Внеклассное мероприятие на тему Экологический марафон


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заборско-Никольская средняя общеобразовательная школа»
Жуковского района Брянской области
Муниципальный конкурс
для педагогов образовательных организаций
Жуковского района «Воспитать человека»
Предмет: биология
Внеклассное мероприятие по теме:
«Экологический марафон»
Автор разработки:
учитель географии и биологии
Руденок Е.Ф.

2016-2017 учебный год
Аннотация
Внеклассное мероприятие по биологии «Экологический марафон» предназначено для учащихся 5-7 классов. Мероприятие проводится в виде игры, которая сочетает как групповые формы работы, так и индивидуальные. Актуализация знаний и постановка задач мероприятия осуществляется при помощи мультфильма «Человек и природа». Задания включают учащихся в разнообразные виды деятельности (работа с понятийным аппаратом, натуральными объектами, выполнение заданий на слайдах презентации). К разработке заданий, подбору наглядного материала, проведению мероприятия могут быть привлечены старшеклассники. Данное мероприятие можно использовать в рамках предметной декады, как итоговое мероприятие по биологии в конце года.
Цель: Воспитание человека, осознающего себя частичкой природы; человека, который стремиться познать законы природы, чтобы сохранить нашу прекрасную, живую планету для других поколений.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к природе родного края;
Расширить представления учащихся о лекарственных растениях, растениях и животных, занесенных в Красную книгу Брянской области;
Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам;
Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры школьников.
задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- развитие наблюдательности и мыслительной деятельности подростков.
задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, бланки для ответов, бланки с ответами (для жюри), мультфильм Человек и природа (spruto.tv),
3 коробки с пронумерованными натуральными объектами – частями растений (побеги, листья, шишки, семена), мяч, клей-карандаш, фишки красного и зеленого цветов
Предварительная подготовка:
-Учащиеся класса разбиваются на 3 команды, придумывают название своей команде.
-приглашения членов жюри.
Ход мероприятия:
Актуализация знаний и постановка задач мероприятия:
Ведущий: Добрый день! Я рада приветствовать вас на мероприятии «Экологический марафон».
Наше мероприятие откроет мультфильм. Внимательно его посмотрите! После просмотра вам нужно ответить на 1 вопрос: Какую мысль авторы мультфильма хотели донести до людей?
(учащиеся высказывают свои мнения)
Ведущий: Наше мероприятие направлено на воспитание человека, осознающего себя частичкой природы; человека, который стремиться познать законы природы, чтобы сохранить нашу прекрасную, живую планету для других поколений.
Сегодня на нашем внеклассном мероприятии вы совершите экологический марафон.
Марафон- это многоэтапное соревнование.
Командам нужно будет пройти по станциям, выполнить предложенные задания. Победителем будет объявлена команда, которая больше наберет баллов.
Вы готовы продемонстрировать свои экологические знания одноклассникам и учителям? (Да!)
Вы готовы учиться познавать секреты природы? (Да!)
Вы готовы воспитывать у себя человеческие качества, направленные на познание и защиту природы? (Да!)
В марафоне примут участие 3 команды. Давайте знакомиться!
(представление команд, капитанов команд).
Оценивать команды будет наше жюри. (представление членов жюри)
Все готовы? Тогда - На старт! Внимание! Марш!
Игра
1-я станция: «Экологический ликбез» (1 объяснение- 0,5 балла)
Задание: установите соответствие, что обозначают эти экологические термины?
экология, фитонциды, симбионты, паразиты, гетеротрофы (команды работают в группе)
2-я станция: «Следопыт» (1 объект- 1 балл)
Задание: определите названия растений по побегам, листьям, шишкам, семенам.
( команды работают в группе, на выполнение задания 5 мин.)
3-я станция «По страницам Красной книги» (1правильный ответ – 0,5 балла)
Задание: дайте названия грибов, растений и животных Красной Книги Брянской области.
(во время просмотра презентации команды записывают названия грибов, растений и животных. Сдают листы с ответами членам жюри. Смотрят правильные названия в презентации)
4-я станция «Путаница»
Задание: Исправьте ошибки в тексте.
Пример текста:
Переставьте слова в нужном порядке.Пингвины - жители пустыни, Ужата очень любят дыни, Шоферы знают толк в малине. Ребята ползают в трясине. Верблюды плавают на льдине, Медведи возят груз в машине, Неспешно ходит черепаха, Могучий еж не знает страха, Колючий лев в траве таится, За ним охотится лисица. Нет ни склада тут, ни лада... Переставьте все как надо!
(капитан команды читает свою версию текста. Команда, которая правильно первой, выполнит задание, получает 2 балла, остальные – по 1 баллу.)
5-я станция «Ядовито - съедобно»
Участвуют по 1 представителю от команды.
Учащимся демонстрируется объект и бросается мяч. Участник принимает решение есть или не есть. Если объект ядовит и он его съел- выбывает из игры. Победитель приносит команде 4 балла
6-я станция «Экологический светофор» (2 балла)
Задание: оцените влияние человека на природу, изображённое на слайде при помощи красных и зеленых фишек. Красная фишка – отрицательное влияние человека на природу, зеленая фишка- положительное влияние)
( команды работают в группе, приклеивают в бланк ответов фишки красного или зеленого цветов. Бланки сдаются жюри)
7-я станция Устами младенца (1 слово – 1 балл)
Задание: угадайте слово по описанию. Зачитываются по очереди фразы.
Когда его слишком много, он становится настоящим бедствием.
При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие животные начинают задыхаться.
Его необходимо компостировать.
В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.
Его производит обыкновенная корова. Ответ: навоз
Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.
Если её поджечь, то появляется чёрный едкий дым.
Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.
Предметы, сделанные из неё, весят мало.
Из неё делают много игрушек. Ответ: пластмасса
8-я станция Зелёная аптека (1 слово – 1 балл)
Задание: назовите лекарственное растение по их применению.
Порошок из корней, какого растения используют для улучшения аппетита?
(Одуванчик лекарственный.)
Настой из листьев, какого растения используют для прижигания бородавок?
(Чистотел большой).
Это растение используют для остановки кровотечения. (Тысячелистник обыкновенный).
Если вас укусила пчела или вы поранили ногу, лист, какого растения вы используете? ( Подорожник большой).
У вас болит горло. Какое растение вы используете для полоскания рта? (Ромашка аптечная).
Из листьев этого растения готовят салат. (Одуванчик лекарственный)
Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим
действием. (Ромашка аптечная)
Жюри подсчитывают набранные командами баллы.
3.Рефлексия:
Капитаны команд подводят итоги мероприятия.
Выполняют задание: закончите предложение
Сегодня на игре я узнал ….
2. Игра - меня научила ….
- мне показала …
- для меня была …
3. Учащимся школы мне хочется сказать …
( придумать экологический призыв)
4. Награждение победителей.
Приложение
Станция 1 Экологический ликбез
термин Расшифровка
экология Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей их средой…
фитонциды Вещества, образуемые растениями,  убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших
симбионты Полезное сожительство двух организмов
паразиты Организмы, питающихся органическими веществами живых организмов
гетеротрофы Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами
Станция 1 Экологический ликбез команда ______________
термин расшифровка
Экология
фитонциды симбионты

паразиты гетеротрофы Станция 2 «Следопыт»
№ образца Название растения
Станция №4 «Путаница»
Задание:
Переставьте слова в нужном порядке.
Пингвины - жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине.
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада...
Переставьте все как надо!
Станция 6 Экологический светофор команда ______________
№ цвет Правильность ответа(«+», «-»)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 итого Оценочный лист
задания ответы Команда 1 Команда 2 Команда 3
Станция 1 Экологический ликбез
термин Расшифровка
экология Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей их средой…
фитонциды Вещества, образуемые 
растениями,  убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших
симбионты Полезное сожительство двух организмов
паразиты Организмы, питающихся органическими веществами живых организмов
гетеротрофы Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами
Станция 2 «Следопыт»
№ образца Название растения
Станция 3
«По страницам Красной книги» Станция 4 «Путаница» станция 5 «Ядовито - съедобно» Станция 6 Экологический светофор команда № цвет
1 красный
2 красный
3 красный
4 зелёный
5 красный
6 зелёный
7 красный
8 красный
9 красный
10 зелёный
11 зелёный
12 зелёный
итого Станция 7
« Устами младенца»
Станция 8
« Зелёная аптека» Итого: