Открытый урок по предмету сольфеджио на тему: Изучение интервалов на уроке сольфеджио в младших классах


МБОУ ДОД Тыретская детская музыкальная школа
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Предмет: Сольфеджио.
Класс: 2.
Отделение: музыкальное.
Ф.И.О.преподавателя: Янышева Светлана Юрьевна
Тема урока: «Изучение интервалов на уроке сольфеджио в младших классах».
Тип урока: систематизации и совершенствования знаний и умений, навыков учащихся.
Вид урока: Урок-игра.
Цель урока: повышение мотивации учащихся к изучению темы «Интервалы» и активизация творческой деятельности учеников на занятии.
Задачи урока:
Обучающие:
закреплять ранее полученные знания, умения о музыкальных интервалах;
совершенствовать певческие навыки, добиваться стройности звучания;
обучать приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха.
Обучать ориентирам, способствующим активизации процесса запоминания.
Создавать и закреплять связь видимого и слышимого.
Развивающие:
Развивать зрительное восприятие;
развивать музыкальную память и внутренний слух;
Развивать осмысленное интонирование,  накопление слуховых впечатлений;
развивать музыкальный слух в комплексном подходе: уметь применять теоретические знания на практике, аналитически мыслить;
Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, грамотно применять на практике весь комплекс полученных теоретических сведений.
способствовать расширению кругозора.
Воспитывающие:
воспитывать творческую активность.
воспитывать терпеливость и настойчивость в преодолении   трудностей при слуховом анализе изучаемого музыкального материала;
воспитывать организованность, работоспособность, активность, самостоятельность, любовь и интерес к музыке, предмету «Сольфеджио».
Характеристика класса: в классе семь учащихся. Ученики имеют средние музыкальные способности, справляются с программой по предмету «сольфеджио». В основном все выполняют домашние задания регулярно, активно ведут себя на уроке, проявляют интерес к предмету «сольфеджио».
Методы обучения:
практический
аналитический
метод, развивающий логическое и ассоциативное мышление
проблемно-поисковый
игровой
метод активизации музыкального опыта учащихся
Ретроспективы и перспективы
Приемы работы:
Блиц-опрос;
Пение песен на интервалы;
Анализ интервалов на слух в форме занимательного диктанта;
интервальное лото;
музыкальный кроссворд;
музыкально-дидактические игры;
пение двухголосной песни.
Реализуемые на уроке педагогические технологии:
традиционное обучение
творческая лаборатория
эмоционально-смысловой подход
технология развивающего обучения
художественно-эстетическая технология
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение: Интервальное лото, музыкальный кроссворд, музыкально-дидактические игры: «музыкальное дерево», «в гостях у белочки», нотный материал.
Методическое оборудование: доска с магнитами, фортепиано.
Музыкальный материал:
О.П.Камозина «Песенки наинтервалы»;
Русская народная песня «Во лузях»;
Т.Зебряк «Капельки», «Кукушки», «Трубачи», «На прогулке», «Грустная песенка».
Учебники: Камозина О.П. «Неправильное сольфеджио», Т.Зебряк «Играем на уроках сольфеджио», Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио» (двухголосие).
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
Организационный момент
Основная часть.
2.1. Блиц-опрос;
2.2. «Спой интервалы» ;2.3. «Угадай мелодию»;
2.4. «Интервальное лото»;
2.5. «Музыкальный кроссворд»;
2.6. Музыкально – дидактические игры: «В гостях у белочки» и «Музыкальное дерево»;
2.7. «Музыкальная пауза»;
2.8. «Поющие интервалы»;
Подведение итога урока.Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент (определение целей урока, мобилизация внимания)                                                                                                                
П.: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слажено и внимательно. Давайте покажем, каким азартным и интересным может быть сольфеджио.
Наш открытый урок посвящен теме «Интервалы».
(Знакомить с интервалами детей я начинаю со 2 полугодия 1-го класса. Как только дети познакомились с нотной грамотой, я начинаю их учить считать расстояние между ступенями (полутон, тон). В конце учебного года я объясняю им, что такое интервал. И конечно в ходе этой работы мы знакомимся с их названием. Во 2 классе мы уже работаем над их тоновым составом, строим их, поем и определяем их на слух).- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - в страну интервалов.
- Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в поиск за полезными знаниями, а лучшие знания те, которые добыты в результате вашей самостоятельной мыслительной деятельности, наблюдения, поиска, умозаключений и выводов.
- И так, мы отправляемся в путешествие.
Основная часть
2.1. Блиц-опрос
- Как называют созвучие из двух звуков?
- Сколько интервалов в музыке?
- Верхний звук интервала называют?
- Интервал, звучащий последовательно?
-Интервал, звучащий одновременно?
-Интервал, имеющий 0 тонов?
-Интервал, который звучит некрасиво?
-Интервал, охватывающий 3 ступени?
- Нижний звук интервала называют?
- Интервал, который звучит красиво?
- Какой интервал шире секунды?
- Какой интервал стоит за терцией?
- Интервал, охватывающий 8 ступеней?
- С какого интервала начинается «Гимн России»?
- Какие интервалы не могут быть чистыми?
- Какие интервалы не могут быть малыми и большими?
Цель: Закрепление теоретических знаний об интервалах.
2.2. П.: Ребята, Вы хорошо знаете расположение интервалов.
Ребята, каждому интервалу принадлежит своя песенка. С помощью этих песенок мы учимся в дальнейшем определять интервалы на слух. Давайте эти песенки повторим.
- Исполняются песенки на интервалы (О.П. Камозина «Неправильное сольфеджио»).
2.3. «Угадай мелодию»
П.: Вы готовы к дальнейшему путешествию?Следующая игра «Угадай мелодию».
- А теперь откроем нотные тетради и сделаем 6 пустых тактов. В каждом из них мы проставим цифру 2 (секунда), то есть все они будут секунды. Я играю начало известных вам песенок на интервал «секунда» в мелодическом звучании, а вы постарайтесь их узнать.
Вы должны при исполнении интервала определить малый он или большой, и подписать буквы м. или б.
(м2 , б2 , б2 , м2 , м2 , б2).
2.4. «Интервальное лото»
П.: Ребята, нужно разделиться на две команды, подумать и выложить интервалы. Для этого я вам предлагаю «интервальное лото». Работаем командами. На задание дается минута. Кто быстрее?
Выкладывают лото.
2.5. «Музыкальный кроссворд»
П.:Определите на слух интервалы, которые я вам сыграю, и разгадайте кроссворд.
- дайте определение слову, которое получилось по горизонтали?
6
1..
1. Интервал секунда
5
3
2. Интервал прима
8
7
4
2
3. интервал квинта
4. интервал кварта
5. Интервал прима
6. Интервал терция
7. Интервал секста
8. Интервал кварта
2.6. Музыкально – дидактические игры: «В гостях у белочки» и «Музыкальное дерево»;
П.: Я предлагаю вам разбиться на две группы. Одна группа будет собирать белочке в две корзинки консонансы и диссонансы, слушая их звучание.
А другая группа будет озеленять страну «Интервалию».
Задача озеленителей: на доске дерево с веточками, украсьте одну листиками со словами, которые относятся только к консонансам, а другую – только к диссонансам.
Выполняют задание. (ч4 , ч1 ,м6 , м2 , б7 , ч8 ,ч 5 , ув4 , м2 , б3)
2.7.« Музыкальная пауза»
П.: Я сейчас буду играть для вас небольшие миниатюрные пьески (из сборника Т.Зебряк «Играем на уроках сольфеджио»).
Они имеют различные названия. Прослушав их, определите интервалы, которые в них встречаются.
2.8. «Поющие интервалы»
П.: Молодцы! Справились еще с одним заданием. А теперь исполним русскую народную песню «Во лузях» в двухголосном звучании. Какой интервал здесь встречается? Да, конечно, терция. Терции часто встречаются в двухголосных песнях, они звучат мягко, слитно и красиво.
3. Подведение итога урока:
П.: Ребята, сегодня на уроке мы путешествовали в страну «Интервалию» за полезными знаниями. Вы все старались, наблюдали, мыслили, делали выводы. Я вам всем сегодня поставлю пятерки.
4. Домашнее задание: Двухголосную песню петь с тактированием на оценку. Петь гамму ре минор (3вида), в ней секунды от ступеней, Т53, петь номера с тактированием на оценку.