Методическая разработка по теме: Диагностика уровня художественно-эстетического развития обучающихся изостудии



Диагностика уровня художественно-эстетического развития обучающихся изостудии.
Основой художественно – эстетического развития служит предшествующая работа по сенсомоторному развитию. Живое эмоциональное восприятие в совокупности с полученными переживаниями формируют базу в виде сенсомоторной памяти. Восприятие изобразительного искусства уникально для каждого человека, так как оно обусловлено всем его жизненным опытом. Умение расшифровать символ, понять идею, ощутить красоту изображения обусловлено подготовленностью восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению воспринимаемого объекта, чтобы ребёнок усвоил его и был способен его воспроизвести
Главная задача для меня, чтобы дети были не только восторженными зрителями, но и художниками, способными понять, как это сделано (средства выразительности), и перенести в собственную работу.
Проанализировав методы диагностики состояния сенсомоторики детей, я провела и разработала систему оценки уровня развития действий при работе с бумагой, картоном, с использованием различных техник и материалов на занятиях изостудии. В основе лежат принципы оценки исходного уровня функционирования сенсомоторных систем («на входе») и оценки навыков связанных видов деятельности («на выходе»).
Оценка навыков и умений фиксировалась на протяжении трёх лет в двух контрольных группах.
Занятия построены таким образом, в результате которых обучающиеся постепенно от 1 года обучения в последующие года , формируют практические умения и навыки работы в различных техниках с использованием различных материалов.
В первом году обучения формируются навыки использования красок и графических материалов, владение первичными навыками плоскостного и объёмного изображения, начальные правила линейной и воздушной перспективы.
В результате работы по программе обучающие после 1 года обучения знают:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: жизни общества и жизни человека;
- имеют представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- основные средства выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
умеют:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами, использовать коллажные техники;
- иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного его изображения, а так же группы предметов, начальными правилами линейной и воздушной перспективы, общие правила построения головы человека;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах;
- иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Учащиеся выполняют определённые задания. Это оценивается на занятиях:
1. Серия упражнений. Экспериментируем с графическими материалами.
2. Серия упражнений. Компонуем три геометрические фигуры: круг, прямоугольник, и треугольник.
3. Аппликация. Силуэтное изображение натюрморта из простых геометрических форм: прямоугольник, круг, овал, треугольник и т. д.
4. Выполнение графической работы в технике «гратажж», «В царстве чёрного цвета»
5. Творческое задание: организация зрительного центра разными способами: выделение цветом, тональным переходом, сгущением и разряжением фигур.
6. Изготовление из бумаги простых геометрических фигур, используя способ прорезывания как усложнение объёма формы.
7. «Реальность и фантазии». Литературно-художественные образы в объёме.
8. Изображение городского сквера, парка. Графика.
9. Устройство парков, садов и оформление декоративными элементами, скульптурами, фонарями, дорожками, беседками, мостиками и другими архитектурными деталями, с использованием плотной бумаги и путём сопоставления простых геометрических форм и способов.
10. Композиция из форм, отвлечённых от изображения конкретных.
предметов беспредметность как качество изображений определенного вида. Условное превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное изображение.
11. «Старинный терем». Изображение и фантазия, используя способ «превращения линий» Заливка чёрным цветом не используемое под фактуры пространство листа.
Во 2 году обучения задания построены в соответствии с традиционной классификацией: основные виды композиции: фронтальная, объёмная, пространственная. Помимо графических заданий обучающиеся делают первые шаги в объёмно - пространственной композиции из бумаги, осваивают макетную пластику, формы и методы макетной деятельности.
В результате работы по программе, обучающие после 2 года обучения знают:
- о композиции как целостности и образном строе произведения;
- уметь анализировать произведения архитектуры, дизайна. Понимать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее и специфику;
- работают с натуры, по памяти, воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
умеют:
- владеть формообразованием, объёмом в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги).
- композиционным макетированием объектов на предметной плоскости в пространстве;
- создают с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами т. д.
- используют в работе разнообразные материалы (бумага белая, тонированная, картон, цветные плёнки, краски, графические материалы).

Обучающиеся 2 года обучения выполняют определённые задания. Это оценивается на занятиях:
«Слово - образ- движение» - нахождение цветовых соотношений, необходимых для передачи в рисунке впечатления от стихотворной строки «Вот ветер тучи нагоняет, дохнул, завыл…»
Составление различных узоров из мозаики (разноцветных квадратиков) Упражнение на повтор бордюра по мотиву египетского окант, древнегреческого меандр.
«Дизайн упаковки»- флакончики для туалетной воды.
Закручивание бумажной ленты – моделирование форм орнамента.
«Конструирование уличной мебели - лавки, скамьи, столики у кафе, козырьки, подставки для цветов и т. д.»
« Декоративная композиция из линейных квадратов и прямоугольников, в которой проявляется движение. Смещение зрительных центров».
Преобразования заострённых конических форм в объектах Арт- дизайна. «Форма – материал - образ». Декоративная тематическая композиция.
Коллаж «Город, улица, аптека, фонарь». Предметный мир современной среды.
В 3 год обучения в процессе занятий происходит совершенствование представлений об особенностях указанных видов композиции, что составляет основу архитектурной композиции. Содержание заданий ориентировано на обучение приёмам воплощения замысла в макете или дизайнерском эскиз - проекте, являющихся результатом художественно- образной деятельности .
Обучающиеся умеют:
- конструировать объёмно - пространственные композиции, моделировать архитектурно - дизайнерские объекты (в графике или объёме);
- конструировать основные объёмно - пространственные объекты,
-реализовывать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику;
При решении художественно - творческих задач на занятиях формируются следующие навыки:
- владение формообразованием, объёмом в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона и т. д.);
- работа над эскизом монументального произведения: витраж, мозаика ;-использование разнообразных материалов: бумага белая или тонированная, картон, цветные плёнки;
краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пенопласт, деревянные и другие заготовки. Обучающиеся выполняют определённые задания. Это оценивается на занятиях:
1. Разработка серии эскизов с дизайнерским решением предметов быта (форма, единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта).
2. Анализ формы и пространства к синтезу объёмно - пространственной деятельности. «Графический эскиз озеленения зимнего сада».
3. Понятие фирменного стиля. Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. «Запись слова - облако, стриж, железо, песок, в соответствующем его содержанию графическом ключе».
4. Архитектурное формообразование. Выразительность средств: масса, соразмерность, пропорции, ритм, статика, динамика, композиционный центр, симметрия и асимметрия - «Эскиз урбанистического города». 5. Выполнение упражнений по созданию композиции, в которой большое и малое дополняют друг друга: «Бесконечность», «Миры», «Вселенная и комар».
6. Серия архитектурных композиций (условных), где применяется последовательно один, три, пять элементов: «Человек и различной формы дома», «Кто сильнее?» (два цветовых пятна).
Итог проверки проводится в процентном подсчёте, на основании которого выстраиваются графики контролируемых двух групп на «начало года» и «конец года». Более наглядный результат можно проследить на диаграмме.
На основании проведённой проверки навыков и умений, можно сделать следующие выводы:
Обучающиеся имеют представления:
- о роли пространственных и синтетических видов искусства в жизни человека и общества;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, о видах пространственных искусств и делении их на три группы : изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (архитектура, дизайн), декоративно – прикладной и особенностях образного языка для каждой группы искусств;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования и построения видения мира в определённой системе ценностей;
- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;
используют:
- основы языка пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ;
- навыки работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно использовать средства художественной грамоты;
имеют опыт:
- работы с художественными материалами в различных видах художественных и дизайнерских техниках при выполнении самостоятельной и коллективной творческой работы;
применяют творческий опыт:
- в практической работе по оформлению класса, интерьеров Центра Детского Творчества, при участии в конкурсах, выставках, создавая творческие работы изобразительного искусства и дизайна из доступных материалов, участвуя в эстетическом преобразовании среды;
Высказывают оценочные и аргументированные суждения о произведениях изобразительного искусства и дизайна.
Оценка уровня развития действий 3 год обучения 1 группа 8 – 10 лет
№ п/п Оценка
навыков
Ф.И.учащегося
Умение конструировать объёмно - пространственные композиции, моделировать архитектурно - дизайнерские объекты (в графике или объёме);
Навыки работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно использовать средства художественной грамоты;
использование разнообразных материалов Самостоятельное использование средств художественной грамоты
Владение формообразованием, объёмом в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона и т. д.);
Реализовывать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику;
Нач.годаКон.годаНач.годаКон.годаНач.годаКон.годаНач.годаКон.годаНач.годаКон.года1. Бородина А. 2. Кочетков А. 3. Агеев А. 4. Панова Е. 5. Дышлова Е. 6. Коваленко О. 7. Нестерова М. 8. Демидова О. Оценка уровня развития действий 3 год 2 группа 11 – 17 лет
№ п/п Оценка
навыков
Ф.И.учащегося
Умение конструировать объёмно - пространственные композиции, моделировать архитектурно - дизайнерские объекты (в графике или объёме);
Навыки работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно использовать средства художественной грамоты;
использование разнообразных материалов Самостоятельное использование средств художественной грамоты
Владение формообразованием, объёмом в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона и т. д.);
Реализовывать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику;
Нач.годаКон.годаНач.годаКон.годаНач.годаКон.годаНач.годаКон.годаНач.годаКон.года1. Бурцев М. 2. Борисова А. 3. Бровкина Л. 4. Гасанова Б. 5. Чекрякова Е. 6. Жданова М. Оценка уровня развития действий 2 год обучения 1 группа 8 – 10 лет
№ п/п Оценка
навыков
Ф.И.учащегося Знание о композиции как целостности и образном строе произведения;
Умение анализировать произведения архитектуры, ди Умение работать с натуры, по памяти, воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
Владение формообразованием, объёмом в дизайне Создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами т. д Использование разнообразных материалов (бумага белая, тонированная, картон, цветные плёнки, краски, графические материалы). Знание композиционного макетирования объектов на предметной плоскости в пространстве;
Нач.
года Кон.
Года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года Нач.
Года Кон.
Года Нач.
Года Кон.
года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года
1. Бородина А. 2. Кочетков А. 3. Агеев А. 4. Панова Е. 5. Дышлова Е. 6. Нестерова М. 7. Коваленко О. 8. Демидова О. Оценка уровня развития действий 2 год обучения 2 группа 11 – 17 лет

№ п/п Оценка
навыков
Ф.И.учащегося Знание о композиции как целостности и образном строе произведения;
Умение анализировать произведения изобразительного искусства, архитектуры, дизайна Умение работать с натуры, по памяти, воображению над зарисовкой и проектирование конкретных зданий;
Владение формообразованием, объёмом в дизайне Создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами т. д Использование разнообразных материалов (бумага белая, тонированная, картон, цветные плёнки, краски, графические материалы). Знание композиционного макетирования объектов на предметной плоскости в пространстве;
Нач.
года Кон.
Года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года Нач.
Года Кон.
Года Нач.
года Кон.
Года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года
1. Бурцев М. 2. Гасанова Б. 3. Борисова А. 4. Бровкина Л. 5. Чекрякова Е. 6. Жданова М. Оценка уровня развития действий 1 год обучения 1 группа 8 – 10 лет
№ п/п Оценка
навыков
Ф.И.учащегося Использование сновных средств выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
Ритмическая организация изображения и богатство выразительных возможностей;
Иметь навык конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного его изображения, Работа с разными художественными материалами, в художественных техниках.
Владение первичными навыками плоскостного и объёмного его изображения Опыт творческой композиционной работы в разных материалах;
линейной и воздушной перспективы, Общие правила построения головы человека;
Умение видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций
Нач.
Года Кон.
года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года Нач.
Года Кон.
Года Нач.
Года Кон.
Года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года
1. Бородина А. 2. Кочетков А. 3. Агеев А. 4. Панова Е. 5. Дышлова Е. 6. Нестерова М. 7. Коваленко О. 8. Демидова О. Оценка уровня развития действий 1 год обучения 2 группа 11 – 17 лет
№ п/п Оценка
навыков
Ф.И.учащегося Использование сновных средств выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
Ритмическая организация изображения и богатство выразительных возможностей;
Иметь навык конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного его изображения Владение первичными навыками плоскостного и объёмного его изображения Умение пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами, использовать Опыт творческой композиционной работы в разных материалах;
линейной и воздушной перспективы,
Общие правила построения головы человека;

Умение видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций
Нач.
Года Кон.
года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года Нач.
Года Кон.
Года Нач.
года Кон.
Года Нач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
Года Нач.
года Кон.
Года
1. Бурцев М. 2. Гасанова Б. 3. Борисова А. 4. Бровкина Л. 5. Чекрякова Е. 6. Жданова М. 7. Бурцев М. 8. Гасанова Б. Оценка уровня развития действий
Условные обозначения.
Нач.года – оценка навыков на начало учебного года
Кон. года – оценка навыков на конец учебного года
Уровень:
Высокий

Средний
Низкий
Анкетирование обучающихся 1 года обучения и их родителей.
Вопросы анкеты для детей. 7 – 9 лет.
1. Изменяется ли Ваше настроение после занятий ИЗО в лучшую сторону?
2. Занимаетесь ли Вы в свободное время живописью, бумажным конструированием, графикой ?3. Какой вид художественной деятельности Вам наиболее близок и интересен: а) живопись; б) бумажное моделирование; в) графика.
Вопросы анкеты для родителей.
1. Знаете ли Вы, что на уроках ИЗО Ваш ребёнок живописью, занимается бумажным конструированием, графикой?
2. Заметили ли Вы какие-либо изменения, например (подчеркнуть):
а) ваш ребёнок научился быстрее сосредотачивать внимание;
б) внимание стало более концентрированным;
в) у ребёнка улучшилось чистописание;
г) он стал более самостоятельным.
3. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок на занятиях продолжал заниматься живописью, бумажным конструированием, графикой ?Результаты анкетирования родителей.



В результате проведенного анкетирования обучающихся можно сделать следующие выводы:
Занятия в изостудии положительно влияют на психическое развитие детей. Настроение после занятий меняется в лучшую сторону. У детей появляется заинтересованность в разных видах деятельности, которыми они продолжают заниматься в свободное время – бумажное конструирование, графика.
К концу учебного года наблюдается тенденция к росту интереса к таким видам деятельности, как графика, бумажное конструирование. Связано это с освоением и накоплением новых умений и навыков, которые интересны и в конечном счёте преодолимы детьми. Можно сделать предположение, что у детей всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества в изостудии.
Занятия ИЗО развивают наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого выразительного решения изобразительных задач, развития художественно-творческих способностей.
По проведённому анкетированию родителей выяснилось, что они знают по каким видам деятельности занимаются их дети. Многие родители отмечают, что у ребёнка происходят изменения в лучшую сторону, например: ребёнок быстрее сосредотачивает внимание; внимание стало более концентрированным; ребёнок стал более самостоятельным; появились различные увеличения, связанные с художественными видами деятельности: графика, бумажное конструирование и т.д.
Большинство родителей одобрительно оценивают занятия ИЗО, связанные с живописью, графикой, бумажным конструированием.
Изобразительная деятельность доступна большинству обучающихся, не обладая хорошими навыками рисования они реализуют себя через выполнение творческих работ в технике бумажное конструирование.
Результаты анкетирования обучающихся

1 год обучения
№ п/пНавыки и умения 1 группа 2 группа
Нач.
года Кон.
года Нач.
Года Кон.
года
1. Использование сновных средств выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
12,5 % 100 % 12,5 % 87,5 %
2. Ритмическая организация изображения и богатство выразительных возможностей;
18,7 % 87,5 % 12,5 % 87,5 %
3. Работа с разными художественными материалами, в художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
43,7 % 87,5 % 37,5 % 93,7 %
4. Умение пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами, использовать коллажные техники;
37,5 % 93,7 % 18,7 % 81,2 %
5. Владение первичными навыками плоскостного и объёмного его изображения, 68,7 % 87,5 % 43,7 % 75 %
6. Владение начальными правилами линейной и воздушной перспективы, общие правила построения головы человека;
62,5 % 100 % 43,7 % 81,2 %
7. Умение видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, 12,5 % 81,2 % - 56,2 %
8. Иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах;
- 81,2 % - 75 %
1 группа

2группа

2 год обучения
№ п/пНавыки и умения 2 А2 ВНач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
года
1. Знание о композиции как целостности и образном строе произведения;
37,5 % 81,2 % 37,5 % 75 %
2. Умение анализировать произведения архитектуры, дизайна. 43,7 % 75 % 50 % 81,2 %
3. Умение работать с натуры, по памяти, воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
- 81,2 % - 68,7 %
4. Владение формообразованием, объёмом в дизайне 50 % 100 % 25 % 81,2 %
5. Создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами т. д. 31,2 % 87,5 % - 68,7 %
6. Использование разнообразных материалов (бумага белая, тонированная, картон, цветные плёнки, краски, графические материалы). 25 % 87,5 % - 62,5 %
7. Знание композиционного макетирования объектов на предметной плоскости в пространстве;
31,2 % 100 % - 68,7 %
1 группа

2 группа


3 год обучения
№ п/пНавыки и умения 3 А3 ВНач.
года Кон.
года Нач.
года Кон.
года
1. Умение конструировать объёмно - пространственные композиции, моделировать архитектурно - дизайнерские объекты (в графике или объёме); 62,5 % 100 % 43,7 % 68,7 %
2. Навыки работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно использовать средства художественной грамоты;
использование разнообразных материалов 75 % 100 % 68,7 % 100 %
3. Самостоятельное использование средств художественной грамоты 68,7 % 100 % 50 % 100 %
4. Владение формообразованием, объёмом в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона и т. д.);
68,7 % 93,7 % 37,5 % 68,7 %
5 Реализовывать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику;
68,7 % 100 % 56,2 % 68,7 %
1 группа

2 группа


В результате освоения обязательного минимума содержания по программе «Изобразительное искусство. Основы архитектурной композиции и дизайна», обучающиеся творческого объединения
имеют представления:
- о роли пространственных и синтетических видов искусства в жизни человека и общества;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, о видах пространственных искусств и делении их на три группы : изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (архитектура, дизайн), декоративно – прикладной и особенностях образного языка для каждой группы искусств;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования и построения видения мира в определённой системе ценностей;
- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;
используют:
- основы языка пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ;
- навыки работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно использовать средства художественной грамоты;
имеют опыт:
- работы с художественными материалами в различных видах художественных и дизайнерских техниках при выполнении самостоятельной и коллективной творческой работы;
применяют творческий опыт:
- в практической работе по оформлению класса, интерьеров Центра Детского Творчества, при участии в конкурсах, выставках, создавая творческие работы изобразительного искусства и дизайна из доступных материалов, участвуя в эстетическом преобразовании среды;