Внеклассное мероприятие Льется песня вольная, широкая, раздольная…

Внеклассное мероприятие (литература + музыка) по теме "Льется песня вольная, широкая, раздольная» (5-8-е классы)

Цель мероприятия: расширить представление обучающихся о жанрах донской казачьей песни, обычаях и традициях Дона.

Задачи мероприятия:
Обучающая. Формирование знаний о жанровом своеобразии и манере исполнения донской казачьей песни и ее роли в культурных традициях Дона.
Развивающая. Развитие исполнительского мастерства и творческих способностей обучающихся.
Воспитательная. Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям донских казаков.

Методы обучения: проблемно-поисковый, аудиально-визуальный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, игровой, вербальный.

Форма организации обучения: внеклассная.

Ход мероприятия:
Показ видеоролика «Ты мой батюшка Дон».
Актуализация знаний.
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести необычное внеклассное мероприятие. Только что вы посмотрели видеоролик. Скажите, пожалуйста, о чем он? Мы увидели знакомую нам реку Дон. Услышали народную песню, в которой прославляется эта река. Скажите, а какие эпитеты, выражения используются для описания реки?
Ой, ты, батюшка наш,
Славный Тихий Дон!
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Про тебя летит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
(Из старинной казачьей песни)
Как вы думаете, почему Дон назван славным?
Почему он является кормильцем? А почему назван Ивановичем?
Оказывается, отчество Тихого Дона происходит из легенды, которая гласит, что из Ивана озера вытекало две реки: Шат и Дон. Шат был непослушный и гордый. Начинался широкой рекой, но быстро терялся среди ручейков. А Дон имел начало незначительное, но своим послушанием прославлен был и, собирая другие речки, становился все больше и глубже.
Ребята, вы слышали об этой легенде?
Посмотрите, перед нами всего лишь 5 строчек старинной казачьей песни. А сколько интересной и полезной информации можно получить, если вдумчиво читать текст этой песни.

Песня – одно из главных
Богатств нашей донской земли. А.Квасов

Столетиями летят над донскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Народная песня – это как река времени. Река широкая, полноводная, могучая своей духовностью, питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне, душа чахнет, сердце черствеет.
Наше мероприятие сегодня носит название: «Льется песня вольная, широкая раздольная».
Цель нашего мероприятия: расширить свое представление о казачьей песне, поговорить о родном крае, в которой мы живём, получить удовольствие от исполнения и слушания народных песен.
Ну а сейчас я предлагаю совершить небольшое путешествие.

Экскурсовод. Перед нами наша малая Родина – Ростовская область. Она выглядит на карте как маленькое пятнышко. Пускай пятно, пускай маленькое, но родное. Кто из вас знает, как раньше называлась территория, на которой расположена Ростовская область? (Более 5-ти веков назад с появлением на Дону казачества эту территорию называли Областью войска донского. В 1937 г. Эта территория была преобразована в Ростовскую область. В 2017 году мы празднуем 80-летие со дня ее основания .)

Что представляет из себя рельеф Ростовской области? (Равнина)

Да, действительно, все, чем жил русский народ на широкой равнине, простирающейся вдоль величественно текущего Дона, отразилось в задушевных песнях то искрящихся радостью жизни, то грустных и печальных.
(Песня в исполнении 8 А класса «По Дону гуляет»).
Сообщение учащегося об истории создания песни.
В основе этой песни лежит стихотворение «Чудная бандура» некогда известного поэта и переводчика Дмитрия Петровича Ознобишина (1804–1877). Оно было написано в 1835 году, а в 1836 году напечатано в историко-литературном журнале «Московский наблюдатель», издаваемом в Москве с 1835 по 1839 гг.
Данное произведение является вольным переложением шведской народной баллады «Сила арфы», в которой, естественно, не было ни бандуры, ни Дона, ни казака. Сюжет же шведской баллады был известный и использовался в песнях многих народов.
Дмитрий Петрович Ознобишин придал своему стихотворению национальный колорит. В авторском варианте казак спасает утопшую героиню с помощью чудной бандуры, а в народной версии невеста погибает. Безымянный композитор сочинил музыку. Безымянные же авторы от десятилетия к десятилетию досочинили текст. А потом, как это нередко бывает, стихи, претерпев значительные изменения, утратили авторство и стали народной песней. Так и стихотворение «Чудная бандура» обрело двойное авторство, где вторым автором стал сам народ.
- Ребята, давайте обратимся к картине известного донского художника М.Ф. Грекова. Кто изображен на картине? Для донского казака, которым был Митрофан Борисович Греков, конь - это верный и преданный друг, поэтому у него очень много этюдов и картин с изображением коней. Что бы ни случалось с казаком, его верным надежным другом был конь. Существует множество пословиц и поговорок об этом. Давайте их вспомним.
Конь подо мной – полк за мной.
Казак голодует, а конь сыт.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Конь казаку неизменный друг.
Учи белого лебедя плавать, казачьего сына - на коня садиться.
Степного коня в стойле не удержишь.
Казаку конь себя дороже.
Господь Бог надо мною, добрый конь подо мною.
(Песня «Ой, при лужку при лужке» 5 А).
Сообщение учащегося.
Для казаков лошадь всегда была другом, надёжным защитником и спутником жизни, имела первичное значение в жизни казака, отсюда и грациозность и выправка всадника, кавалериста. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
         Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
         Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
         При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.
Пять веков тому назад родилась казачья песня. Разная, и по-разному звучит она в разных местах. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал. Ребята, жизнь казаков была неспокойной, трудной. Им часто приходилось находиться в разлуке со своими родными и близким. Непростой была и участь женщины-казачки.
Песня «Как за Доном за рекой» в исполнении учащихся 5 Б класса.
Сообщение учащегося.
В песне «Как за Доном за рекой» рассказывается о прощании казачки с черноволосым казаком, отправляющемся на место проведения воинской службы, причем даны точные ориентиры местности, где происходит сцена расставания двух любящих: широкий дуб в поле недалеко от Ростова-на-Дону. Проводы по этому случаю устраивались шумные, многолюдные и на широкую ногу, с обязательным подношением чарки "на посошок", разумеется, если расставались в семьей и по-настоящему близкими, а не со случайными людьми, встреченными где-то на пути. В отличие от других подобных лирических песен, рассказ передан с точки зрения чувств казачки, словно бы в центре события находится она, а не казак, являющийся виновником проводов.
- Ребята, нам с вами посчастливилось жить в казачьем крае, давайте проведем небольшую викторину.
1.Поясните мне, пожалуйста, что такое “станица”?
2– А что такое хутор? (Хутор – небольшое поселение из нескольких дворов.)
3– Кто мне скажет, как называются казачьи дома? (Курени и хаты.)
4– Что такое курень? (“Курень” – слово татарское и переводится как круг. Так как в древности казаки строили шалаши, имеющие круглую форму, то название позаимствовали у монголо-татар. Курени строили по берегам Дона, который иногда разливался. Поэтому курень имел высокий каменный фундамент. Вокруг дома был балкон, чтобы можно было проходить открывать и закрывать ставни.)
5– А как называли жилица в степных, безлесных районах Донского края? (Хата или камышанка.) Такие дома строили из самана – глины, смешанной с сухой растительностью.)

– Очень интересно делали крыши домов на Дону. Они всегда были четырехскатные. Поэтому откуда ни дул ветер, крышу сорвать ему было очень трудно.

Так вот в этих куренях и хатах собирались казаки долгими зимними вечерами и пели песни.

Существует множество жанров казачьих песен. Это песни исторические, разбойничьи, военные, колыбельные, свадебные, семейные.
Теперь обратимся к еще одному песенному жанру. Что значит игровая – плясовая песня? (Это песни, требующие при исполнении игры и пляски)

– Какую бы игровую-плясовую песню вы хотели бы исполнить?
Песня “Эх, казаченьки!” в исполнении учащихся 5 В класса.
Сегодня хотелось бы рассказать об истории создания еще одной песни. «О
·йся ты о
·йся»  плясовая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на мелодию кавказской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Написана предположительно, во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] XIX века.
В одной версии героем первого куплета песни «на горе стоял» является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в другой  безымянный казак. Герой молится «за свободу за народ». Припевом является призыв к вайнахам  в этот раз не бояться казаков, так как у казаков хорошее настроение:
Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся, Я тебя не трону, Ты не беспокойся
Словом «Ойся», казаки называли вайнахов: чеченов и ингушей. Когда те плясали лезгинку  то выкрикивали гортанные крики,  «Хорса!». Отсюда и получили это прозвище.В серьёзном варианте песни продолжаются темы казачьей молитвы.
Звучит песня «О
·йся ты о
·йся» в исполнении учащихся 7 Б класса..
Время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, в нашей станице существует замечательный хор «Донщина» под руководством Л. Ячушко.
Просмотр видеоролика.
Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Надеюсь, что вы согласитесь с высказыванием А.Квасова, что «песня – одно из главных богатств нашей донской земли».
Казачья песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа. Мы  с вами должны  быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков – казачьи песни.




Рисунок 115