Классный час Доброта вокруг нас


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
Туринский район, Свердловской области
Классный час нравственно – эстетической направленности
по теме « Доброта вокруг нас»
Составитель: Булатова Марина Викторовна
учитель истории и обществознания
МАОУ Коркинская СОШ
с.Коркинское 2015г.
Цель: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Задачи:
учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.
Основные понятия: доброта, зло, выбор, ответственность.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроекторХод мероприятие.
Организационный момент.
Слайд 1
Учитель: Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычная встреча. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
(Дети читают стихи)
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Слайд 2
- О каком качестве пойдет речь? О доброте.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Слайд 3
- Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.
Беседа. Творческие задания.
Учитель: Итак, что такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Слайд 4
Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
Слайд 5
Давайте все вместе прочитаем высказывания о доброте великих людей:
"Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека".М. Пришвин
"Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное". Л.Н. Толстой
«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Л.Н. Толстой
«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».
Марк Твен
«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок» Конфуций
Учитель: Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо.
Учитель: Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону. Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (Например; любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосерднымдобрым, внимательным и др.)
Учитель: Все эти качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта творит чудеса. Доброта, слабых, делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Учитель: - Что же такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.Учитель: Слайд 6
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)- Как вы считаете, кто такой добрый человек? Дополните выражение……
Слайд 7
- Добрый человек – это тот, кто …
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Ученик:
Добро и зло творить всегда Во власти всех людейНо зло творится без трудаДобро творить трудней.Рождает зверя зверьРождает птица птицуОт доброго - добро От злого - зло родится.Добро, коль не было б оно малоГораздо лучше, чем большое зло.
Обсуждение ситуации… Слайд 8
Учитель: Какого бы вы выбрали себе друга? Почему?
(ответы учащихся).
Ученик:
Но как бы нас жизнь ни ломала, В ней некое есть волшебство…Хороших людей слишком мало.И все – таки их большинство. Стань добрым волшебником, Ну-ка попробуй. Тут хитрости вовсе не нужно особой, Понять и исполнить желание другого, Одно удовольствие, честное слово.
Учитель: Не забывайте, что настоящий волшебник должен быть мудрым. Послушайте, пожалуйста, одну известную, восточную притчу. Слайд 9
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушным, Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку можно,В любую минуту всегда.И если кому-то поможет,Твоя доброта и дружба твоя.Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,На свете, живешь ты не зря.
Работа с пословицами. Слайд 10
Учитель: А теперь, ребята, составьте пословицы о добре – соедините линией необходимые части.
Соедините начало и конец пословицы. Карточка 1.
Спеши делать… … есть добрые люди
Добрые дела… …добрые дела.
Без добрых дел нет… …добро.
Жизнь дана на … …красят человека.
Злой не верит, что… …доброго имени.
Соедините начало и конец пословицы. Карточка 2.
Доброе слово дом построит, … лучше богатства.
Худо тому, кто … … злое слово дом разрушит.
Доброе сердце … … при матушке добро.
Добро не умрёт, … … добра не делает никому.
При солнышке тепло, … а зло пропадёт.
Соедините начало и конец пословицы. Карточка 3.
Доброе слово - … …ищи доброты.
Не ищи красоты - … … бродит по миру тихо.
Красоту уносят годы, … …половина счастья.
Добро не лихо, … … а злого не жалей.
Доброго чти, … … доброту не унесут.

Соедините начало и конец пословицы. Карточка 4.
Добрый гость … … не забудется.
Добрым словом и … … а зло забывай.
Добро помни, … … само себя хвалит.
Доброе дело … всегда в пору.
Добро век… … бездомный богат.

Слайд 11
Учитель: Перед вами простые правила доброты – давайте прочтем их по цепочке и постараемся следовать им в нашей жизни.
Идя по улице с мамой, помоги ей нести тяжелую сумку.
Звоните домой, друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек и маленьких детей.
Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнему.
Помогайте слабым, больным.
Учитесь добру у других.
Уступайте место в автобусе пожилым людям.
Будьте добрыми и милосердными людьми.
Учитель: О каких словах говорится в стихотворении?:
Ученик:
Слова чудеснейшие этиУслышать каждый очень рад;Добреют взрослые и детиИ улыбнуться всем спешат.
Творческое задание «Дерево Доброты». Работа с «волшебными» словами и приветствиями.
Учитель: Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными». Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить волшебные слова и приветствия.
(Работа в группах: дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова, приветствия и приклеивают к веточкам дерева).
Учитель: Какое дерево вы вырастили, давайте посмотрим?
Творческое задание «Поляна Добрых Дел»
Учитель: Все в ваших руках, какие совершать поступки. Сейчас, пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы сегодня и вчера. Напишите его на листочке.
А сейчас мы разместим его на доске. Получилась у нас поляна доброты.
Итог урока
- А в завершении нашего урока, я хотела бы вам прочитать стихотворение Андрея Дементьева «Доброта».
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы порой не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
- Я благодарю Вас за работу.
Список использованной литературы:
Дереклеева Н.И. Классные часы по теме “Нравственность”. Москва, 2006.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. М.: ВАКО,2005.
Дереклеева Н. И. Классные часы по теме нравственность. М.: 2006.
Дик Н. Ф. Классные часы в 3-4 кл. Ростов: Феникс, 2007.
Еланская А. Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения. –М.: Махаон, 2007.
Классный руководитель. – 2001, № 7.
Классные часы на темы этикета / авт.-сост. Матюхина Ю. А.– М.: Глобус, 2007.
Персидская И.В. Классные часы. Волгоград, 2005.
Подгорная С. Н. Современные праздники в начальной школе.– М.: ИКЦ “МарТ”, 2007.
Совместные праздники для школьников и родителей в начальной школе. / кол. Авторов.– М.: Глобус, 2006.
Использованные интернет - источники:
Галиева Л. Ш. Классный  час "Милосердие и доброта". http://festival.1september.ru/articles/567862/;
Назимова А. Ф. Разработка внеклассного мероприятия http://festival.1september.ru/articles/515476/;
Пословицы о дружбе, добре и зле http://www.poskart.ru/drug.html
Успенская Н. П. Разработка классного часа: В душе у каждого у нас. "Твори добро на всей Земле". http://www.openclass.ru/node/107137.