Методические рекомендации «Развитие навыков беглого, выразительного и осознанного чтения»


«Развитие навыков беглого, выразительного
и осознанного чтения ».
В последние годы увеличивается число детей, испытывающих затруднения при усвоении школьной программы. При этом у многих учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся трудности при чтении. Без чтения невозможно получить знаний. Нарушение чтения может не только препятствовать обучению, но и отрицательно влиять на формирование личности школьника. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность. Слабо читающие ребята испытывают трудности не только на уроках чтения, но и при решении задач, при подготовке к уроку окружающего мира, у них слабо развита речь, они не умеют высказывать своё мнение, пишут безграмотно.
Были установлены причины затруднений при чтении: повторное считывание той же строчки, потеря строки при чтении, неправильное чтение похожих по начертанию букв, «зеркальное» чтение и многое другое. Определив, какие трудности испытывает каждый ребёнок, были подобраны упражнения по коррекции для фронтальной, групповой и индивидуальной работы (приложение № 1). Ежедневно урок чтения лучше начинать с «разминки», время которой определяется в зависимости от темы, от объёма изучаемого материала ( от 3 до 10 минут). Разнообразие упражнений вызывает у ребят определённый интерес.
Коррекционная работа не будет полноценной без участия в ней родителей. Педагог должен объяснить взрослым, как необходимы их поддержка и помощь ребёнку. В приложении № 2 содержатся рекомендации родителям.
Упражнения для развития навыков беглого чтения
У каждого человека индивидуальные особенности темпа деятельности, и мы никогда не добьёмся, чтобы все обучающиеся нашего класса читали 100 слов в минуту. К тому же если ребёнка заставлять читать быстро на начальных этапах, можно нарушить механизм чтения, что приведёт к « угадывающему» чтению. Поэтому развивать скорость чтения надо не навязчиво, порой даже не заметно для ребят фиксировать результат чтения, а не стоять над ним с секундомером в руках. Для решения этой задачи можно включать следующие упражнения (приложение № 3). Чтобы ребята читали ежедневно, завели читательские дневники, в которых родители ставят свою подпись, тем самым, подтверждая, что ребёнок читал все дни, даже в выходной.
Упражнения для развития навыков выразительного чтения
Выразительное чтение – это искусство, важнейшим элементом которого является эстетическое переживание, умение воспринять образное содержание художественного произведения, почувствовать его и передать своё понимание и чувство в устном слове. Уже в первом классе начинается работа над выразительностью чтения. Начинать её можно с использования рисунков - схем с различными видами мимики: удивление, испуг, радость, злость и т.д. Упражнение «Логическое ударение» является одним из любимых упражнений ребят (приложение № 4). Анализ текста лучше начинать с трёх вопросов: что увидели? что услышали? что почувствовали? Большое значение для развития навыков выразительного чтения имеет словарная работа во всех её видах, а также работа над художественными средствами выразительности. Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с понятиями: темп, ритм, громкость. Выразительному чтению способствуют драматизация и чтение по ролям.
Упражнения для развития навыков осознанного чтения
Ещё Я.А. Каменский писал: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
К сожалению, требования высокой скорости чтения приводят к чтению с ошибками. Формируя навык чтения, следует помнить, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста. Для развития навыков осознанного чтения используйте следующие упражнения ( приложение № 5).
Если ребёнок в начальных классах хорошо овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.
Приложение № 1
Задания для диагностики и коррекции Трудности при чтении Психологические и другие причины
Задание № 1. школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
аммадама реберге ассамаса гесклалла ессаннессас даталаттаеналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора клатиморретаберта норасотанна дебаруга каллихарра филитадеррагруммопдватерпроофета серафиннетастолье еммаседатоновграсембладовунтЗадание № 2. выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:
се – се ес со се ес со се ос ес се
где – гед дег гло гед егд глее гло дог гед где
кот – ток отк кот кит так нок кто кот кто
Беру старые книги, раздаю детям и даю задание, например, букву а подчеркнуть, букву о зачеркнуть.
Задание № 3. Внимательно прослушайте и постарайтесь с первого раза запомнить слова. Интервал 2-3 секунды. Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов.
Задание № 4. «4-лишний»
Мак, ромашка, роза, лук.
Чашка, блюдце, суп, стакан.
Молоко, сметана, каша, сыр.
Чайник, стул, стол, шкаф.
Задание № 5. «Свяжи слова». Даны два ряда слов, между которыми отсутствуют смысловые связи. Учитель зачитывает пару слов, а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо связь между словами (интервал между парами слов 5 секунд). После прочтения всех пар учитель читает левые слова, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.
Слива – лампа
Синица – сестра
Лейка – трамвай
Мухомор – диван
Ботинки – самовар
Графин – брат
Жук- кресло
Задание № 6. «Произнеси быстро». Любую строфу стихотворения произнести 10 раз подряд без пауз и как можно быстрее. Все слова нужно произносить чётко. Задание выполнять ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени свидетельствует об улучшении артикуляции.
Задание № 7. «Читай по правилу».
-пропускать при чтении каждое второе слово;
- каждое слово предложения прочитывать по два раза подряд.
Задание № 8.Чтение наоборот. Каждое слово, начиная с последнего, прочитывается по буквам в обратном порядке. (Марсианский язык. Даю текст для чтения, где чередуются предложения на русском языке с предложениями на «марсианском». Задания можно усложнить – буквы поменять местами: анылдш, тасар, огреинг, саилвкёЗадание № 9. «Найди слова»
Сабрадумирыклосолнцезегова( Таким образом часто зашифровываю тему урока. Усложняю задание: даю текст, в котором все слова в предложении написаны слитно, а позднее надо разделить текст и на предложения и на слова). Повторное считывание той же строчки;
- потеря строки при чтении;
- «механическое чтение» непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла;
- прочитывание слов с ошибками (перестановка слогов, замена букв);
- низкая скорость чтения.
-Неправильное чтение похожих по начертанию букв;
- прочитывание слов с ошибками.
- Затруднение при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
-«зеркальное» чтение;
- не умеет выделять главное в прочитанном;
- ограниченный словарный запас.
- Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме;
-ограниченный словарный запас;
- не может пересказать прочитанное своими словами.
- невыразительность чтения;
- не умеет отвлечься от несущественного;
- плохое запоминание прозы и стихов;
- ограниченный словарный запас;
- не может пересказывать своими словами;
- механическое чтение.
-нечёткое произношение;
- низкая скорость чтения.
-торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного;
-«механическое чтение»
-правильно прочитывается начало слова, а конец с искажениями;
- «угадывающее» чтение;
- правильно прочитывается начало слова, а конец с искажениями
Неустойчивость произвольного внимания
Несформированность процессов зрительного анализа
Недостаточное знание букв алфавита.
Недостаточность непосредственного произвольного запоминания.
Недостаточность мыслительной операции обобщения, абстрагирования.
Не понимает прочитанного
Недостатки операции абстрагирования.
Механическое запоминание.
Недостаточное развитие памяти.
Не владеет приёмами смысловой обработки текста.
Недостатки в артикуляции.
Повышенная возбудимость(холерики), чрезмерная автоматизация навыка чтения.
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения
Недостаточность зрительного анализа слова.
Приложение № 2
Рекомендации родителям по коррекционной работе.
Не рассматривать школьные трудности ребёнка как трагедию, не отчаиваться и не показывать своего огорчения. Принять и любить ребёнка таким, какой он есть.
Занятия чтением должны вызывать у младшего школьника положительные эмоции.
При выборе книг опираться на желания ребёнка и начинать самостоятельное чтение книг с большими рисунками.
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихи.
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять другие интересы ребёнка.
Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко.
Домашнее чтение не должно утомлять ребёнка, притуплять интереса к чтению, поэтому необходимо делать перерывы. Нельзя перегружать ребёнка тем, что у него не получается.
После чтения важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему собственные мысли о прочитанном.
Поддерживать уверенность ребёнка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. В случае неудачи обязательно подбадривать. Любой успех, даже самое маленькое достижение, всегда отмечать.
Надо приучать ребёнка любить книгу.
Приложение № 3
Упражнения для развития навыка беглого чтения
- «Кто быстрее?» ( На доску выписываю начало или конец любого предложения из прочитанного текста. Детям необходимо вспомнить название текста, быстро найти и прочитать данное предложение.) - «Буксир» (Я читаю текст, варьируя скорость чтения, в пределах скорости чтения учеников (80-160 слов в минуту). Дети читают про себя, стараясь поспевать за мной. Внезапно останавливаюсь на каком-либо слове, а ребята продолжают чтение в том же темпе.)- «Сравни» ( Чтение домашнего и незнакомого текста в сравнении).
- Коррекционная работа – упражнения № 32, № 2, № 74 «Сложи слова» ( пишу слова на доске в два столбика так, чтобы первая половина слова была в одном, а вторая в другом столбике).
земля - дей порт- парк
кор - гирь кино - торг
чаро- ника зоо - зал
сне - зина книго - фель- «Фотоглаз»
- «Общение на марсианском языке» ( чтение слоговых карточек).
- Скороговорки.
Приложение № 4
Упражнения для развития навыка выразительного чтения
- «Логическое ударение»
- Ритмическое чтение.
- Чтение с разной интонацией.
- Чтение по ролям.
- Ритмическое чтение.
Памятка для выразительного чтения
Представь себе то, о чём читаешь. Подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.
Читай чётко слова и окончания.
Выделяй голосом важные мысли, соблюдай знаки препинания.
Приложение № 5
Упражнения для развития навыков осознанного чтения
- Выделение слов из потока букв;
- Деление сплошного текста на предложения и на слова;
- Перевод с марсианского;
- Ритмическое чтение;
- «Перевёртыши» ( В стихотворении меняю строки местами, дети должны поставить их в правильном порядке).
- Упражнения для работы по развитию речи.