Конспект внеклассного мероприятия «Где вода — там жизнь»


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«ГДЕ ВОДА – ТАМ ЖИЗНЬ»

МАКПАЛБАСОВА Г.Н.
воспитатель КГКП Детский сад №14 «Катюша» г.Зыряновск ВКО
______________________________________________________________
Цель:
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Рассказать о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Закреплять знания детей о природных явлениях.
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность, интерес к общению: потребность делиться своими впечатлениями, высказывать свое мнение о присходящем.
Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие: активизировать словарный запас, помогать употреблять прилагательные, характеризующие свойства воды и снега.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, понимание важности воды для всех объектов на планенете. Воспитывать культуру поведения, стремление к сопереживанию.
Развивающая среда:
Глобус, иллюстрации с изображением реки, моря, пустыни; схема и картинки о круговороте воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды; музыка «Журчанье ручья», песня «Капелька»; материал для опытов с водой, массажный шарик «Су-Джок».
Словарь:
Модель, глобус, круговорот воды в природе, пресная вода, лаборатория, газообразное состояние; бесцветная, прозрачная, жидкая,Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды.
Заучивание стихотворений, загадок, пословиц на тему «Это волшебница вода».
Чтение рассказа «Как люди речку обидели».
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Проведение опытов с водой «Какой бывает вода».
Сюжетные картинки «Кому нужна вода».
Беседа «Что растет в воде».
Беседа «Кто живет в реке».
Знакомство с круговоротом воды в природе.
Воспитатель:
У нас сегодня необычное, интересное развлечение. Вы все надели голубые рубашки, платья и завязали бантики. Да и гости нарядись тоже!
Ребята, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз: С голубого ручейка
Начинается река,
Развлечение начнем с улыбки!
Улыбнулись мне, я вам. А теперь все вместе нашим гостям.
Сюрпризный момент: звучит музыка « Журчанье ручья». Заходит ребенок «Капелька» и читает стихотворение:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Звучит музыка «Журчанье ручья»
Воспитатель:
Сейчас мы будем говорить о ее Величестве Воде. Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды человек не обойдется. Поэтому воду надо беречь, охранять и экономить. (Выставляю иллюстрации)
Кому нужна вода? Зачем она им нужна?
Что было бы на Земле, если бы не было воды?
Вода – чудо природы, благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно живое существо не обходится без воды: «Где вода – там жизнь!»
Капелька:
Вы привыкли, что вода – ваша спутница всегда.
Смею вам я доложить – без воды вам не прожить!
Капелька права, без воды нам не прожить и будет делиться с вами своими знаниями. (Приглашаю Капельку на развлечение)
Игровой момент:
Слышен плач снеговика.
Воспитатель: Дети, почему снеговик грустный и плачет. Давайте спросим у него (дети спрашивают, задают вопросы).
Снеговик: Прилетела ворона, села прямо на плечо, клюнула и сказала, что я невкусный. Мне обидно, что я ей не понравился.
Воспитатель обращается к детям:
Почему ворона так сказала.
Из чего сделан снеговик?
Какой бывает снег? (Белый, холодный, скрипучий, пушистый, липкий, рассыпчатый, влажный)
Пока мы с вами говорили, снеговик начал подтаивать и образовалась лужа воды. Чтобы успокоить снеговика приглашаю вас в волшебную лабораторию, где проведем опыты с водой и определим ее свойства. Узнаем, почему ворона назвала его невкусным.
Предлагаем снеговику присесть, а дети быстро найдут ответы на все вопросы.
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми, а мысли новыми и свежими поиграем с шариком.
Пальчиковая гимнастика «ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК»
Этот шарик не простой, (Любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой! (Накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (Катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать. (Катаем шарик вертикально)
Раз катаем, два катаем (Катаем шарик в любом направлении)
И ладошки согреваем.
Шарик мы не выпускаем (Выполняют движения в соответствии Раз сжимаем, два сжимаем. с текстом)
А теперь волшебный шарик
Тихо в воду опускаем.
Шарик в воде оставляем,
А ладошки поднимаем.
Посмотрите внимательно, с ваших пальчиков скатываются капельки воды, о них мы сейчас будем говорить и делать опыты, обязательно найдем ответы на все вопросы и успокоим снеговика.
Воспитатель:
А теперь предлагаю пройти в нашу «лабораторию». Будьте внимательны. Задания каждой подгруппе раздаются в рисунке пиктограммы.
(Опыты №1 и №5 воспитатель проводит с подгруппой детей)
Опыт (На столе стоят два стакана с водой).
Можно ли перелить воду из одного стакана в другой?
Почему ее можно перелить?
Вывод: вода жидкая.
Дети в подгруппах проводят опыты самостоятельно. Приглашаем Снеговика посмотреть на опыты с водой и послушать выводы.
Опыт: Какой формы вода?
(На столе лежат кубик и шарик).
Какой формы эти предметы?
А вода имеет ли свою форму?
(Дети воду из бутылки переливают в банку, затем переливают в чашку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется) Вывод: Вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в которой
она находится.
Опыт: Какого цвета вода?
(На столе стоят два стакана: один с водой, другой с молоком и камушки. Дети один камушек кладут в стакан с водой, второй – с молоком.)В каком стакане виден камушек?
Виден ли камушек в стакане с молоком?
Вывод: Вода – прозрачная жидкость.
А мы с вами «волшебники» - будет волшебство! (дети с помощью красок окрашивают воду в стаканчиках в разные цвета)
Вода меняет свой цвет, она окрашивается и становится непрозрачной.
Опыт: Имеет ли вода запах и вкус?
Есть ли у воды запах?
(два стакана: в одном простая вода, в другом с добавлением лимонного сока). Предлагаю понюхать воду в стаканах.
В каком стакане вода имеет запах?
Вывод: Вода не имеет запаха. (Во втором станане имеет запах, потому что в воду добавили лимонный сок)
Имеет ли вода вкус?
Предлагаю поробовать воду.
Какая она на вкус?
Вывод: Вода без вкуса.
Ну, а мы же «волшебники» и можем сделать воду с разным вкусом.
(Дети добавляют сахар, соль, сок и пробуют)
Что теперь изменилось? У воды появился вкус?
Вывод: Вода стала сладкой, соленой, кислой.
А какая любимая ваша вода?
Предлагаю детям напиток «ЗДОРОВЬЯ» (из шиповника)
Угощаем напитком Снеговика.
Снеговик: Какая вкусная сладкая вода, только, ребята, не наливайте на меня сироп, а то вороны заклюют меня.
Опыт: В каком состоянии бывает вода? (Твердом и газообразном)
Дети обследуют кусочки льда, затем прикрывают ладошкой – тает.
Вывод: Вода может быть в твердом и жидком состоянии.
Где вы видели газообразное состояние воды? (Кипит чайник, пар изо рта)
ВЫВОД: Вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем снеговику, почему ворона назвала его невкусным. Дети говорят о свойствах воды, а Снеговик внимательно слушает.
Воспитатель берет снежинку со шляпы снеговика и рассматривает вместе с детьми. Мы назвали снег белым, пушистым и т.д.
А что можно сказать о снежинке? (Воздушная, узорная, красивая, легкая, прозрачная, нежная, снежинка-паутинка)
Дети отмечают красоту и неповторимость узора.
Воспитатель: А снеговик сделан из таких замечательных снежинок! Значит снеговик красивый!
ТРИЗ «ХОРОШО - ПЛОХО»
Плохо, что снеговик оказался невкусным. Почему?
Хорошо, что снеговик невкусный? Почему так считаете?
Снеговик очень рад, благодарит детей и поет им песенку:
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза угольки, зубы сучки.
И рад, что не один я – со мной мои друзья!
Без них, поверьте, в жизни совсем нельзя.
Воспитатель: Дети, проводим снеговика на улицу, а то здесь в тепле он совсем расстает, На прогулке будем приходить к нему в гости.
Когда мы прощались со снеговиком на руках у нас остались снежинки, которые в тепле превратились во что? (Дети: в капельки)
Мы превратились в «капельки», давайте поиграем!
Звучит музыка «Шум реки»
ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ КАПЕЛЬКИ»
Дети «капельки» свободно двигаются по залу, танцуют парами. Затем организуют ручеек, реку, море, океан.
Дети встают в круг, в центре на столике стоит глобус.
Стихотворение: (читают дети и воспитатель)
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
Воспитатель:
Давайте вместе посмотрим на модель нашей планеты глобус.
Если на глобус планеты смотреть
Земли на планете всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда –
Планета должна называться вода?
Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему?
А теперь вопрос такой:
- Так почему же голубой
Наш общий дом, наш шар земной?
Потому, что большую часть поверхности Земли покрывает вода.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля много воды, но не вся она пригодна. Растительному миру и человеку нужна пресная вода, а в морях и океанах вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А люди пользуются пресной водой из водоемов, рек и озер.
Мы сразу пьем воду из водоемов и рек? А какую воду? (Из водопроводных кранов) Она поступает в домашние трубы уже очищенная.
Как нужно относиться к водным ресурсам?
Экономно расходовать воду, не засорять водоемы, беречь окружающуюю среду. Все в природе взаимосвязано.
Воспитатель:
Ребята, а знаете, ведь вода большая волшебница. Мы встречаем ее в разных природных явлениях.
В каких природных явлениях вы встречались с капельками воды?
Роса, дождь, облака, тучи, туман, снег, иней, сосулька, морозные узоры.
В какое время года бывает роса? (Дождь, иней, туман, морозные узоры)
ВЫВОД: Когда вода замерзает, то превращается в лед, град. А когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака, тучи.
Воспитатель: Ребята, Герман и я расскажем вам удивительную историю о водяной капельке. (С использованием нарисованных картинок)
ИСТОРИЯ ВОДЯНОЙ КАПЕЛЬКИ
Когда-то эта капелька путешествовала высоко-высоко, проплывая в небе пушистым облаком.
Потом облако набухло, потемнело, стало тучей и пролилось на землю дождем.
Дождевые капли, просачиваясь в землю между корнями растений, собирались в ручейки. Эти капельки ручейки стекали в речки, реки, а реки несли их в моря и океаны, где они терялись среди других капель.
Жаркое солнце нагревало поверхность морей, рек и озер, потоки теплого воздуха, поднимаясь вверх, уносили с собой крошечные капельки воды в виде пара, и высоко в небе эти капельки снова собирались в белые облака, чтобы пролиться на землю теплым дождем, там, куда принесет их ветер.
В холодных странах Капелька успела побывать и красивой снежинкой, и сверкающей льдинкой, но стоило пригреть солнышку – и она снова отправлялась в бесконечное странствие. Совершая свой великий круговорот в природе, она все время меняется, превращается то в прозрачныйлегкий пар, то в крохотные капельки воды, то в льдинки, снежинки. У нее много всяких приключений, и она удивительно прилежна – всегда трудолюбива
ТАБЛИЦА «Круговорот воды в природе»
Воспитатель:
Дети, мы еще раз убедились, что капельки ходят по кругу.
Испаряясь с поверхности Земли, вода образует облака. Затем вода падает на землю в виде дождя или снега и вновь через реки попадает в океаны. Это называется круговоротом воды в природе.
С какого девиза мы начали развлечение?
С голубого ручейка начинается река.
Ну, а речка начинается с капельки.

ПЕСНЯ «КАПЕЛЬКА»
1.Тучки, тучки налетели,
Капли в небе потемнели
Дождик начинается,
Дождик начинается.
Припев: Кап, кап на дорожки
Как, кап на ладошки.
Дождик землю поливай
С нами поиграй!
2.Тучку очень рассердили,
Каплю в гости пригласили.
Ждали мы ее с утра,
Вот такая тут игра
Припев:
Воспитатель:
Ребята, вы имеете хорошие знания о воде, показали с помощью опытов ее свойства, разное состояние. Работали дружно, проявили доброжелательность к Снеговику и обратили внимание на бережное отношение к природным ресурсам.
А сейчас предлагаю вам составить композицию «Где вода – там жизнь!».
Вниманию гостей фильм «Вода – источник жизни».
Рассматривание композиции.
Стихотворение Л.Дайнеко «Наш дом» (читает ребенок и воспитатель)
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем соднце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Воспитатель обращается к Капельке и детям:
Так почему мы надели голубые вещи и бантики?
Голубой цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера.
Потому что говорили о воде, а на глобусе вода раскрашена голубым цветом,
Капелька благодарит детей за бережное отношение к воде и заботе об окружающей среде.
Воспитатель:
Дети, мы много работали, предалагаю отдых.
РЕЛАКСАЦИЯ «ОБЛАЧКО»
Звучит спокойная музыка.
Наша родная планета - Земля! Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения.
А люди, особенно дети, любят мечтать. Сейчас помечтаем и мы. Располагайтесь удобно, закрывайте глаза.
Представьте себя водяной капелькой Росинкой. Росинка - балеринка родилась глубокой ночью и была очень любопытна!
Наступило утро, выглянуло солнышко. Росинке очень хотелось подружиться с солнышком, и закружилась она веселым танцем вокруг!
Вдруг оказалась она высоко-высоко в небе пушистым облачком, где встретила своих подружек капелек. ( Дети открывают глаза)
- А куда-же делась наша Капелька?
Улетела, а мы с ней даже не попрощались.
Посмотрите, она оставила нам конверт в виде капли, а внутри много маленьких капелек. Капелька будет напоминать нам о бережном отношении к воде. Думаю, что мы еще встретимся с ней.
Подарите гостям капельки, они тоже хотят встретиться с ней.

«КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКИ ПРИГЛАШАЕТ НА ТУРНИР»
МАКПАЛБАСОВА Г.Н.
воспитатель КГКП Детский сад №14 «Катюша» г.Зыряновск ВКО
______________________________________________________________