Статья Формирование навыка беглого, осознанного, выразительного чтения


Работа по формированию навыка правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Под правильностью следует понимать безошибочное воспроизведение звукового состава слов с соблюдением норм орфоэпии. Формированию правильности способствуют:
речевые зарядки, т.е. ежедневные упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям:
чтение родственных слов с нарастанием их смысловой сложности вода-водичка-водопад- водолаз – водоворот- водопровод
чтение слов по подобию волчья – заячья – беличья – собачья, нашел – налил – надел – нарезал - начертил чтение паронимов басня – башня, роса – роща, сутки – шутки, жарко - жалко
предварительное чтение
вслух многосложных слов ко – ман–ди – ров - ка
слов со сложной слоговой структурой, со стечением 3-4 согласных встре – ча, скольз – кий
чередование видов чтения
чтение с проговариванием
чтение цепочкой
чтение эстафетой
чтение за диктором
Беглость – это чтение в темпе разговорной речи с сознательным восприятием текста. Формированию беглости способствуют:
развитие подвижности речевого аппарата
скороговорки, чистоговоркиразвитие зрительной памяти
«фотографирование картинок» - запомнить и воспроизвести иллюстрацию
сравнение картинок, нахождение сходства и различия
расширение поля зрения
чтение слогов, слов записанных пирамидой с целью увеличения поля зрения
регулярные измерения беглости чтения
Выразительность – качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации передается смысловое и эмоциональное содержание произведения. Выразительность зависит от дикции читающего и умения использовать средства художественной выразительности.Литературные нормы постановки логического ударения. Ударению подлежат:
1) новые понятия, лица, предметы с целью привлечения к ним внимания Белка там живет ручная, да затейница какая!
2) слова – противопоставления Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил.
3) противоположные по значению слова Пишут по белому черным, пишут по черному белым.
4) повторяющиеся слова Твой грустный шум, твой шум призывный.
5) перечисление или счет предметовЗимой холодной нужда, голод настает,Стрекоза уж не поет.
6) обращения в начале фразы Соседка, перестань срамиться, - ей Шавка говорит.
7) подлежащее в нераспространенном предложении Осень наступает. Высохли цветы.
8) слова - вопросы Кто сказал мяу?
9) пояснения при глаголе Мигом команда моя разбежалась.
Литературные нормы постановки пауз. Логические паузы в основном совпадают со знаками препинания, однако есть варианты, когда пауза может быть поставлена при отсутствии знаков препинания:
перед союзами И, ДА, ИЛИ А медведи пришли голодные // и захотели обедать.
до и после слов с целью их наибольшего выделения А орешки // не простые //, все скорлупки золотые.
перед словом, передающим неожиданное развитие действия На пороге сидит его старуха, а пред нею // разбитое корыто.
до и после слов, передающих внутреннее напряжение Пришла весна, а Снегурочка //вдруг запечалилась.