Приёмы развития логического мышления у младших школьников.


Приёмы развития логического мышления у младших школьников.
В начальной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению. Рассмотрим упражнения в учебнике Н.Б. Истоминой , направленные на формирование этих операций.
Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:
Соединение элементов в единое целое:
Формирование представления о целом и его частях.
Выбери картинку. [218,1 кл]
Чем похожи фигуры? [219, 1кл]
Каждая фигура состоит из двух частей. Если убрать одну часть, то останется другая. Составь разные фигуры из двух частей.
Поиск различных признаков предмета:
Что изменяется? Выбери картинку? [38, 1кл], Что изменяется? Что не изменяется? [39, 1кл]. Назови признаки, по которым изменяются фигуры в ряду? [41, 1кл].
3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам:
Запиши цифрой число:
1) больших квадратов;
2) маленьких синих квадратов;
3) больших красных квадратов;
4) маленьких квадратов;
5) больших синих квадратов. [82, 1 кл]
Какие числа можно вычесть из числа 50, чтобы в его записи изменилась только цифра в разряде десятков?
Запиши ответ равенствами. [308, 1кл]
Задания, направленные на формирование умения классифицировать:
1 В 4 одинаковых банках засолили 8кг огурцов. Сколько таких банок потребуется для засолки 40кг огурцов?
Составь и реши задачу ,обратную данной. [10 2ч. 3кл]
Задания, направленные на развитие умения сравнивать.
Выделение признаков или свойств одного объекта.
Петя сделал 7 корабликов и 3 из них подарил Саше.
Обозначь каждый кораблик квадратом и покажи, сколько корабликов Петя подарил Саше и сколько корабликов у него осталось.
Маша выполнила задание так:
осталось
■■■■■■■ ■■■
сделал подарил
Миша — так:
сделал

осталось подарил
Кто прав: Маша или Миша? [263, 1кл]
Установление сходства и различия между признаками предметов.
Закрой лишнюю картинку. [59, 70, 55, … 1 кл]
По какому признаку разбили флажки на две группы? [73, 74… 1 кл]
Чем похожи рисунки? [85, 1кл]
Задания, направленные на развитие умения обобщать.
Задания данного вида направлены на умение выделять существенные свойства предметов.
1) Чем похожи предметы? Чем отличаются? [1, 2 , 1кл]
Что изменилось? [3, 1кл]
Разгадай правило, по которому записан ряд чисел, и запиши в каждом ряду ещё 4 числа.
80, 79, 78, 77, 76,…
19, 29, 39, 49. 59,…
Чем похожи и чем различаются линии слева и справа?
[109, 1 кл]


Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления, но ввиду преобладания какого-либо из них упражнения были разбиты на предложенные группы. Но существуют и упражнения с ярко выраженной комплексной направленностью. Рассмотрим их далее.
Логические задачи.
Маша ниже Веры, а Вера ниже Иры. Покажи на рисунке Машу, Веру и Иру. [43,44 1кл].
2) Красная лента длиннее синей, но короче жёлтой. Какая лента красная? Какая лента жёлтая? [45, 1кл]

Проанализировав данные упражнения, взятые из учебника Н.Б. Истоминой, можно сделать следующие выводы. В данном учебнике,
присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию операций логического мышления, заданий на построение вспомогательных моделей к текстовым задачам много. В этих заданиях используется потенциал средств для развития логического мышления. Например, особую роль в нахождении и сравнении признаков предмета играют задания с различными вариантами правильных ответов, уточняются и расширяются представления детей о признаках (свойствах) предметов и о пространственных отношениях, начинается систематическая и целенаправленная работа по формированию у учащихся приёмов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, обобщение.[№ 14,17, 23, 33, 37, 41, 64, 69 и др.] Эти задания позволяют каждому первокласснику включиться в процесс их выполнения, и реализуют тем самым дифференцированный подход к процессу обучения, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его опыт, математическая подготовка, уровень умственного развития и речи.