Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек» как один из аспектов социализации воспитанников детского дома.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек»
как один из аспектов социализации
воспитанников детского дома.
Выполнила:
Костяная Галина Михайловна
учитель технологии
ГКОУ «Азаровский детский дом-школа
имени В.Т.Попова»
город Калуга
Калуга- 2015 год
Актуальность проекта
В настоящее время государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией передачи детей на воспитание в семьи граждан, развития семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи), в том числе и в условиях детского дома.
Признано, что семья - наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам, способствует формированию навыков ведения семейного хозяйства.
В семье дети учатся тому, как общаться в социуме, приспосабливаться к окружающему миру, строить взаимоотношения, проявлять эмоции и чувства. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка и индивидуальной коррекции поведения именно в семье становится реальностью. Мировой исторический опыт показывает, что воспитание в детском доме бессильно в разрешении данных вопросов. Воспитанники детских домов в большинстве своём не готовы к самостоятельной жизни в социуме, не могут найти своё место в реальном мире, неспособны к профессиональной ориентации, у них недостаточно сформированы навыки введения семейного хозяйства.
Бывшие воспитанники детских домов, особенно дети с ОВЗ, испытывают трудности с психологической и социальной адаптацией по причине отсутствия навыков социализации. Им характерна позиция иждивенческая, потребительская, позиция, сформированная в процессе воспитания в условиях образовательного учреждения.
Государством разработана модель воспитания сирот, базирующаяся на принципах воспитания в семье.
Замещающая семья (опекунские семьи, усыновители, приемные и патронат-ные семьи, организация замещающей семьи в условиях детского дома) способна не только заменить ребенку биологических родителей, но и помочь в формировании новых, более адаптированных к реалиям окружающего мира моделей поведения.
Анализ опыта воспитания детей с ОВЗ, утративших родительскую опеку, в условиях детского дома по принципу замещающей семьи, показывает, что их нормальное взросление и социализация в системе сложившихся на данный момент деятельностей невозможны. Основное противоречие (разрыв) состоит в том, что детский дом призван воспитать ребенка для общества, в то время как пространство детского дома является общественно изолированным. Это означает, что дети (воспитанники детского дома) могут присвоить только те, открытые для них, социальные связи и отношения, которые реализуются и существуют в рамках детского дома. Вместе с тем, за пределами детского дома выпускники нуждаются в других общественных связях и отношениях, которые не характерны для микросообщества детского дома и не могут быть в нем выращены.
Данный педагогический проект направлен на социализацию воспитанника, на его благополучную адаптацию в самостоятельной взрослой жизни, на формирование навыков ведения семейного хозяйства именно у девочек в рамках предмета «Технология». Ведь именно женщина является хранительницей домашнего очага.
Постановка проблемы с указанием причин.
Воспитанники детского дома, покинув учебное заведение и выйдя в самостоятельную жизнь, оказываются один на один с проблемой создания полноценной семьи, что является одним из основополагающих факторов, препятствующих их социализации и адаптации к жизни в обществе. Происходит это вследствие недостаточной сформированности навыков ведения семейного хозяйства.
В ходе реальной педагогической деятельности в рамках преподавания учебной дисциплины «Технология» у девочек, внеурочной деятельности и воспитательной работы в качестве классного руководителя в ГКОУ «Азаровский детский дом-школа имени В.Т.Попова» города Калуга, были обнаружены следующие противоречия между:
- потребностью в адаптации к условиям реального мира воспитанников детского дома и отсутствием системы формирования необходимых для этого навыков;
- необходимостью построения полноценных семей у выпускников учебного заведения и отсутствием комплекса организационно-методических мероприятий по обучению ведения семейного хозяйства.
Именно эти противоречия и послужили основой для разработки проекта в области формирования навыков ведения домашнего хозяйства.
В настоящее время существует много исследований, описывающих процесс социализации воспитанников детских домов, но большинство из них носят общий характер. В них нет конкретных предложений, путей и методов, которые бы помогли педагогу, используя все свои знания и умения, помочь конкретному воспитаннику в конкретном учебном заведении для детей с ОВЗ.
Уровень сформированности академических и жизненных компетенций обучающихся в соответствии с образовательной программой по предмету «Технология у девочек на начало эксперимента.
-41910341630

Абсолютно здоровых детей в детском доме нет, некоторые состоят на учете по 2-3 и более заболеваниям. У 44 детей в 2012 году, у 60 детей в 2014 году имеются отклонения в умственно-психическом и физическом развитии с диагнозом - задержка психического развития и расстройство поведения. Это объясняется тем, что у большинства детей имеются факторы социального риска, связанные с причинами генетического, биологического и социального характера. ( Приложение к проекту стр. 2-3)
Осложняется ситуация тем, что многие из детей попадают в детский дом прямо из неблагополучных семей, многие привыкли к самостоятельной жизни, к бродяжничеству.
Причины возникновения проблемы по мнению педагогов ГКОУ:
(приложение к проекту стр. 3-4)
-203836-1905
Проблема – недостаточный уровень формирования навыков ведения семейного хозяйства у воспитанниц детского дома.
Область исследования - предмет «Технология у девочек»
Объект проектной деятельности – воспитанницы ГКОУ
Сроки проектной деятельности – 5 лет.
Способы решения проблемы:
развитие коммуникативных качеств учащихся,
формирование умений и навыков ведения семейного хозяйства,
опыт применения знаний на практике,
развитие творческой деятельности учащихся
формирование навыков самостоятельной работы.
Название
темы
проекта Цель Гипотеза Задачи
Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек»
Обеспечить эффективность применения академических компонентов с уклоном в сторону формирования жизненных компетенций в области навыков ведения семейного хозяйства При моделировании программы предмета «Технология» для воспитанниц д/дома необходимо учитывать особые образовательные потребности Выделить и проанализировать основные направления ведения семейного хозяйства для учащихся с ОВЗ
Разработать подход к достижению наиболее благоприятных условий для социализации ребёнка в реальном мире.
Способствовать развитию трудовых навыков детей, их адекватного отношения к семейному хозяйству.
Кадровые ресурсы проекта:
Автор проекта – Костяная Галина Михайловна -, высшая категория, стаж - ???
Директор - ???
Психолог - Корнева Татьяна Анатольевна, высшая, стаж в ГКОУ - 15 лет.
Логопед - Курских Наталья Владимировна, высшая, стаж в ОУ - 20 лет.
Зам директора по социальной работе - Иванова Елена Викторовна - высшая, стаж в ОУ - 16 лет.
Воспитатель - Аулова Римма Васильевна, высшая категория, стаж - 12 лет.
Воспитатель - Волкова Наталья Ивановна, первая категория, стаж - 4 года.
Воспитатель - Рыжова Ирина Валерьевна, высшая категория, стаж - 25 лет.
Архипова Светлана Алексеевна, первая, стаж – 30 лет.
Технологии педагогической деятельности:
Ведущие технологии :
традиционная технология урока,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
здоровьесберегающие технологии,
- коллективная деятельность
Педтехнологии, адаптированные для учащихся с ОВЗ:
информационно-коммуникативные,
проблемное обучение,
технология встречных усилий,
методы моделирования.
- методы развивающего обучения, направленные на развитие творческих способностей обучающихся.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, аналогия, моделирование путей решения проблемы для достижения поставленных задач.
Эмпирические методы -   обобщение полученного опыта, формирование траектории педагогической деятельности для решения установленной проблемы, получение информации об объекте исследования, анализ и систематизация.
Математические методы: статистический метод, метод визуализации данных (функции, графики)
Работа над проектом продолжается четвёртый год.
Подготовительный этап. Теоретическое обоснование проекта.
2011-2012 учебный год
Изучение уровня сформированности навыков ведения семейного хозяйства у воспитанниц детского дома.
Изучение уровня подготовленности воспитанников старших классов к семейной жизни.
Изучение мотивации учащихся.
Теоретическая подготовка.
Опыт формирования навыков ведения семейного хозяйства на уроках технологии в детском доме в условиях замещающей семьи
Осознание проблемы.
Формулирование целей и задач педагогической деятельности.
Открытие методов решения проблемы.
Эксперимент по формированию опыта в решении проблемы.
Доказательство обоснованности методов для достижения целей и выполнения поставленных задач.
Второй этап. Практическое обоснование проекта.
2012-2013 учебный год
Исследование актуальной ситуации.
-403860697230Подбор методов и методик работы.
Определение задач проекта.
Третий этап. Апробация проекта.
2013-2014 учебный год
Выработка промежуточных целей.
Корректировка плана действий для достижения результатов по проекту.
Организация проведения занятий по формированию навыков ведения семейного хозяйства.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Уроки технологии для девочек создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий демонстрирует образцы поведения человека в быту, учат навыкам общения.
Программа построена концентрически и представлена следующими разделами:1. Сельскохозяйственные и садовые работы на пришкольном участке (цветоводство).2. Кулинария.3. Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.4. Элементы материаловедения и машиноведения.5. Лоскутное шитье.6. Художественный труд.7. Уход за одеждой и обувью.8. Гигиена девушки.9. Планирование и распределение бюджетных средств семьи.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
На уровне радикального преобразования образовательной системы: адаптация Типовой Программы по технологии для общеобразовательных школ к обучению детей, воспитывающихся в детском доме.
На уровне рационализации : основная задача предмета для обучения детей, воспитывающихся в детском доме.
На уровне комбинации элементов известных методик : развитие познавательной деятельности и личностной сферы учащихся на уроках технологии.
Практическая реализация проекта.
2014-2015 учебный год
Реализация программы.
Проведение мониторинга для получения информации о результативности программы.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты (Отзыв психолога Корневой Т.А.) 5 класс
-641985335280
-565785756285Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты (Отзыв психолога Корневой Т.А.) 6 класс
Сформированность навыков ведения домашнего хозяйства.

Сформированность навыков самообслуживания

Факторы, влияющие положительно на результаты проекта:
изучение личности каждого ребенка, его способностей и возможностей применения академических знаний на практике,
работа по оздоровлению учащихся;
формирование положительной мотивации у воспитанников;
индивидуальная работа с детьми “зоны риска”;
анализ данных о последующей жизненной адаптации и трудоустройстве выпускников;
внедрение новых педагогических технологий,
повышение качества преподавания, профессионализма педагога;
Факторы, влияющие отрицательно на учебно-воспитательный процесс:
врожденный дефект познавательной деятельности учащихся;
асоциальный опыт воспитанниц,
ОВЗ,
педагогическая запущенность,
низкая самооценка,
эгоизм, неумение заботиться о близких, сопереживать чужим неудачам,
неуверенность в себе и своих силах,
коллективный характер воспитания,
подростковый возраст.
Подведение итогов после завершения проекта.
Окончательные выводы по реализации выработанной программы делаются в течение последующих нескольких лет. За это время воспитанники детского дома должны определиться в профессиональной деятельности, продолжить своё обучение в СУЗ. Но главным показателем успешности работы в данном направлении является факт создания выпускником собственной семьи, рождение детей, способность нести ответственность за близких и родственников, его успешность в обществе, адаптация в реальном мире.
Для получения данных для анализа служат личные встречи с бывшими воспитанниками, переписка с ними, посещение их домов, знакомство с их супругами и детьми, информация от их друзей - бывших учеников ГКОУ.
Только после сбора этой информации, её анализа и систематизации, можно подводить итоги по формированию навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек» и социализации детей детского дома в рамках данного проекта.
Список литературы
Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.
Голондарёва Н.Б. Технология 8-й класс (девочки) Поурочные планы “Технология. 6-й класс” В. Д.Симоненко: Учитель–АСТ, 2003.
Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.
Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.
Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. – 2007. – №6. – С. 75–79.
Дидактический материал по трудовому обучению “Кулинарные работы и обработка ткани” Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: “Просвещение”, 1996г
Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48.
Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2004
Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 47–57.
Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под ред. Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2003 г.
Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.
Симоненко В.Д.,Бронников Н.Л., Технология: Учебник для учеников Общеобразовательной школы./Под. Ред. В.Д. Симоненко – М “Вентана–Граф”,2001.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М. Вентана Граф”, 2004г.
Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.
Социальная сеть работников образования
http://eidos.ru/
http://tehnologi.su/dir/30 - каталог сайтов учителей технологии
http://domovedenie.jimdo.com/
http://www.uchportal.ru/dir/12