Там русский дух, там Русью пахнет…

Интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства в 5-м классе
«Там русский дух там Русью пахнет!»
(по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

Цель урока:
Обобщение представлений обучающихся о героях поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» в разных видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Задачи:
- развивать навыки анализа художественного текста, музыкального произведения, иллюстраций;
- совершенствовать навыки выразительного чтения, монологической речи;
- развивать эмоциональную сферу обучающихся через понимание языка разных искусств;
- расширять лексический запас обучающихся;
- воспитывать чувства любви к культурному наследию, русской земле, родному языку.

Оборудование и материалы:
- мультимедийное оборудование;
- театральная афиша;
- презентация;
- сказочные декорации;
- выставка работ обучающихся;
- музыкальное произведение (увертюра к опере «Руслан и Людмила»);
- иллюстрации Н. М. Кочергина к поэме «Руслан и Людмила»;
- раздаточный материал.





















ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя литературы.
Учитель литературы: - Добрый день, ребята! Урок сегодня не совсем обычный. Проведут его для вас я, Светлана Леонидовна , учитель литературы, Элла Ивановна, учитель музыки, Елена Николаевна, учитель ИЗО, и работать мы будем вместе.
Скажите, пожалуйста, ребята, почему, изучая литературные произведения, мы обращаемся к другим видам искусства? Что это дает нам с вами?
Ученики: - Слушая музыку, мы лучше понимаем характер и чувства героев, а рисунок нам помогает сделать образ зримым, ярким, запоминающимся.
Учитель литературы: - Правильно, ребята. Каждый вид искусства по-своему воздействует на нас, выполняет определенную функцию, обогащает образ. Созвучье муз - созвучье вдохновения, творчества. Созвучье музыки и слова поэтического.
Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному обобщению знаний.
На доске театральная афиша:
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА
М.Глинка
«Руслан и Людмила»
Волшебная опера в пяти действиях
Либретто В. Ширкова и М. Глинки
По одноименной поэме А.С. Пушкина

Премьера: 29.10. 2013 г.
Начало: в 18:00
Главный режиссер: Дмитрий Суханов
Дирижер: Роман Демидов


На афише закрыты жанр, название произведения, авторы поэмы и оперы.

Учитель музыки:- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите?
Ученики: -Мы видим афишу.
Учитель музыки:- С какой целью придуманы афиши?
Ученики: -Афиша приглашает посетить концерты, спектакли, сообщает о времени и месте, рассказывает о содержании, которое можно увидеть или услышать.
Учитель музыки: - Давайте посмотрим, куда приглашает нас наша афиша, о чем сообщает и что рассказывает?
Ученики: -Наша афиша приглашает нас в Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С.Пушкина, но мы не знаем названия произведения.
Учитель музыки: - Помочь разобраться в этом я приглашаю к нам гостя.
Под звуки гуслей, выходит учащийся в образе Баяна и зачитывает пролог поэмы:



У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит
Учитель музыки: «Там русский дух
Там Русью пахнет!»- такова тема нашего урока. (слайд № 1)
Учащиеся называют поэму А.С. Пушкина (учитель открывает название на афише).
Учитель музыки: – Посмотрите на листочки с волшебного дуба, которые раздал Баян, с ними мы будем работать в течение урока, определяя, как решается проблема добра и зла в этом произведении.
Учитель музыки: - Для какого жанра лучше подходят стихи: для оперы или балета?
Ученики: - Стихи лучше подходят для оперы.
После ответов детей учитель музыки открывает строку: «Волшебная опера в пяти действиях».

Оперная мозаика.

Учитель музыки: - Ребята, давайте вспомним, что такое опера, определим, без кого не состоится опера, составим оперную мозаику.
(В процессе перечисления на экране появляются слайды с изображением дирижера, солистов, хора, музыкантов симфонического оркестра, декораций). (слайд № 2,3)
Учитель музыки: - Опера – это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную. Обратите внимание на строчку в афише: « Либретто В.Ширкова и М.Глинки».
Либретто (от итал. - книжечка)- краткое литературное изложение сюжета оперы. (слайд № 4)
Михаил Иванович Глинка, создавая либретто оперы «Руслан и Людмила» по поэме А. С. Пушкина, сократил ряд сцен, объединив их в другую композицию, внес ряд изменений в состав действующих лиц. « Глинка на былинный лад распел пушкинскую поэму», - писал Асафьев. В течение пяти лет работал композитор над оперой. Работа была завершена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября на сцене Большого театра в Петербурге.
Учитель музыки: - С чего начинается опера?
Ученики: - C увертюры.
Учитель музыки: - Что означает это слово?
Ученики: - В переводе с французского «открывать». Увертюра – музыкальное вступление к опере. ( слайд № 5)
Учитель музыки: - О чем повествует увертюра?
Ученики: - Увертюра в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создается на основе её главных тем.
Учитель музыки: - Верно. Увертюра была написана композитором после завершения всей оперы и содержит обобщение всех идей автора.
- Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное. Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами.
Дирижер взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила».

Игра « Волшебная палочка».

Учитель музыки: - Ребята, предлагаю вам игру «Волшебная палочка».
О чем рассказала увертюра?
После прослушивания музыки один ученик, взяв в руки «волшебную палочку», выражает эмоциональное состояние, характеризует настроение, чувства, выраженные в произведении, затем передает палочку другому ученику и т. д. В результате получается «партитура чувств», лежащая в основе содержания прозвучавшей музыки, выраженная обучающимися.
Ученики: - Сначала нас захватывает стремительная, сильная, динамичная, ликующая мелодия, настраивающая на сюжет, полный событий и приключений, в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев: рыцарски благородный Руслан, нежная Людмила, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелегкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Светлые силы богатырского мира вступают в борьбу с силами зла, одерживают победу над темным царством Черномора.
Учитель музыки: - Какие силы: « света» или «зла»- преобладают в увертюре?
Ученики: - Стремительная, богатырская, радостная, светлая мелодия предвещает победу доброго начала.
Учитель музыки: - Правильно. Для чего в опере нужна увертюра?

Ученики: - Она настраивает нас на восприятие оперы.

Учитель музыки: - Верно. А есть ли увертюра в поэме Пушкина? Как она называется?

Ученики: - Пролог.

Подготовка к анализу эпизодов поэмы А.С.Пушкина « Руслан и Людмила»

Учитель литературы: - Молодцы, ребята. Открывается поэма прологом – вступительной частью, в которой представлены герои многих полюбившихся вам сказок. А вы знаете, что этот знаменитый пролог Пушкин написал позже и включил его во II издание поэмы? Это было «драгоценным добавлением». В одном из журналов писали: « Здесь целый мир русских сказок, в эскизе представленный рукою великого мастера»
Впервые поэма появилась в 1820 г. в Петербурге. Пушкину был 21 год. Успех поэмы превзошел все ожидания. Критики назвали его «первым поэтом», а поэму – «лучшим произведением русской эпической музы».
Учитель литературы: - Кто еще из современников высоко оценил поэтический труд Пушкина? Ученики: - В. А. Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, который подарил свой портрет со знаменитой надписью, ставшей крылатой: « Победителю-ученику от побежденного учителя».

Презентация « Художники - сказочники»

Учитель ИЗО: - « Руслан и Людмила». Многие художники - сказочники иллюстрировали это замечательное произведение А.С.Пушкина: И.Я.Билибин, Т.А.Маврина, А.М.Елисеев, П.Оринянский, Н.М.Кочергин, В.Ненов, Л.Владимирский, Д.Юдина, В.Корольков, А.Власова, С.Ковалев, А. Томилин. А как прекрасны иллюстрации художников Бориса и Карелии Кукулиевых, а также Б.Парилова и В.Дудова! Называют их сказочниками за особый талант – рисовать волшебные сказки. Их привлекали мотивы русской старины. Средства, которые художники использовали для воплощения сказочного мира, во многом заимствованы из русского народного творчества. Мы с вами на уроках ИЗО уже говорили об образах русского народа, об украшении русской избы, о предметах быта, о русской вышивке, о народном костюме. Все это и использовали художники – сказочники. Берет художник сказку и словно волшебный клубок раскручивает. Каких там только чудес нет – заблудиться можно! Рассматривать рисунки можно долго-долго.

Учитель литературы: - Елена Николаевна приготовила для вас иллюстрации Н.М. Кочергина к поэме « Руслан и Людмила». Оживите их, подобрав к ним поэтические строчки. Давайте перечитаем страницы этой сказочно красивой поэмы, насладимся слогом Пушкина, увлечемся сюжетом и почувствуем тот русский дух, которым проникнуто произведение.
Анализ эпизодов поэмы А.С.Пушкина « Руслан и Людмила» с помощью иллюстраций Н.М. Кочергина.

« Живые картины»

Самостоятельная работа учеников по подбору поэтических отрывков.

На экране – иллюстрации Н.М. Кочергина, ученики выразительно читают отрывки из поэмы, называют эпизоды.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.


Учитель литературы: - Куда же мы с вами переносимся? Где и когда происходят события поэмы?
Ученики: - В Х в. в Киевской Руси, во время правления князя Владимира. Учитель литературы: - Каким эпитетом характеризуется главный герой?
Ученики:- Эпитет «храбрый» подчеркивает характер героя, который совершает подвиг во имя любви.
Учитель ИЗО: - Как художник передал атмосферу Киевской Руси? С помощью каких предметов?
Ученики:- Предметов старины, русской народной одежды, убранства зала.
Учитель ИЗО: - Какими цветами художник показывает праздничную обстановку того времени?
Ученики:- Светлыми, яркими.

В пещере свет. Он прямо к ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.

Учитель литературы: - Все вы, конечно, узнали героев поэмы, назовите их.
Ученики:- Руслан и Финн.
Учитель литературы: - Как автор характеризует Финна? Таким ли вы представляли героя?
Учитель ИЗО: - Какое настроение вызывает у вас этот сюжет? Почему?
Ученики: - Доброе, светлое, потому что здесь изображены добрые герои.
Учитель ИЗО: - Как это показывает художник?
Ученики: - Светлыми тонами.

И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!..

Учитель ИЗО: - Что это за эпизод? Охарактеризуйте этих героев.
Ученики:- Встреча Финна и Наины. Финн – мудрый старец, Наина - злая колдунья.
Учитель ИЗО: - Как с помощью цвета художник показывает противоборство добра и зла?
Ученики: - Финн изображен светлыми тонами, а Наина – темными.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

Учитель ИЗО: - На каком плане изображен карлик Черномор?
Ученики: -На заднем плане.
Учитель ИЗО: - А его борода?
Ученики: -На переднем плане.
Учитель ИЗО: -А как вы думаете, почему?
Вся его волшебная сила заключается в бороде, а без нее он лишь карлик.

И девице пришло на ум,
В волненье своенравных дум,
Примерить шапку Черномора.
Все тихо, никого здесь нет;
Никто на девушку не взглянет
А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!


Учитель литературы: - Какую характеристику автор дает Людмиле?

Ученики: - Прелесть.
Учитель литературы: - Докажите, что автор не скупится на изображение «красоты ее нежной».
Ученики: - «Стройный стан», «две ножки, чудо из чудес», «кудри золотые», «бледное чело», «прелестна прелестью небрежной», «свежа, как вешняя заря», «светлые очи».
Учитель литературы: - Автор чувствует в Людмиле родственную душу. Какие черты характера его привлекают?

Учитель литературы: - Она «чувствительна, скромна, // Любви супружеской верна».
«Ее улыбка, разговоры // Во мне любви рождают жар».
Жизнерадостность. Ветреность. Решительность.

Руслан подъемлет смутный взор
И видит - прямо над главою -
С подъятой, страшной булавою
Летает карла Черномор.

Учитель литературы: - Как автор описывает Руслана? Какие эпитеты при этом использует?

Ученики: Доблестный Руслан, храбрый князь, витязь наш, верный Руслан, могучий богатырь.

Учитель литературы: - Какие качества Руслана вам особенно дороги?

Ученики: - Твердость духа, богатырская сила, мужество, верность в любви, честность, прямодушие.

Вдруг узнала – это он,
И князь в объятиях прекрасной.

Учитель литературы: - Поэма называется именами главных героев: Руслан и Людмила. А первоначальное название произведения – «Людмила и Руслан». Почему Пушкин изменил название? Почему на первое место был поставлен Руслан? Ученики: - Руслан – защитник, герой, он проходит через испытания, сражается с силами зла и побеждает их во имя любви.
Учитель литературы: - Не случайно эпиграфом сегодняшнего урока мы выбрали слова одного героя: «Любви и чести верен будь». Кто их произнес?
Ученики: -Мудрый Финн.
Учитель литературы: - Вслушаемся в имена главных героев. Выбор их не случаен, символичен. Что вы слышите в имени Руслан? Людмила?
Ученики: -Руслан – Русь, Людмила – милая людям.
Учитель литературы: - Выделите у героев Добра качества, которые являются для вас самыми важными.

Учащиеся заполняют таблицу по литературе и музыке.

ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ ПОЭМЫ А.С.ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Добро
Зло

Литература



Музыка



Изобразительное искусство




Учитель ИЗО: - Вы уже знаете, как характеризуются герои в литературе, музыке. Мы с вами рассмотрели иллюстрации Кочергина. Какого цвета мир, в котором живут главные герои сказки? Какого цвета места обитания злых сил? Какими цветами можно изобразить добро и зло?
Ученики: - Сказочный мир яркий, светлый. Злые силы темные, черные, поэтому добро мы изображаем светлыми тонами, а зло – темными.
Учитель ИЗО: - Правильно, ребята. Есть цвета «злые», а есть «добрые».

Презентация. Слайды «Цвет добра. Цвет зла».

ЦВЕТ ДОБРА

Белый – цвет чистоты, света.
Голубой, синий- цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.
Красный- цвет правды, борьбы со злом.
Зеленый и желтый- цвет надежды и радости.
Розовый- цвет доброты, любви, нежности.

ЦВЕТ ЗЛА

Черный – цвет злых сил. Злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.
Темно- зеленый – зловещий цвет всякой нечисти.

Раскрашивание иллюстраций.

Учитель ИЗО: - Перед вами эпизоды поэмы. Оживите их с помощью цвета. Пусть вам поможет в этом звучание увертюры.

Ученики слушают музыку, подбирают цвета, представляют свои работы.

Словесное рисование.

Ученик: - В моем эпизоде изображена Людмила. Она олицетворяет добро и красоту, поэтому я раскрасил ее светлыми тонами: желто- золотистые волосы, голубые глаза, розовый сарафан. А вокруг нее – цвета радуги.

Учитель ИЗО: - А теперь на дубовом листочке в таблице заполните строчку о цвете.

Рефлексия
Учитель литературы: - Каков же сказочный мир поэмы? Ученики: - Добрый. Учитель литературы: -Все достойны любви, счастья, мира, справедливости. Такова позиция Пушкина. Такова суть русского духа. Такова русская душа. Учитель литературы: - Почему силы зла терпят поражение? Почему силы добра побеждают? Ученики: - Они на стороне любви и верности. Добро порождает добро. Таков закон жизни.