Исследовательская работа ученика по предмету русская литература «Образ современного подростка в повестях В. Тендрякова «Весенние перевертыши» и В. Железникова «Чучело».


Отдел образования Исполнительного комитета
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «Пелёвская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Образ современного подростка в повестях В. Тендрякова «Весенние перевертыши» и В. Железникова «Чучело».

(номинация «Лучшая исследовательская работа
о жизни и творчестве писателя»)
Научно – исследовательская работа
на районную научно-практическую
конференцию «Все мы родом из детства»
ученицы 8 класса МБОУ «Пелёвская
средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района РТ
Гумеровой Ригины Робертовны

Научный руководитель: Ахтямова
Гульназ Ханифовна
Содержание.
                                                                                                            стр.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………1- 2
ГЛАВА 1. Образ подростка в повести В. Тендрякова
«Весенние перевёртыши»…………………………………………….

ГЛАВА 2 Образ подростка в повести В.Железникова «Чучело»…
 
ГЛАВА 3. Подросток  в реальном мире.…………………………...…7- 8
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………… ………………....8-9
 ЛИТЕРАТУРА. ……………………………………………………….. 10
               
                                                     
Введение.
Книги о детстве – особые. Они написаны от первого лица и основаны на собственных впечатлениях писателей, на воспоминаниях детства. К числу самых талантливых принадлежат «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Детство Темы» и «Гимназисты» Н.Г. Гарина-Михайловского, «Детские годы Багрова - внука» Аксакова, «Детство» Л.Н.Толстого и другие. Эти книги заставляют подростка заглянуть в себя, попытаться понять сложный мир взрослых, впервые поставить перед собой сложные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек. Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Как самому избежать дурных поступков? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье, любовь? Что есть смерть? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Эти проблемы решали подростки далекой дворянской культуры.
Какие проблемы решает сегодняшний подросток? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к литературе современных писателей. Творчество писателей В.Тендрякова, Н.Дубова, В.Железникова помогает нам выбрать правильную дорогу в жизни. И моя исследовательская работа именно об этом.
Целью  исследования было изучение образа современных подростков на материале художественных  произведений В. Тендрякова «Весенние перевёртыши», В. Железникова «Чучело».
Цель исследования определила следующие задачи работы:
1) изучить примеры образа школьника в русской классической литературе;
2) исследовать мир глазами ребенка в повестях В. Тендрякова «Весенние перевёртыши», В. Железникова «Чучело»,
3) сделать выводы о сходстве и различии образа подростка в произведениях этих писателей.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Объект исследования – повести В. Тендрякова «Весенние перевёртыши», В. Железникова «Чучело»,
Предмет исследования – составляющие образ современного подростка в произведениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсе занятий по внеклассному чтению, филологическому анализу художественного текста.
  Методы исследования: описательный, сопоставительный, анализ художественного текста
ГЛАВА 1. Образ подростка в повести В. Тендрякова
«Весенние перевёртыши»
«Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели. Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды сказал, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества»,- писал в предисловии повести «Весенние перевёртыши» В.Ф. Тендряков.
В «Весенних перевертышах» рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?». Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала.
Много разных событий произошло за короткое время в жизни Дюшки, много удивительных открытий сделал он за несколько дней. Мальчик впервые полюбил. Теперь он смотрит на жизнь по-другому, совсем не так, как раньше. Автор показывает душевный мир влюбленного Дюшки. Мир полон ярких красок. Любящими глазами смотрит он вокруг. Но любовь не только неуловимо изменила взгляд на вещи, но и заметно обострила восприятие. Прежде Дюшке был неприятен Санька Ераха, и он старался не появляться там, где тот выдумывал свои жестокие, садистские игры. А теперь он просто возненавидел Саньку, когда увидел его очередное злодеяние. И больше того, он вступился за своего друга Миньку и бросил вызов сильному врагу. И Санька отступил.
Дюшка победил, но радости он не испытал никакой, напротив, ему захотелось плакать. « Но не от страха перед Санькой – от непонятного. Сегодня с ним что-то случилось. Что? Кого спросить? И Дюшка почувствовал вокруг себя пустоту – не на кого опереться, не за что ухватиться, живи сам как можешь. Земля кажется шаткой».
Семья у Дюшки, если смотреть со стороны, вполне интеллигентная и благополучная. Родители любят своего сына, очень увлечены работой. И эта увлеченность характеризует их не только с положительной стороны, в особенности отца. Он из тех людей, для которых работа – все, они о ней думают и говорят беспрестанно и ни на минуту не сомневаются, что столь же интересна она и для всех других людей. Нельзя не увидеть в этом одну из разновидностей эгоизма, нравственную неразвитость и глухоту. Ведь такой человек, как правило, помнит и слышит только себя. Все это хорошо чувствует и понимает Дюшка, не случайно у него не появляется желания поделиться своими открытиями и переживаниями, родителям явно не до него. Дюшка начинает иначе смотреть на своих родителей, на их отношение к нему.
Шаг за шагом Дюшка Тягунов учится понимать и постигать и непростые жизненные ситуации, и сложные характеры окружающих его людей. И, пожалуй, самым важным на этом его пути познания было то, что он научился слушать и слышать собеседника или просто рядом живущего человека, осознал, сколь сильно нуждается он в этом.
ГЛАВА 2. Образ подростка в повести В. Железникова «Чучело»
« Она была нескладным ребенком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал рот, с которого не сходила доброжелательная улыбка…»
В самых обыкновенных событиях жизни Лена находит неизъяснимую прелесть. Поэзия разлита во всем, что ее окружает: в опавших листьях, в стаях грачей, готовящихся в дальнюю дорогу, в потемневшей от осеннего паводка реке, даже в скульптуре «Уснувшего мальчика». И вдруг все это перестало существовать. Всего-то несколько дней продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула. Она вдруг поняла, что люди не все одинаковые, что часто жестоки бывают к тем, кто на них не похож…Не похожа на своих одноклассников и Ленка Бессольцева.
Героиня живет и действует в условиях, когда обнажается суть человека, когда он проверяется на человечность. Лена Бессольцева немногословна с одноклассниками, но за нее говорят ее дела и поступки. Она горячо любит своего дедушку, с пониманием относится к его деятельности; Лене свойственна предельная преданность в дружбе, полная самоотдача другим людям. Она познала цену товарищества и предательства, благородства и подлости, приняв на себя чужую беду, взяв на себя и чужую вину!
В.Железников ставит своих героев перед выбором: как поступить? И мы видим, как характеризует их этот выбор, кто из героев выдерживает проверку на человечность и товарищество.
В.Железников образом Лены Бессольцевой открыл в литературе нового героя нашего времени, сочетающего в себе доброту и силу характера (а то иногда бывает: или добро без силы, или сила без добра). Прийти вот так на день рождения, не испугаться компании, которая ее била, прийти после всего этого в класс и не допустить новой вспышки жестокости! Это ли не мужество?! Найти силы взять ответственность на себя и поступить благородно. Как это оценить? Она воин, воин – победитель с обритой, но не склоненной головой. Душа Лены не сломилась. В ней прелесть чистого юного существа и многострадальная терпеливость – милосердие русской женщины.
Отличительная черта Лены – стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков. Она страдает, оттого что предала деда, винит себя за недостойные слова и мысли. А ведь это муки чуткой детской совести. Может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков? Вряд ли, но главное даже не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой.
Каждый ли подросток способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себя и претворить в жизнь? Могли ли так тонко чувствовать Рыжий или Лохматый, Миронова или Шмакова? Вряд ли, для этого надо еще обладать добротой, сердечностью, тонкостью и глубиной восприятия мира, как у Ленки, и так же, как она стремиться обдумать, пережить, почему это хорошо или плохо, извлечь уроки и стремиться не повторять дурного.
Есть ли надежда, что из Рыжего, Лохматого, Железной Кнопки и других вырастут люди, обретшие имена – хорошие люди?
Да. Об этом говорит финал повести. Души их оживут, потому что ребята долго будут помнить Ленку, в их душах уже будет мерцать свет и ее души, души «чистой голубицы».
Да, хороших людей любят, их ценят, их судьба волнует, их ищут днем с огнем, их находят…
ГЛАВА 3.Школьник  в реальном мире.
       Я и мои одноклассники учимся в восьмом классе. Наша школа обычная общеобразовательная, поэтому многое из «литературной школы» свойственно и нашей. Прочитав повесть «Чучело», я задумалась: «А что было бы, если  бы такая вот  Лена Бессольцева появилась в нашем классе?» Тогда я для себя отметила, что, скорее всего,  стали бы осуждать, хоть и не прямо в глаза, а за спиной, посмеивались бы над ней. Оказывается, что вся бравада, агрессия  и разного рода нарушения дисциплины  скрывают за собой вполне нормальных и трезво мыслящих людей. Когда на уроке литературы обсуждали эту повесть, мои одноклассники показали, что каждый из них имеет собственный взгляд на проблему героини. Все выказали готовность помочь человеку в трудной ситуации. Вот только меня не покидает мысль: «Никто и  никогда не показывал этого в нашем классе в реальности».  
Образы школьников из обеих повестей перекликаются с образами сегодняшних школьников, но есть и различия. Все школьники ушли в параллельные миры виртуального общения и компьютерных игр. Это там, в социальных сетях, мы изливаем свои души  виртуальным друзьям и стараемся показать себя с лучшей стороны. Это там наши статусы отражают состояние наших душ.
Заключение
Так какой же он, сегодняшний подросток? Что значит в духовном смысле это непростое слово «несовершеннолетний»» Что в нем несовершенно? Тело или душа? Или он все же вполне человек с самыми настоящими человеческими проблемами, со своей особой правдой?
Изучив  литературные источники по проблеме  и  образы  подростков на материале художественных  произведений В. Тендрякова и В. Железникова, я пришла к следующим выводам:
Образ школьника в мировой литературе – одна из вечных тем, к которой обращались писатели в своих произведениях; проблемы, описанные в них, актуальны и для современных школьников в нашей стране.
В обеих повестях рассказывается о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности.
В наши дни, когда основной жизненной установкой человека стала требовательность к другим и безоглядная доброта к себе, когда так распространены «однолюбы», обожающие только себя и прощающие только себе; когда человек сознательно отказывается от мужества, как от «глупости», твердит: «против всех не попрешь», в идеалы не верит и бороться ни за что не хочет: обе повести открывают читателю прекрасное лицо современника: духовный, честный, неравнодушный.
Авторы повестей В.Тендряков и В.Железников ставят своих героев перед выбором: как поступить? И мы видим, что и Лена Бессольцева и Дюшка Тягунов выдерживают проверку на человечность и товарищество.
И Лена Бессольцева, и Дюшка Тягунов сочетают в себе не только доброту, но и силу, они становятся победителями над жестокими злодеяниями сверстников.
«Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собой», - писал Л.Н.Толстой в своей повести «Детство».
Использованная литература.
1.        В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши»
2.        В. Железников «Чучело»
3.        Бегак Б. Классики в стране детства. – М.: Детская литература, 1983. – 111 с.
4.        Павлова Н.И. Образ детства – образ времени. – М.: Детская литература, 1990.–143 с.
Интерактивные ресурсы:
1.        http://www.coolreferat.
2.        http://www.labirint.ru/books/
3.        http://www.spishy.ru/news/
5.        http://www.bestreferat.ru/referat