МАгические квадраты (2 класс)


Мастер-класс « Составление Магических квадратов в программе SMART NOOTBOOK, как средство формирования логического мышления у учащихся младших классов.
Цель занятия:
-Развитие познавательных способностей учащихся в процессе составления магических квадратов в программе SMART NOOTBOOK
Задачи:
1. Дать понятие о магических квадратах и научить заполнять магические квадраты.
2. С помощью программы SMART NOOTBOOK
развивать логическое мышление ,умение обобщать и взаимодействовать в коллективе, объективно оценивать свою работу..
3. Формировать стремление к познанию нового, интереса к математике, как к науке.
Оборудование: компьютер,нетбуки, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint
       Ход урока
Орг. момент.
Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, улыбнитесь ему, подарите хорошее настроение и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь приятное, доброе и удачи в работе.
Сообщение темы и целей занятия
 -Уважаемые ребята и коллеги,  я приглашаю вас в удивительный мир магических квадратов, одним из основоположников которого является  известный швейцарский ученый Леонард Эйлер. По его мнению, их составление есть превосходная умственная гимнастика. И мы сегодня с вами попытаемся составить магический квадрат.
-Как вы понимаете слово магический- магия?( ответы детей).
- Об истории происхождения магических квадратов нам расскажет Прокопьева Виктория.
В давние времена, научившись считать и выполнять арифметические действия, люди с удивление обнаружили, что числа имеют самостоятельную жизнь, удивительную и таинственную. Складывая различные числа, располагая их друг за другом  или одно под другим, они иногда получали одинаковую сумму. Наконец, разделив числа линиями так, чтобы каждое оказалось в отдельной клетке, увидели квадрат, любое из чисел которого принимало участие в двух суммах, а те, что расположены вдоль диагоналей – даже в трех, и все суммы равны между собой! Недаром древние китайцы, индусы, а вслед за ними и арабы приписывали таким конструкциям таинственные и магические свойства. (слайд 1)
Магические квадраты появились на Древнем Востоке еще до нашей эры. Одна из сохранившихся легенд повествует о том, что когда император Ю из династии Шан (2000 г до н.э.) стоял на берегу Ло, притоке Желтой реки, вдруг появилась большая рыба (в других вариантах – огромная черепаха), у которой на спине был рисунок из двух мистических символов – черных и белых кружочков (слайд 2), который был осознан затем как изображение магического квадрата порядка 3. (слайд 3)
Первое специальное упоминание о таком квадрате найдено около 1 века до н.э. Вплоть до 10 века н.э. магические квадраты были воплощены в амулетах, заклинаниях. Они  использовались в качестве талисманов по всей Индии. Их рисовали на кувшинах удачи, медицинских кружках. До сих пор они используются у некоторых восточных народов как талисман. Их можно встретить на палубах больших пассажирских судов как площадку для игры.
Подготовительная работа.
- Итак мы прослушали сообщение о магических квадратах.
-Как вы понимаете , что такое Магический квадрат? Как же его нужно правильно составить? А есть ли какое- либо правило их заполнения, над этим мы сейчас и подумаем.
-Итак, Магические квадраты - это таблицы чисел, в которых суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей квадрата все равны между собой.
 На математических олимпиадах, в досуговых журналах и познавательных книгах   очень часто встречаются задачи, когда необходимо в квадрат так вставить числа от 1 до 9 , чтобы сумма этих цифр по строкам, столбцам и диагоналям была одной и той же,  постоянной. Конечно, имея время и терпение, можно решить эту задачу, методом подбора, но и специальное правило , зная которое , магический квадрат можно заполнить быстро. И мы сегодня попробуем их вывести.
Сейчас в этом нам поможет наш друг и помощник компьютер. Итак, посмотрите на слайд.
 Практическая работа. Задание 1.
- Дана задача, а в составлении нашего квадрата нам поможет наш помощник – компьютер.
  Задача Даны числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Часть из них расставлена по клеткам. Требуется расставить остальные числа, чтобы в сумме получалось 15.
  1  
  5  
4    
Находим необходимое число, вычитая из 15 сумму двух известных чисел, стоящих в одной строке, диагонали или столбце. Получаем следующий квадрат. (слайд 5)
8 1 6
3 5 7
4 9 2
Вывод:
-Итак, мы узнали что такое магический квадрат.
- Чтобы составить магический квадрат что необходимо знать?
( суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей квадрата все равны между собой.)
Рефлексия:
- Зайдите в панельное окошечко и выберите смайлик, который соответствует Вашему настроению, с которым вы уходите с урока.
Домашнее задание:
Дома придумайте свои магические квадраты и предложите их решить своим родителям и друзьям. Оформите их на альбомном листе. Лучшие работы будут вывешены в кабинете.
Научно-методический семинар-практикум
« Внедрение информационных технологий в процессе организации внеурочной деятельности по математике в рамках проекта « Школа – центр компетенции в электронном образовании».
МАСТЕР КЛАСС
« Решение магических квадратов с использованием компьютерной программы SMART-ноутбук».
Подготовила учитель начальных классов
Халикова Л.С.
Менделеевск
8 .02.2014.
Великий учёный математик .Алексей Иванович Маркушевич (1908-1979)
Сказал :"Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели" слайд.
И не случайно свое выступление начала с высказывания великого учёного .-2014 год в республике Татарстан объявлен годом математики.
Математика - это удивительный мир, который, помогая нам лучше ориентироваться в окружающей действительности, является так же источником сложных логических задач и головоломок, успешное решение которых, создаёт незабываемое состояние и вселяет в нас чувство уверенности в своих силах, чувство победы.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Развитие учебного и воспитательного процесса в школе невозможно в настоящее время без использования информационных технологий.
Как известно у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную и увлекательную форму изучаемый материал. Внеурочная деятельность является органическим продолжением учебного процесса, поэтому цель учителя начальных классов сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.
Благодаря использованию ИКТ дети получают много информации, учатся искать информацию сами и при этом получают практический навык работы с компьютером. В данный процесс включаются не только дети, но и их родители. Оказывая помощь друг другу, между родителями и детьми формируются отношения основанные на взаимоуважении.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создаёт ситуацию успеха в современной начальной школе.
На занятиях по программе «Мой друг -компьютер» дети выступают в роли ученых, художников ,исследователей. В первом классе работая в программе «Фантазеры»,учащиеся развивали свои творческие возможности. И если вначале работы детей были только выполнены по шаблонам, то по мере того как ребята осваивали компьютер в данной программе, ученики рисовали пейзаж, самостоятельно выбирая вид пейзажа. Сейчас дети создают свои Магические -квадраты работая в программе SMART -ноутбук.
Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.