Формирование социально-профессиональной готовности воспитанников детского дома через организацию системы социального партнерства

Рязанова Галина Анатольевна
Воспитатель, ГКУ СО РО ЦПД№3 г.Таганрога
Почта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формирование социально-профессиональной готовности воспитанников детского дома через организацию системы социального партнерства
Аннотация: В данной статье описан опыт работы по формированию социально-профессиональной готовности воспитанников детского дома, отражена система взаимодействия социальных институтов с детским домом и ребенком в частности.
Ключевые слова: социальное партнерство, социальная адаптация, социальная мобильность
«Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь».
Я. Корчак
Сегодня одним из важных положений модернизации системы образования РФ является готовность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность за собственную жизнь и благополучие общества. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися (воспитанниками) социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а, с другой стороны, социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.
Социальная компетентность является интегративным показателем готовности ребенка к самостоятельной жизни, самостоятельному построению значимых жизненных перспектив, особенно в вопросе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эти дети, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство.
Таким образом, по своему содержанию, на наш взгляд, процесс воспитания в группе должен стать своеобразным «тренажером» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в основных сферах жизнедеятельности: Семья – Коллектив – Общество – Мир – Я-сфера.
В своей работе мы руководствуемся педагогическими идеями:
- коррекционной педагогики Я. Корчака; [7]
- теории педагогической поддержки О. Газмана; [2]
- системно-ролевой теории развития личности Н.М.Таланчука. [8]
На основании изучения психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта нами была разработана авторская программа (Г.А.Рязанова, Г.В.Катаева) «Организация процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», занявшая III место на конкурсе образовательных программ по Ростовской области, 2003г.
В 2012 году «вышла в свет» новая обновленная и переработанная редакция нашей программы с измененным названием «Ключи к успеху» - программа по формированию социально-трудовой готовности воспитанников, получившую положительную внешнюю рецензию канд. пед. наук «Таганрогского педагогического института им. А.П. Чехова» Т.Н. Меньшиковой, а главное подтвердившая свою результативность на практике.
На наших воспитательных часах активно используются интерактивные методы воспитания и обучения, ролевые игры, элементы тренингов, упражнения психогимнастики, релаксационные минуты, физминутки, упражнения на развитие познавательных процессов, беседы, тренинги, круглые столы по формированию здорового образа жизни, духовной и физической культуре. В результате при организации самоподготовки, проведении воспитательных часов и коррекционных занятий в группе создается особая психологически безопасная среда, которая способствует восстановлению, сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников.
Типичный ритм жизни детского дома, темп его жизнедеятельности и объем нагрузок в работе педагогов и воспитанников построен в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, состоянием здоровья.
Для каждого воспитанника продуман гибкий режим жизнедеятельности. Индивидуальный режим дня – это не строго регламентированная деятельность. Это правильное распределение нагрузки на воспитанника, это рациональное планирование его деятельности с учетом «свободных зон развития».
С этой целью в начале года нами проводится мониторинг здоровья воспитанников, данные заносятся в специальную таблицу, на основании которой и определяется общая нагрузка, подбираются соответствующие здоровьесберегающие методы и технологии индивидуально для каждого воспитанника.
Большое внимание уделяется профилактической работе. В группе систематически проводятся занятия по пропаганде здорового образа жизни, значимости активной гражданской позиции, умению противостоять давлению. Еженедельно в группе проводятся рефлексионные занятия «Итоги недели», на которых ребята анализируют свои успехи и неудачи. Ведутся дневники «Мой день».
Максимального результата в образовании, воспитании и сохранении здоровья можно добиться только в условиях психологического комфорта. В нашем понимании он предполагает взаимоотношение воспитанников друг с другом в атмосфере совместного творчества; самореализацию личности в различной творческой деятельности, возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам; теплую дружескую атмосферу в коллективе, способствующую сохранению здоровья и развитию активной созидательной личности.
Так, среди наших воспитанников: 2 отличника; 1 – хорошист и 1 воспитанник имеет одну тройку, трое воспитанников учатся удовлетворительно.
Ребята ежегодно участвуют в международных и всероссийских предметных олимпиадах.
Таблица №1
Результативность воспитательной работы
Критерии
2010-2011
2011-2012
2012-2013

Успеваемость
100%
100%
100%

Преступления и правонарушения
нет
нет
нет

Постановка на учет в школе и в органах внутренних дел
нет
нет
нет

Занятость воспитанников во внеурочное время
100%
100%
100%

Включенность в групповые дела
100%
100%
100%

Включенность в самоуправление детского дома
25%
33%
33%

Уровень удовлетворенности работой воспитателей (по результатам тестирования психологической атмосферы в группе)
высокий
высокий
высокий


Таблица №2
Результативность учебной деятельности
Учебный год
Кол. воспитан.
Результативность
% успеваемости
%
качества знаний



«5»
«5-4»
«3»
«2»



2010-2011
7
1
1
5
-
100%
28,5%

2011-2012
10
2
1
7
-
100%
30%

2012-2013
10
2
1
7
-
100%
30%

Воспитанники являются активными участниками в создании комфортых условий в своей групповой комнате и спальных помещениях. Ежегодно в детском доме проводится конкурс по эстетическому оформлению и санитарному состоянию вышеназванных объектов. Ребята оформляют комнаты своими творческими поделками, вместе с нами, воспитателями, изготавливают салфетки, покрывала, подушечки и другие аксесуары. На протяжении многих лет наша группа занимает 1 места.
Большое внимание в своей работе мы уделяем трудовой подготовке своих воспитанников от элементарных навыков до начальных профессиональных (профессиональные пробы на предприятиях города). Также одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание, за последние 5 лет заметна положительная динамика, рост уровня воспитанности наших детей.
Таблица №3
Динамика уровня воспитанности детей 1 группы
Все воспитанники группы вовлечены в работу кружков, спортивных секций, многие ребята имеют высокие индивидуальные достижения, являясь лауреатами и дипломантами городских, областных и всероссийских конкурсов детского художественного творчества и спорта.
Воспитанники имеют грамоты за активное участие в жизни ОУ.
Таблица №4
Включенность детей 1 группы в деятельность кружков, секции.
Кружки, студии
Количество детей
% участников

Рукоделие
6
66,7

Резьба по дереву
2
22,2

Эстрадного танца
5
55,6

Информатики
2
22,2

ИЗО
7
77,8

ВИА
4
44,4

Спортивный
7
77,8

Казачий
8
88,9

Воскресная школа
5
55,6


Многие наши воспитанники успешно интегрировались в обществе.
Анализируя жизненные истории наших воспитанников, мы можем говорить о большом проценте благополучно сложившихся судеб. Конечно, есть и печальные страницы в жизненных историях. И столь печальный результат, как показывает практика, зависит от многих факторов: личностные особенности, наследственность, среда, но одним из главных факторов, на наш взгляд, является отсутствие поддержки. Для ребенка, оставшегося без попечения родителей очень важно, чтобы рядом с ним был значимый взрослый, который поддержит, согреет, разделит печаль и радость на всем жизненном пути. В детском доме воспитатель не в силах полностью удовлетворить эмоциональную, психологическую потребность своих воспитанников, а после выпуска тем более. Понимая это, наш коллектив давно сотрудничает со многими предприятиями и организациями города и области, в надежде, что помощь шефов улучшит жизнь детей, и главное, ребенок найдет «своего значимого взрослого». Так и происходит, в процессе непосредственного общения во время праздников, будничных встреч между нашими взрослыми друзьями и детьми складываются теплые, доверительные отношения и в некоторых случаях эти отношения перерастают в нечто большее. В лице шефа ребенок приобретает не только друга, но и родственника (социального), который поддерживает и участвует в его судьбе до и после выпуска из детского дома.
Результатом успешной организации воспитательной деятельности является поступление наших выпускников в средние и высшие ОУ города и области, их успешная адаптация в социуме.
Динамика результатов нашей работы по заявленной теме зависит от систематического изучения проблем, особенностей педагогического творчества, от участия в профессиональных и творческих конкурсах, в разработках авторских программ, в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов, а главное от людей, которые готовы активно участвовать в судьбах детей-сирот дарить им свою любовь и тепло.

Ссылки на источники
Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С.221-237
Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990.
Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. С.82.
Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45.
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996. С. 10-37.
Коджаспирова, Г.И., Коджаспиров, А.Д. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.И. Коджаспирова, А.Д. Коджаспиров. М.: Издательский Центр "Академия", 2000. – 176 с.
Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. – М.: Знание, 1990. – 129 с.
Рязанова Г.А. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей // URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [16.02.2015г.]
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 18 - 27

Ryazanov Galina Educator, GCO RO orphanage № 3, Taganrog ryazanova1gr@mail.ru
The formation of professional readiness of the orphanage through the organization of the system of social partnership Abstract: this article describes the experience in formation of professional readiness of the orphanage, reflected the system of interaction between social institutions with the orphanage and the child in particular. Keywords: social partnership, social adaptation, social mobility
References 1. The ARFD and heritage unite O. C. Education: goals, tools, prospects // New pedagogical thinking. - M., 1989. S. 221-237 2. The ARFD and heritage unite O. C. Humanism and freedom // the Humanization of education in modern conditions. - M., 1990. 3. The ARFD and heritage unite O. C. self-Determination // New values education: a thesaurus for teachers and school psychologists. -M., 1995. S. 82. 4. The ARFD and heritage unite O. S. From authoritarian education pedagogy of freedom.// New values education. No. 2. - M., 1995.With. 16-45. 5. The ARFD and heritage unite O. C. Pedagogy of freedom: the way of the humanistic civilization of the XXI century // the New value of education. Vol. 6. -M., 1996. C. 10-37. 6. Agapitova, G. I., Agapitov, A. D. Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary educational institutions / Year I. Agapitova, A. D. Cocospera. M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 176 S. 7. Korczak, J. How to love a child: a book about education / J. Korczak. - M.: Knowledge, 1990. - 129 C.
8. Ryazanova,G. A. Social adaptation of children-orphans and children left without parental care.// Pedsovet.su community mutual aid teachers // URL: http://pedsovet.su/publ/82-1-0-3320 [16.02.2015] 9. Stepanov, E. N., Luzina L. M. Teacher of modern approaches and concepts. - M: TC Field, 2003. - S. 18 - 27
 В группе 9 человек, из них 2 дошкольника.











15