Открытый урок на тему: «Создание сценического образа» Возраст 10-12 лет (8-10 человек)

Тема урока «Создание сценического образа»
Возраст 10-12 лет (8-10 человек)
Цель: формирование умения перевоплощаться в художественный образ через знакомство с элементами актерского мастерства.
Задачи: 
Обучающая: познакомить с элементами актерского мастерства: мимика, жест, пластика; способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Развивающая: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, пластику через умение управлять своими двигательными действиями.
Воспитательная: воспитание творческой активности, толерантности, навыков коллективного взаимодействия и общения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Форма урока: театр - экспромт
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, игровые.
Методы: 1. Словесные методы: рассказ, беседа.
2. Наглядные методы: метод показа, демонстрация.
3. Практические методы: упражнения, игры, тренинговые упражнения.
Ожидаемые результаты:
 Предметные:
- наличие знаний о видах актёрских зажимов (голосовых, пластических, психологических); - самодиагностика актерских зажимов.
Метапредметные (УУД):
- наличие положительной эмоциональной атмосферы в группе; 
 - владение способами снятия телесных зажимов, раскрепощения и неуверенности перед театральным выступлением в условиях публичной деятельности. 
Личностные:
- развитие эмпатии;
- развитие уверенности в себе, выражать свои мысли, оценивать качества своей и деятельности;
- умение точно прослеживать последовательность действий на уроке;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Технические средства:
Музыкальный центр.
Экран.
Мультимедиа проектор.


План урока
1. Организационный момент.
- приветствие
- тренинг на знакомство. Упражнение «Снежки»
- актуализация знаний
 2. Актерский тренинг для разогрева двигательной координации:
Упражнение «Солнышко»
Упражнение «Железные человечки»
«Воздушные шары»
Речевой тренинг
«Шипящая кошка»
«Три сороки»
Театр эмоций
Тренинг «Бесконечная история»
5. Инсценировка «Волк и семеро козлят на новый лад»
6. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята!  Я очень рада видеть вас!
- Как ваше настроение?
- Чтобы у всех присутствующих было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки. Ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
- А чтобы закрепить наше хорошее настроение давайте пожелаем друг другу что-нибудь приятное.
Упражнение «Снежный ком». Каждый участник придумывает свое пожелание. Например: я желаю вам удачи!
- Скажите ребята, а вы когда-нибудь были в театре?
- Для чего выходят актеры на сцену?
- Как вы думаете, с помощью, каких средств можно создать интересный и выразительный образ? Дети: мимика, пластика, хорошо поставленная речь, костюм.
- Сегодня мы с вами познакомимся с элементами, которые помогают создавать сценический образ.
И первый элемент это пластика. Актеру чтобы выйти на сцену необходимо освободиться от мышечных напряжений, а активная психофизика немыслима без упражнений на внимание. Кто скажет, почему актеру важно быть внимательным? Поэтому, ребята, будьте внимательны, выполняя упражнения!  
2. Актерский тренинг для разогрева речевой и двигательной координации:
«Солнышко» - тянемся на носочках к солнышку, затем сгибаемся в поясе и встряхиваем ручки.
«Железные человечки» - напрягаем постепенно все мышцы, начиная от ног и двигаемся как роботы.
«Воздушные шары». Дети – это как бы не надутые «воздушные шары». Они сидят, сгруппировавшись в разных концах сцены. Преподаватель, стоя на одном месте, делает вид, что надувает шары, произнося звук «пфффф», подавая тем самым характерный сигнал для начала роста «воздушных шаров». Дети медленно поднимаются, отводя руки в стороны, как можно дальше назад и надувая при этом щеки, изображая надувающийся «воздушный шар». По команде преподавателя «воздушные шары» - шары полетели в небо, дети начинают плавно и легко, на носочках, передвигаться по площадке. По команде – «шары пронзили иглой», дети возвращаются в исходную позицию, изображая сдувающийся шарик и произнося звук-ссссссссс.
- Вторым важным элементом является речь актера. Она должна быть грамотной, четкой и благозвучной. Почему, кто скажет?
3. Речевой тренинг
«Шипящая кошка» - делаем выпад вперед, выпускаем коготки со звуком – шшш, возвращаемся в исходное положение со звуком – ффффф.
«Веселая скороговорка» - ребята идут по кругу, произнося скороговорку: «Три сороки тараторки тараторили на горке!» (маршируют, скачут на скакалке, крадутся на цыпочках).
Преподаватель: Ребята, а скажите, как вы понимаете слово «мимика»? Ответы детей.
МИМИКА - (греческое «подражатель») - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.д..
Показ слайдов с разными вариантами МИМИКИ людей.
Мимика является третьим элементом при создании сценического образа. Она помогает разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска.
4.Театр эмоций
Тренинг «Бесконечная история»
А сейчас, когда мы познакомились с основными элементами создания сценического образа, давайте попробуем разыграть сказку.
Инсценировка «Волк и семеро козлят на новый лад»
Я расскажу вам сказочку. Жила коза с козлятами,
А были те козлятушки отличными ребятами:
Любили прыгать и скакать и в игры разные играть,
Все мультики смотрели, учиться не хотели.
Вы, козлятушки, вы, ребятушки,
Не скачите вы, не кричите вы, а садитесь, уроки учите вы!
Ну всё, мне это надоело! А ну-ка, быстро все за дело!
Давайте-ка, ученички, все открывайте дневнички!
Нам ничего не задавали!
А может, вы не записали, что нынче задали учить?
Признайтесь сами, иль звонить придётся мне другим козлятам,
Послушным, умненьким ребятам!
Не надо, вспомним мы сейчас!
Читать нам надо целый час!
И выучить стихотворение,
И написать два сочинения!
Поделку по труду доделать,
Доклад на завтра нужно сделать!
Ещё, к большому сожаленью, учить таблицу умноженья!
Но ты ведь, мама, нам поможешь?
Мы сами сделать всё не сможем!
Мы ничего не понимаем и эту тему мы не знаем!
ВСЁ! Кончилось моё терпенье!
Ученье ваше-мне мученье!
Я на концерт пошла, в ДК!
А мы?!
Учитесь! Всё, пока
Слышите, стучится кто-то, посмотрю-ка я в глазок
Кто-то серый да лохматый!
Братцы, да ведь это волк!
Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,
Хватит, волк, не притворяйся, заходи к нам, не стесняйся!
Запирайте, братцы, дверь!
Всё, попался, хищный зверь!
Ну-ка, быстро раздевайся, за уроки принимайся!
Три задачки мне реши!
Подточи карандаши!
Поучи стишок со мной!
Нарисуй пейзаж морской!
Сочини-ка мне рассказ в полтора десятка фраз!
Расскажи про атамана, как он в речке утонул!
Заодно про Чингисхана!
ПОМОГИТЕ! КАРАУЛ!!!
Что такое? Что случилось?
Мама! Помоги скорей!
Не пойму, как получилось-было семь с утра детей, этот, кажется, восьмой
Что случилось с головой? Не возьму я что-то в толк!
Мама! Да ведь это волк!
Бывший волк! Теперь - козёл! Был я раньше очень зол,
А теперь – нежней цветочка, быть хочу твоим сыночком! Не гоните!
Так и быть-оставайся с нами жить!
Отдохнула я часокЧто ж, давайте свой урок!
Преподаватель: Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Самый главный элемент – воспитательный момент.
6. Рефлексия
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны, активны, любознательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. Хорошо! Спасибо! Можете открыть глаза. На этом наш урок окончен. Спасибо всем кто принял в нем участие.

Самоанализ
Тема урока «Создание сценического образа»
Возраст 10-12 лет (8-10 человек)
Цель: формирование умения перевоплощаться в художественный образ через знакомство с элементами актерского мастерства.
Задачи: 
Обучающая: познакомить с элементами актерского мастерства: мимика, жест, пластика; способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Развивающая: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, пластику через умение управлять своими двигательными действиями.
Воспитательная: воспитание творческой активности, толерантности, навыков коллективного взаимодействия и общения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Форма урока: театр - экспромт
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, игровые.
Методы обучения:
1. Словесные методы: рассказ, беседа.
2. Наглядные методы: метод показа, демонстрация.
3. Практические методы: упражнения, игры, тренинговые упражнения.
Ожидаемые результаты:
 Предметные:
- наличие знаний о видах актёрских зажимов (голосовых, пластических, психологических); - самодиагностика актерских зажимов;
Метапредметные (УУД):
- наличие положительной эмоциональной атмосферы в группе. 
 - владение способами снятия телесных зажимов, раскрепощения и неуверенности перед театральным выступлением в условиях публичной деятельности. 
Личностные:
- развитие эмпатии;
- развитие уверенности в себе;
- умение точно прослеживать последовательность действий на уроке;
- выражать свои мысли; оценивать качества своей и деятельности;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
Технические средства:
Музыкальный центр.
Экран.
Мультимедиа проектор.
Тип, структура, содержание урока соответствовали поставленным цели и задачам, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
Урок представляет собой целостную композицию. Все структурные элементы урока были соблюдены. На занятии присутствовало чёткое обобщение по каждой  заданной ситуации, ясные конечные выводы.
Организационный момент способствовал позитивно-эмоциональному настрою, что помогло создать готовность группы к занятию.
Методы обучения, использованные на уроке разнообразны – это беседа, эффект удивления, сравнение, сопоставление, показ, инсценировка. Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены, дети с удовольствием умело дополняли друг друга в задаваемых вопросах.  
На уроке были применены здоровьесберегающие технологии в виде психо-физического тренинга. Использование игровых технологий, современного оборудования (интерактивная доска) позволили избежать перегрузок детей во время урока и соответствовали содержанию поставленной цели. В ходе тренинга по актерскому мастерству дети демонстрируют умение показывать разные эмоции. Это необходимо для того, чтобы войти в заданный педагогом образ.         
  Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащимися ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся. Во время урока дети работали как коллективно, так и в малых группах и индивидуально, что позволило проявить эмоционально - пластическую выразительность в полной мере. Думаю, что поставленные мною цели и задачи урока были достигнуты.
Общие результаты урока:
         План урока выполнен полностью, образовательная, воспитывающая и развивающая задачи урока реализованы в полной мере. Урок послужил развитию у учащихся эмоций, познавательных интересов, развитию сценической речи, актерского мастерства, самостоятельности мышления.




15