Доклад на тему:Развитие устной и письменной речи у младших школьников


РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Люди,которые плохо владеют речью,имеют
некоторое право упрекнуть своё учебное
заведение за то,что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным.
В.И Чернышёв.
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи.Сегодня в условиях ЕГЭ,введённого по всем предметам,эта проблема стоит особенно остро.Не секрет,что многочисленные тестовые задания,которые выполняют наши дети на разных уроках,отнюдь не всегда способствуют развитию их речи,следовательно,и их интеллекта.А ведь грамотно излагать свои мысли приветствовалось во все времена.К сожалению,на сегодняшний день отмечается низкий уровень культуры общения подростков.Дети не умеют грамотно формулировать свои мысли,отмечается узость их мышления,они не обладают богатым словарным запасом.Речь их бедна.А ведь для человека хорошая речь-залог успешного будущего.Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы,который умел бы общаться и говорить так,чтобы его слушали,чтобы он смог заинтересовать собеседника.Аэто,согласитесь,немаловажно в наше время.Порой от этого зависит и будущее человека,который приобретает « путёвку в жизнь».Поэтому огромная ответственность за формирование правильной речи ,по моему мнению,ложится на учителя начальных классов.
С самых первых уроков я стараюсь обращать внимание на то,как ребёнок говорит,как он общается со сверстниками.Ведь чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар-дар слова,тем раньше сделаем всё,чтобы,по выражению языковеда В.И.Чернышева, «открыть уста детей»,тем скорее добьёмся желаемых результатов.Каждый современный учитель понимает,что развитие речи-задача не только русского языка,но и уроков других учебных предметов.
На каждом уроке школьники должны убедиться,что каждая мысль в речи должна иметь пояснение (объяснение,доказательство).Причём это должно не только пояснять ту или иную мысль,но и связывать одну мысль с другой,одно абзацное предложение с другим,в результете чего и создаётся связная речь.Если учащиеся начальных классов овладеют навыками работы над речью на уроках чтения,математики,окружающего мира,технологии,изобразительного искусства ,то уровень развития достигнет высоких результатов:
-повышается качество знаний учащихся;
-развивается фонематический слух;
-обогащается словарь учащихся,развивается их речь;
-развивается их внимание и интерес к языковым явлениям.
Работа над связной речью-это огромная кропотливая работа,которая требует ежесекундного внимания к каждой фразе ребёнка.Учитель должен корректировать любое высказывание учащегося,неважно на каком уроке оно прозвучало.
Хочу поделиться теми приёмами и упражнениями,которые я использую в своей работе.
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
На уроках математики мы знакомимся с довольно большим количеством терминов,слов и словосочетаний,обозначающих пространственные,временные,количественные отношения между предметами и величинами: «равенство», «неравенство», «деление», «частное» и др.От того,как дети научатся правильно связывать эти понятия,читать числовые выражения,зависит развитие математических способностей.На уроках математики я веду работу по развитию устной и письменной речи,к которой предъявляются такие требования,как содержательность,логичность,последовательность,ясность и точность.Полезно в ходе устного опроса предлагать упражнения вида:
1.Прочитайте слова,соблюдая ударение:километр,миллиметр,выражение,вычислить,сложить,наименование.
2.Прочитайте:95+47 (к девяноста пяти прибавить сорок семь),47-13 (из сорока семи вычесть тринадцать) и т.д.
Если ученики неправильно употребляют падеж,я помогаю им,читаю сама,а затем прошу повторить.В словаре у учеников появляется много количественных числительных,наречий,союзов.В связной речи дети строят предложения с придаточными причины,цели.Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов,усвоению их правильного написания и формированию умений составлять связное высказывание.С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов:
1.Объясните значение слов и выражений:уменьшаемое,сложение,разрядное число и т.д.
2.Прочитайте числовые выражения…
3.Запишите слова,вставив пропущенные буквы:нум…рация,выч…таемое,ед…ница,кил…грамм.
Важное значение приобретает работа над изложением в связи с решением задач.Научить детей пересказывать содержание задачи точно,сжато,ясно-значит вооружить их необходимым умением в области владения речью.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составлением собственных задач.Дети по существу составляют небольшой рассказ.
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Несомненно,самая большая работа над развитием речи проводится на уроках русского языка и литературного чтения.Работа над правильным произношеним,над внятностью и выразительностью устной речи,над обогащеним словаря,над правильным и точным употреблением слова,над орфографически грамотным письмом-вот основное содержание уроков по русскому языку и литературному чтению.
Высшая ступень в сложной системе речевых упражнений –это рассказы,пересказы,сочинения.В них сливаются все умения-и в области словаря,и на уровне предложений,и по логике и композиции текста,и умение накапливать материал,и графико-орфографические умения.
На мой взгляд,наметилась хорошая тенденция в образовательной программе. Возвращается сочинение как форма итоговой аттестации.И работу над ним надо начинать с самых первых лет обучения младших школьников.Большое значение над сочинением всегда отмечалось виднейшими педагогами и методистами.Оно развивает у детей умение последовательно и самостоятельно излагать мысли,правильно и точно употреблять слова,воспитывает сознательное отношение к языку и интерес к слову.За время работы в школе я убедилась, что научить школьника грамоте невозможно, если у него не будет развито внимательное, вдумчивое отношение к слову. Считала и считаю, что пока дети не полюбят родное слово, не научатся ценить его, они будут писать и говорить с ошибками. В условиях же современной действительности воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи, является первостепенной задачей каждого учителя. И это не случайно, потому что прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека.Поэтому так важно вызвать интерес у ребёнка к чтению на уроках литературы.
Для того чтобы литературное образование было продуктивным,действительно,воспитывало культурного читателя,способного вступать в диалог с различными точками зрения на окружающую действительность,необходимо особое содержание предмета в связи с владением особой технологией преподавания этого предмета.Каждый урок литературного чтения-это особая встреча с автором и его произведениями.Эта встреча должна быть незабываемой,неожиданной,интересной и полезной.

Конспект урока литературного чтения
Тема урока: «Как басня помогает высмеять героя?» (3 класс УМК «Школа России»).
Цели урока:
-развитие речи учащихся;
-развитие умений анализировать,выделять главное и существенное,сравнивать,формирование действий контроля и оценки.
Основной тезаурус урока:персонаж,характеристика персонажа,басня,мораль,интонация.
ХОД УРОКА:
1.Этап актуализации знаний
-Наверное,вы согласитесь,что литература-это необыкновенная,волшебная страна.Авторы-это волшебники.А у каждого волшебника есть волшебная палочка.У автора-это слово.Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные,загадочные.Или просто придать им новое значение.Не вдумаешься в слово-не поймёшь смысл.И только внимательный читатель способен его разгадать.А вы внимательные читатели?
-Поработаем над словом.Прочитайте слова 1 и 2-го столбиков:
Восторгаться хвалиться
Хвастаться насмехаться
Высмеивать восхищаться
Неискренность лживость
Глупый комичный
Смешной неумный
-Из слов 2-го столбика найдите слово,близкое по значению слову восторгаться (таким же образом задаются вопросы на поиск слов,близких по значению).
-Как называютя такие слова?
2.На доске висят плакаты с надписями:
-А ларчик просто открывался;
-Кукушка хвалит Петуха за то,что хвалит он Кукушку;
-А Васька слушает да ест;
-Чем кумушке считать трудиться,не лучше на себя,кума,оборотиться.
Учитель:
-Ребята,прочитайте выражения и скажите,в чём их сходство? (Все они из басен И.А.Крылова)
-Обясните их смысл.Как называются такие выражения? (Афоризмы,крылатые выражения).
-Почему именно с них мы начинаем наш урок? (Мы будем изучать басни Крылова).
3.ЭТАП ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА
-Познакомьтесь с басней И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна».Как вы думаете,о чём пойдёт речь?
(Ученики самостоятельно читают басню).
-Попробуйте ответить на вопрос:что такое басня?
(Ученики предлагают свои версии ответов,некоторые из них фиксируются на доске).Мы обязательно вернёмся к этому вопросу в конце урока.
-Значения каких слов вам непонятны?(Словарная работа).
Образ-вид.
Кум-крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Ужимки-гримасы.
Сатира-высмеивание .На руку нечист-нечестен.
-Чем интересна басня?(Ученики обмениваются своими впечатлениями).
Учитель читает ещё раз басню вслух.
4.АНАЛИЗ БАСНИ И ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
-С какими персонажами вы встретились в басне?
-Какой персонаж главный?
-С какой интонацией будете читать слова Обезьяны?Мишки?
5.Чтение басни по ролям.
6.Подведение итогов Домашнее задание.