Статья на тему Культурологический подход к изучению литературы


Культурологический подход к изучению литературы
Подготовила:
преподаватель гуманитарных дисциплин Богуш Е.И.
На современном этапе развития цивилизации об острой потребности культурного обогащения подрастающего поколения говорят, прежде всего, культурологическая безграмотность школьников и студентов средних специальных учебных заведений, а также утрата ими духовной связи с культурой своего народа и человечества в целом.
Придерживаясь инновационной стратегии развития, прогрессивная педагогическая наука ставит перед собой принципиально новые задачи, суть которых сводится к усвоению учащимися духовных ценностей, составление представления о способности человека мыслить и рассуждать, отражающей уровень его культурного развития. Получив образование, выпускник обязан не только определить своё отношение к действительности и подготовиться к самостоятельной жизни, но, что не менее важно, достичь определённого этапа в культурном и духовном развитии собственной личности.
Это влечёт за собой качественные, смысловые и содержательные изменений в системе образования, влияющие на структуру учебных предметов, внедряемые педагогические технологии, методы и приёмы, ориентированные на распространение идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом.
Ведущую роль в формировании сознания подрастающего поколения среди традиционных дисциплин общеобразовательного цикла занимает литература. Являясь одновременно наукой, искусством слова и носителем глубокого культурологического смысла, она отражает духовную жизнь человечества и служит мощным воспитательным рычагом воздействия на сознание личности.
Формирование жизненной концепции, основанной на сознательном и деликатном отношении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, занимает одно из приоритетных мест среди современных образовательных задач. Литературное творчество как проявление духовной культуры народа в полной мере отражает бытие других социально-культурных отраслей знания: истории, философии, музыки, изобразительного искусства, — из чего можно заключить, что в процессе изучения литературы учащиеся приобщаются к духовному восприятию и постижению целого спектра культурных и социальных фактов.
Педагогика отмечает необходимость изучения литературы в широком культурном контексте, направляя её смысловые ресурсы на обогащение мировоззрения подрастающего поколения средствами искусства. Ведущую позицию занимает внедрение на занятиях по литературе актуального культурологического подхода, учитывающего способность литературного текста описывать и воссоздавать черты той или иной культурной эпохи. Данная особенность качественно расширяет читательское восприятие и способствует лучшему пониманию отдельных философских явлений, рождению идей и творческих мотивов, достойной оценке фундаментальных культурных ценностей.
Каждый этап развития человеческой цивилизации отличает особая специфика эпохи. Меняются времена, обычаи, образ мыслей, культурные и духовные ценности. Всё дальше уходит в прошлое и подчас забывается понимание того или иного исторического этапа, в то время как литературные произведения живописуют эпоху, беря за основу её культурную концепцию и мировоззрение современников. Внедрение на занятиях по литературе культурологического подхода ставит своей целью помочь обучающимся в глубоком смысловом постижении художественных текстов русской и зарубежной литературы, знакомстве с религией, культурой, нравами, обычаями предков и других народов мира.
Применения культурологического подхода в процессе обучения на сегодняшний день является ведущим направлением развития образования. Эволюция литературного образования всё больше обогащается межпредметными связями, включающими такие области гуманитарного знания, как история, философия, психология, культурология, искусствоведение и другие.
В связи с этим определённые изменения претерпевают и обучающие технологии, ставящие перед педагогом следующие комплексные задачи: создание идеальных условий для культурологического самоопределения и налаживания связей в современном поликультурном пространстве, воспитание и просвещение личности, способной в полной мере оценить значение русской и мировой культуры, её многообразие и универсализм.
Исходя из данного перечня задач, наиболее удобную и выгодную позицию для познания культуры занимают уроки русского языка и литературы.
Каждый художественный текст, являясь примером определённой культуры и дающий о ней объективное представление, никогда не ограничивает себя решением сугубо культурных проблем, а восходит к проблемам общечеловеческим, имеющим влияние на судьбу народа и нации в целом. Он отличается рядом самобытных черт и ценностным потенциалом, значительно упрощает понимание культурных особенностей той или иной эпохи, даёт возможность взглянуть на них с точки зрения современников. Культурологический компонент накапливает жизненный опыт и на высокодуховной основе формирует внутренние структуры психики обучающегося посредством усвоения новых знаний о культурных практиках различных эпох, а также актуализирует поставленную автором проблему для представителей иных областей искусства и гуманитарного знания.
Культурологический подход к преподаванию литературы не ограничивается передачей определённого объёма культуроведческой информации, а формирует культурные потребности, мотивы, интересы и систему ценностных ориентаций, стимулирует духовное развитие и поисковую деятельность каждого обучающегося в процессе познания.
Такой принцип преподавания в корне отличается от курса истории и ставит во главу угла не процесс развития культуры, а формирование личности и внутреннего мира человека в этом процессе. Отличаются также принципы построения и структуризации учебного материала, исследуемого в его единстве и взаимной связи частей. Обращаясь к анализу литературного героя и его внутренних проблем, обучающийся интуитивно проецирует на себя его черты, обращается к самоанализу и рефлексии своих поступков, открывает новые грани собственной личности в сравнении с личностью персонажа, рассуждает о её пороках и благодетелях.
Это нередко приводит к переосмыслению окружающего и внутреннего мира. Процесс самопознания на литературных примерах ложится в основу социокультурной идентичности обучающегося. По тому же принципу легче отследить социокультурную и нравственную эволюцию человеческой личности на разных этапах истории.
Ещё одной особенностью внедрения культурологического подход в процесс изучения литературы должно стать полноценное восприятие обучающимся любого литературного текста, независимо от того, является ли произведение программным и предметом самостоятельного чтения. Культурологический подход предполагает критическую оценку текста и возможность выработки собственной точки зрения по тому или иному вопросу.
В основу данного педагогического принципа положена систематическая проверка формирования определённых умений и навыков работы с текстом, умения сформулировать и грамотно изложить свою точку зрения. Преподаватель ориентирует обучающегося не на конкретные методики работы с текстом, а на результат. Навыки закрепляются путём выполнения самостоятельных работ по каждому разделу учебной программы.
Важную роль играет взаимосвязь изучаемого литературного материала с личным опытом обучающихся, их внутренними конфликтами, актуальными жизненными нравственно-философскими проблемами.
В программу по литературе включены произведения, обостряющие проблемы гуманизма и нравственности, человечности и добродетели, духовности и благородства, выступающие для подростка в роли своеобразного морального компаса, указывающего на культурные ценности настоящего человека и открывающего новые пути переосмысления окружающего мира. Учитываются эмоциональность, восприимчивость, возрастные и познавательные особенности обучающегося.
Ориентация на культурные традиции народа и морально-этическую проблематику является приоритетным критерием обора учебного и познавательного текстового материала по литературе.
Общечеловеческие ценности естественным образом входят в повседневную жизнь обучающегося, позволяя пронаблюдать основные культурологические проблемы современного общества на живых примерах, сопоставляя литературное произведение с окружающим миром, примеряя на себя моральные облики литературных героев, углубляясь в собственную духовную жизнь, а затем применить заранее приобретённые знания для комплексного анализа этих проблем.
Выстраивая огромное количество межпредметных связей, культурологический подход ставит во главу угла историю и психологию человеческой души, наглядно демонстрируя, что актуальные в прошлом, исторически конкретные проблемы культуры, морали и нравственности со временем становятся вечными.
Культурологический подход к преподаванию литературы обусловлен, прежде всего, необходимостью системного подхода к обучению. Отчасти поэтому в последние годы он обретает заслуженную популярность среди преподавателей, становясь всё более актуальным на современном уроке. Необходимо глубокое понимание сути культурологического подхода: совершенствовать педагогическое мастерство в данном направлении, подходя к вопросу преподавания литературы с точки зрения комплексного истолкования текста, неразрывной связи между историческими эпохами, диалога культур, культурного обогащения и осязательного проникновения в канву и самую суть художественного текста.