опеваем только Тоники ), трезвучия (I – III – V), тетрахорды (сначала от V ст. до I ), скачки с V на I и наоборот. Первоначально отрабатываем всё отдельно, но затем из наших «фрагментов» составляем разные упражнения. Упражнение №1 Пентахорд Опевание V ст. Пентахорд Опевание I ст.  (I-II-III-IV-V) (IV- VI-V) (V-IV-III-II-I) (VII-II-I)  Так можно написать на доске или сделать наглядное пособие. А затем только «подставлять» разные тоники. Упражнение №2. Т53 Пентахорд Опевание (I – I – V) (V – IV – III – II – I) (VII – II – I) (не забываем делать гармоническую поддержку). Таких упражнений можно составить множество, часто их менять. При этом постепенно вырабатывается навык сольфеджирования и ощущения Тоники ( см.нотное приложение ). Большую работу проводим для ощущения V ст.(как Доминанты). Итог этой работы должен быть такой – педагог «даёт» Тонику – а дети Доминанту (V ст.). При этом гармоническая поддержка для детей должна идти с запозданием (после того как они спели). Очень полезное упражнение «для поисков Vст.» - это когда после Тоники, данной педагогом – дети поют Т53 (I – III – V) «про себя», а затем (V – I) громко. Упражнение на ощущение V ступени. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ( вначале, после Тоники, данной педагогом, дети поют «молча – про себя» - Т53 (I – III – V)).  Все эти упражнения в классе пропеваются (а дома проговариваются) от всех семи Тоник (то есть в семи мажорных тональностях). При этом Тонику не обязательно давать «подряд», но можно и в кварто- квинтовой последовательности (C-dur, G-dur, D-dur, A-dur ). Так как цель данной работы – это развитие интонационных навыков, но всё-таки не забываем, что урок по сольфеджио очень насыщенный и интересный . В начале урока интересная песенка ( часто использую свои песни ,которых накопилось довольно много ) , затем номер из сольфеджио Кирюшина, а затем идёт та самая вокально – интонационная работа, которая занимает довольно много времени (15 – 20 минут). После этой трудной работы надо дать детям отдохнуть. Поэтому продолжаем наш рассказ о «музыкальной семейке». Ведь детей надо познакомить и с разрешениями, и с понятиями метра, ритма, лада, мажора, минора. Знакомимся с длительностями, с паузами, штрихами и, наконец, со всеми интервалами. Познаём, что трезвучий существует четыре вида, учимся их находить. Много работаем с фортепианной клавиатурой. Делаем клавиатуру на две октавы из картонки и не расстаёмся с ней . Много слушаем музыки, учимся различать характер, лад, метр (2/4 или 3/4 позднее на 4/4 ) ритмический рисунок и, наконец, жанр (марш, танец, песенность). Знакомимся с периодом, различаем предложения, фразы и так далее Много времени посвящаем интонированию устойчивых звуков, и по горизонтали, и по вертикали .Не забываем, что устойчивые ступени – это наш стержень на котором всё держится . Рядом с I cт. – VII и II ; рядом с III cт. – II и IV; рядом c V ст. – IV иVI. Распевке устойчивых ступеней выделяем время на каждом уроке. Лучше это делать по таблице ( таблицу можно использовать как по вертикали так и по горизонтали ) .  Очень большая работа отводится тяготению к Тонике . Тоника как самая устйчивая ступень притягивает к себе все неустойчивые и даже устойчивые III и V ст.
Упражнение на тяготения: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Над этим упражнением работаем до тех пор, пока не достигнем чистоты пения и ощущения ступеней (понятно, что вместо I ступени – подставляем разные Тоники). Одновременно с интонационной работой много времени уделяем слуховому анализу, то есть всё. что поём должны слышать и определять: восходящий или нисходящий трихорд или пентахорд, они же восходящие с возвратом, или нисходящие с возвратом, они же с захватом верхнего звука или нижнего звука, они же ломаные; тетрахорд вначале даём восходящий от V к I; трихорды, кроме I – II – III и III – II – I; даём I-VII-VI и VI – VII – I .. и др. 2. После того , как ввели в обучение интервалы , не забываем и их почаще упоминать. Постепенно изучая интервалы вводим и их в ладоинтонационное развитие. Пусть и они послужат нам в этом важном деле. Тогда ступеневую таблицу можно заменить на интервальную.  Ориентируемся на основу ассоциативно-образного опыта детей. Метроритмическое развитие ребёнка должно идти параллельно с ладоинтонационным развитием на каждом уроке терпеливо и методично в трёх направлениях: 1) ощущение равномерности движения в разных темпах; 2) ощущение размера, то есть сочетания и чередования ударных и безударных долей; 3) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритма, ритмического рисунка: а)учим длительности и составляем из них ритмические фразы; б) ритмично читаем уже готовые упражнения или фрагменты музыкальных произведений; в)определяем на слух (можно в виде ритмических диктантов).
Важно, чтобы при воспроизведении упражнения ребята выстраивали его по схеме, не теряя темпа, а не «зазубрили» бессмысленный набор звуков. В дальнейшем это и другие подобные упражнения выразительно пропеваются с гармоническим аккомпанементом фортепиано в течение некоторого времени, так как они используются и на других этапах развития вокально-интонационных навыков. Другая задача состоит в формирование базовых навыков воспроизведения ритма. В моем опыте ритмические упражнения не рассматриваются как самостоятельный навык. Собственно ритмические упражнения возможны лишь в самом начале обучения, параллельно изучению соответствующих тем: длительности, ритм, метр, размер. В дальнейшем упражнения на развитие «метроритмического чувства» подбираются в соответствии с разучиваемой песней. Следующая задача состоит  в освоение базовых методов работы с мелодиями. Здесь дается перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием вокально-интонационных навыков: спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано; спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с некоторым опозданием чистоту интонирования проигрывание этого же звука на фортепиано; спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально выразительно и аккуратно); максимально выразительно спеть мелодию полностью «a capella», прохлопывая метрические доли (можно пропустить). Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для развития «ладового чувства». 
При работе с помощью транспонирования равномерно развивается диапазон детских голосов, а также, что очень важно, учитываются индивидуальные различия голосового диапазона детей. Поэтому на каждом уроке необходимо петь в разных тональностях. Пользуясь мотивами, мелодиями песен с текстом, очень удобно работать над звуком. Нетрудно будет, и разучить песню по ступеням, а потом спеть с названием звуков.
Облегчается транспонирование мелодии, так как сольмизация дает возможность сольфеджировать всегда в удобной для вокального исполнения тональности, что создает хорошие возможности для развития детских голосов. Появляется возможность пользоваться удобными регистрами. Развивается ладовое чувство, сознательная интонация и, в конечном итоге, умение самостоятельно разучить песни, пользуясь усвоенными на основе релятивного метода ступенями.
4.Интонационная работа в младших классах
К 2-3 классу дети физически окрепли, их голосовой аппарат укрепился, дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые распевания в начале урока. В них могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, секвенций, ступеней гаммы или отдельных мелодических попевок, наконец, какой либо выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.
Пение гамм
Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.
Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Пение гамм (или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с пением a cappella. Гармонизуя гамму, следует выбрать те аккорды, которые способствуют более яркому слышанию интонационного направления ступеней. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.
В старших классах полезно практиковать пение гамм от данного звука. Это благотворно влияет на выработку способности точно интонировать тоны и полутоны. Здесь можно использовать такое упражнение: ученикам предлагается данный звук представить сначала как I ступень, затем как II, IIIТак можно петь отдельно мажорные и минорные гаммы, или чередовать их между собой.
Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад».
Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение отдельных ступеней гамм вразбивку и пение тональных секвенций. Можно использовать различные наглядные приемы показа ступеней (столбица, «лесенка»). В этом разделе следует проработать и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона.
Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию. Я использую наглядное пособие «Выборочную таблицу интервалов» Синяева Л.С затем работаю по « Сводной таблице интервалов», по ним провожу различные формы работы, на развитие мелодического и гармонического слуха.
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть на I и V ступенях вверх. Чистая квинта легче интонируется от I и V ступеней вверх и от II и V вниз. Поэтому, составляя упражнения для пения интервалов, педагог должен учитывать их положение в ладу и связанную с этим трудность.
Для того чтобы пение интервалов не обратилось в пение отдельных ступеней, его составляющих, полезно применять пение их от данного педагогом звука, на слоги, в предварительно настроенной, но не названной тональности. Тогда внимание учащихся будет направленно на то, чтобы воспроизвести именно интонацию интервала, хотя подсознательно ладовое положение интервала будет влиять на исполнение.
К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение тональных секвенций.
Пение аккордов
Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.
Для большей активизации слухового представления при пении секст- и квартсекстаккордов следует отдельно отработать теоретическое строение аккорда, обращая внимание на первый интервал. Надо добиться того, чтобы уже первые два звука как бы влекли за собой третий, образуя мелодию аккорда. Постепенно в слуховом сознании, в памяти закрепятся мелодии этих аккордов, как это происходит с трезвучиями мажора и минора. Пение секст- и квартсекстаккордов должно стать привычным, т.е. повторяться много раз в разных формах работы: в пении настройки, в секвенциях, в попевках, в песнях.
Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретически элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия. 





















5.Список литературы:
Боровик Т. « Изучение интервалов на уроках сольфеджио»- М., 2007г.
Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. - М., 1979г.
Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио-М 1962г.
Биркенгоф А. Интонирование упражнений на занятиях сольфеджио-М1979г.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1966г.
Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». - М., 2000г.
Металлиди Ж. Сольфеджио . Методическое пособие- С-П 2011г.
Зуева Н. Хоровая игротека. Методическое пособие к программе « Хоровой класс» Пермь, 2003г.
Шайхутдинова Д. « Методика инновационного обучения по предмету сольфеджио»-Уфа., 2000г.
Бергер Н. « Современная концепция и методика обучения музыке»- С-П., 2004г.
















xђ Заголовок 1xђ Заголовок 315