МОНИТОРИНГ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Кучерявченко Наталья Владимировна,
учитель-логопед
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»

МОНИТОРИНГ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

В статье раскрывается методика исследования речевых процессов младших учащихся специальной коррекционной школ VIII вида, которую можно использовать в качестве мониторинга.
Ключевые слова: система обследования устной и письменной речи, индивидуальный речевой профиль, уровень успешности речевого развития.

Проблема нарушений устной и письменной речи младших школьников с интеллектуальным недоразвитием - одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Различные нарушения речи часто являются основой неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптацией. В этих условиях остро встаёт вопрос не только о первичной диагностике учащихся, но и последующем отслеживании динамики развития устной и письменной речи детей.
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления.
Логопедический мониторинг позволяет увидеть, насколько изменился уровень речевого развития (как качественно, так и количественно) учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даёт возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.
Система обследования устной и письменной речи разработана с учётом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение углублённого исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики, а также письменной речи: списывания и самостоятельного письма. За основу методики взяты речевые пробы экспресс-диагностики Т.А.Фотековой.
Отличительными чертами диагностики являются:
полнота обследования;
соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа,
диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;
доступность и простота применения;
возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно);
возможность многократного применения методики.
Система обследования устной речи состоит из 8 серий.
Серия 1. Исследование фонематического восприятия. Включает:
- воспроизведение слогов типа: да-та, ка-га-ка, ша-са-ша, ча-тя-ча и т.д.
- называние картинок парами: коса-коза, день-тень, рожки-ложки и т.д
Серия 2. Исследование звукового анализа. Включает:
- называние первого звука в слове;
-называние последнего звука в слове;
- определение места данного звука в слове в начале, середине, конце слова.
Серия 3. Исследование звукопроизношения.
Учащемуся предлагается назвать картинки. Обращается внимание на характер нарушения произношения шипящих, свистящих, сонорных и других согласных и гласных звуков (замена, смешение, искажение, отсутствие) в различных условиях.
Серия 4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры. Включает:
- называние картинок;
-воспроизведение слов и предложений.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи. Включает:
-образование существительных множественного числа в именительном падеже (Инструкция: Я назову один предмет, а ты много таких предметов);
- образование форм родительного падежа множественного числа (Инструкция: Я назову один предмет, а ты скажи много чего?);
- согласование существительных с числительными (Инструкция: Дополни предложение 1 стул, а 2 , а 5);
- согласование прилагательных с существительными (Инструкция: Назови предмет и его цвет);
- понимание предлогов (Инструкция: Положи карандаш на книгу, под , в . и т.д.) и употребление (Назови, где лежит карандаш);
- употребление предложно-падежных форм Инструкция: Закончи предложения: Лошадь без, пилят, девочка даёт корм и т.д.).
Серия 6. Исследование словарного запаса языка. Включает:
- называние существительных, обозначающих части тела, части предметов.
(А)Инструкция: Назови, что есть у машины ., у стула , у чайника
Б) .Инструкция: Назови кто... лечит людей, варит, шьет и т.д);
- называние существительных с обобщающим значением (Инструкция: Назови одним словом);
- называние существительных со сходным лексическим значением. (Инструкция: назови, что это: перчатки-рукавицы, лампа-люстра, и т.д);
- название времён года (Инструкция: Скажи, какое время года изображено на картинке);
- прилагательные, обозначающие форму предмета. (Инструкция: Назови, какой формы предметы);
- Подбор прилагательных с противоположным значением. (Инструкция: Скажи наоборот: чёрный – белый);
- Употребление глаголов. (Инструкция: Кто как голос подает?);
- называние характерных действий по предъявленному предмету. (Инструкция: Скажи, кто что делает?).
Серия 7. Исследование навыков словообразования. Включает:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Инструкция: Назови маленький предмет);
- образование названий детенышей животных (Инструкция: Назови детёнышей животных: у козы - козлята, а у...);
- образование качественных прилагательных (Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если ...);
- образование относительных прилагательных. ( Инструкция: Шкаф из дерева, значит он какой ...);
- образование притяжательных прилагательных (Инструкция: Чья голова или хвост?);
Серия 8. Исследование связной речи. Включает:
- составление предложения по картинке;
-составление рассказа по сюжетной картинке. (Инструкция: Посмотри на эту картинку, расскажи, о чем она);
-составление рассказа по серии сюжетных картинок (из 3-4-х картинок) (Инструкция: Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и расскажи, о чем они);
-составление описательного рассказа (Инструкция: Расскажи о ...).
Система оценки полученных результатов обследования.
Каждая серия содержит методики обследования, параметры и критерии исследования, систему оценки результатов, которые учитель – логопед может разработать сам, учитывая возраст учащихся и их индивидуальные особенности. Максимальное количество баллов зависит от количества заданий, включённых в ту или иную серию.
В сериях 1-7 использую следующую оценку результатов:
1 балл - правильное и точное воспроизведение, правильный ответ, безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях и т.д;
0,5 баллов - правильный ответ после стимулирующей помощи; самокоррекция, правильное выполнение заданий в половине случаев, звуки недостаточно автоматизированы и т.д.
0 баллов – неправильный ответ, отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения, искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
В серии 8 оценка производится по трем критериям: смысловая целостность, лексико – грамматическое оформление высказывания, самостоятельное
выполнения задания. Баллы за каждый критерий от 0 до 3.
Обработку и анализ результатов обследования можно представить в виде таблицы и индивидуального речевого профиля.


Начало года
Конец года


баллы
Мак.б
%
успешности
баллы
%
успешности

1.Фонематическое восприят.

воспрвосприятие
11
13
84
12

92


2.Звуковой состав слова
7,5
15
50
12

80


3.Звукопроизношение
4
5
60
4

80


4.Звуко-слоговая структура слова
9,5
11
86
10

91


5.Грамматика
27,5
40
68
32,5

81


6.Словарь
50,5
64
79
60,5

94


7.Словообразование
18
35
51
26

74


8.Связная речь
16
36
44
19

53



Итого:
67
Итого:
80

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Использую 5 уровней успешности: высокий – 91-100%; хороший – 81-90%, выше среднего – 66-80%; средний – 50-65%; низкий – ниже 50%. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка.
Данные заносятся в речевую карту ребенка и, на их основе, разрабатывается индивидуальная педагогическая стратегия.
После обработки результатов исследования каждого ребёнка и составления
индивидуальных профилей можно подсчитать в процентном отношении успешность речевого развития всех учащихся, посещающих логопедические занятия. Данные мероприятия рекомендуется проводить в сроки, установленные для обследования (в начале и конце учебного года).
Для отслеживания динамики письма использую следующие виды работ: списывание и слуховой диктант.
Отслеживание динамики письменной речи у младших школьников с дисграфией может выглядеть следующим образом:
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
При оценке использую следующие критерии:
Диктант:
10б.-без ошибок,
8 б.- Ор.о*.
6б.-1-2 Д.о**., Ор.о.
4б.-3-5 Д.о, Ор.о
2б. – 6 и более Д.о, Ор.о
Списывание
10б.-правильное и точное
8б.-1-2 исправления, искажения
6б.-1-2 пропусков, замен
4б.-3-5 пропусков, замен
2б. - 6 и более пропусков, замен
*орфографические ошибки
** дисграфические ошибки


Полученные баллы переводятся в % и определяется уровень успешности письменной речи (на конец года списывание-выше среднего, диктант- средний).
Данные мониторинги имеют следующие достоинства: позволяют ясно увидеть картину результатов коррекционной работы, помогают точнее выработать стратегию коррекционной работы по западающим слабым звеньям, достаточно удобны в пользовании, экономят время, позволяют детям увидеть результаты своего труда, побуждают к сотрудничеству педагогов, родителей и детей, помогают в выработке положительной мотивации к учёбе, показывают тесную взаимосвязь устной и письменной речи.
Данные разработки окажут помощь учителям-дефектологам в проведении мониторинга устной и письменной речи младших школьников с целью повышения качества коррекционной работы.

Литература:
1.Азова О.И. «Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников». Библиотека логопеда. ТЦ «Сфера». Москва, 2011г.
2.Волковская Т.Н. «Иллюстрированная методика логопедического обследования» ИД « Образование плюс». Москва, 2009г.
3.Дьякова Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» Библиотека логопеда. ТЦ «Сфера». Москва, 2010г.
4.Мазанова Е.В. «Школьный логопункт». М: Издательство «ГНОМ и Д»,2009г.













Root Entry