Тема: Синдбад-Мореход (в 3 классе)


Ход урока
Цель и ожидаемый результат урока: прочитать и проанализировать новое произведение «Синдбад-мореход» (арабская сказка); научить выделять главное в содержании текста и уметь озаглавливать его части; подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – о хрупкости человеческой судьбы, о взаимоотношени- ях между людьми, о добре и зле, утверждении нравственных идеалов; формировать лич- ностное и ценностное отношения к чтению.
Задачи: формировать:
познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные
учебные действия;
умение осознанно читать вслух и про себя;
умения извлекать информацию из текста.
Обеспечивать:
умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию;
творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации прогнозировать, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться это произведение.
исследовательскую работу над текстом в поисках ответов на вопросы, уточняющих деталей и комментариев к нему.
Тип урока: открытие новых знаний
Материально-техническое обеспечение урока: выставка книг, картины и иллюстрации на тему Востока, карта мира, таблицы самоопределения и самооценки, аудиозапись из сборника «Музыка Востока»,  картинные рисованные пазлы к тексту, компьютер, проектор, интерактивная доска, авторская презентация.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Целеполагание.
Изложение нового материала.
Первичная проверка понимания.
Закрепление. .Задание на дом

Ход урока
Оргмомент-Добрый день, ребята и уважаемые гости!
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что сегодняший урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста садитесь!
-Мы начинаем урок литературы. Я желаю хорошо потрудиться на уроке.
 II. Речевая разминка
Прочитайте хором цепочки слов:
Козы – косы, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – взбежал.
Вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга.
Есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька.
2. Разучим новую чистоговорку:
Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома,
Засахарены сполна.
Проблематизация.
- О каком жанре устного народного творчества мы говорили на предыдущих уроках? (О сказке.)
- Какие 3 вида сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)
- К какому виду относится прочитанная последняя сказка “Синбад-мореход”? (Волшебная.)
Сказок множество в народе о Синдбаде Мореходе,О далеких островах, о затерянных мирах.О чудовищах ужасных, о лесах, горах прекрасных…Приключения Синдбада - то не сказки рая, ада,То неведомые были, где душа и духи жили,Где бывали сами вы в прошлых былях старины.Может, вспомните чего? Было то давным-давно…Так давайте вместе с вами за попутными ветрамиПоплывем туда, где сказка - величайшая подсказка
-Вы любите путешествовать?
-А для чего человек путешествует?
-А вы любите сказки? Почему?
Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
Т ема урока: Продолжение «Мир волшебной сказки», арабская сказка «Синдбад – мореход»Проблематизация.
2.Повторение Проверка домашнего задания.
- О каком жанре устного народного творчества мы говорили на предыдущих уроках? (О сказке.)
- Какие 3 вида сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)
- К какому виду относится прочитанная последняя сказка “Синбад-мореход”? (Волшебная.)
Слово учителя.
Изучение нового материала.
- Мы с вами немного узнали о жизни арабов, о красоте Востока. О сказочной стране о восточных персонажах. А какая у них удивительно красивая и мелодичная музыка. В сопровождении ее мы и отправляемся в путешествие вместе с Синдбадом-мореходом. Вначале немного предыстории.

Учитель рассказывает легенду и читает текст из сборника сказок «Тысяча и одна ночь».
_-Арабская сказка «Синдбад-мореход» это сказка из цикла « Тысяча и одна ночь».
Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнил. Умная и находчивая Шахризада (дочь визира) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001 – ю ночь Шахрияр сделал ее царицей.
В XII веке в Багдаде Были написаны сказки книги “Тысяча и одна ночь”.

Средневековый Багдад – это один из красивейших городов. Купола дворцов, павильоны, каналы и водоёмы, зверинцы и пышные цветники, деревья с золотыми стволами и серебряными листьями, шумные базары, на которых состязались сказители, повествуя об удивительных приключениях Синдбада, прекрасной царевне Будур, жестоком царе Шахрияре и покорившей его Шахразаде – это все Багдад. И вот на 31 ночь начала Шахразада рассказывать сказку о Синдбаде-мореходе.

-Кто герои этих сказок? Где они живут?
- По сложившейся традиции мы снова отметим флажком страну нашего путешествия. Учитель показывает на карте Кувейт, Эмираты, Иран, Саудовскую Аравию, Египет.

Столица государства Ирак, расположена почти в центре Ирака, на берегу реки Тигр, неподалёку от устья реки Дияла.
Его название происходит от древнеперсидских слов бага — Бог и дад — дать, т.е. Божий дар. Багдад — научный и культурный центр Ирака.
Город был основан в 762 г.
Город получил официальное название Мадинат-ас-Салям (город мира), нередко назывался также Мадинат-ал-Мудаввара — Круглый город, поскольку имел форму совершенно правильного круга.
. В город вели четверо ворот: Куфы, Басры, Хорасана и Дамаска. В центре располагались халифский дворец Баб аз-Захаб и главная мечеть Джами аль-Мансур.

Учитель задает вопросы:
- Какое путешествие мы будем с вами читать?
- А знаете ли вы, сколько всего путешествий совершил Синдбад-мореход?
- Я раскрою вам эту тайну. Их было семь.
Учитель показывает иллюстрации к каждому путешествию и делает небольшие комментарии к ним:
Первое — к острову, оказавшемуся китом.

Второе — встреча с птицей Рух.

Третье — встреча с великаном-людоедом.

Четвёртое — путешествие в Индию и женитьба на индуске.

Пятое — Синдбад становится рабом злого деда. Синдбада превратило его в раба злобного старичка. Синдбад смог перехитрить старика

Шестое- ?
Седьмое — последнее путешествие Синдбада.
Мы с вами немного узнали о жизни арабов, о красоте Востока. А какая у них удивительно красивая и мелодичная музыка.
Мы сегодня до конца узнаем, каким было его шестое путешествие.
Проверка домашнего задания
III. Сообщение темы и цели урока.
-Кто главный герой?
- Сколько путешествий совершил Синдбад? (Семь.)
- Рассказ о каком путешествии Синдбада мы будем изучать? (Седьмом.)
.
- В каком городе происходят события? (Багдаде.)
- Кто рассказывает эти сказки? (Шахразада.- Чем занимался Синдбад-мореход?
- Почему так странно повел себя капитан?
- Как надо прочитать слова Синдбада-морехода?
- Что известило о приближении страшных рыб?
- Что почувствовал Синдбад?
- Что помешало рыбе проглотить корабль?
- Чем закончилась эта часть?
- Как можно озаглавить часть?
IV. Чтение
Д.зад. ( диалог) 4-ой части арабской сказки «Синбад-мореход».
– Куда пропали однажды все мужчины с острова? (У всех мужчин раз в год вырастают крылья и они улетают. Когда они через шесть дней возвращаются, крылья у них отпадают.)VII. Подготовка к пересказу текста
Откройте план, который мы с вами составили. Перечитайте четвертую часть. Перескажите её. Прочитайте пять часть, перескажите. (Дети выполняют задание. Пересказывают у доски.)Чтение 5-ой части.
– Какой запрет нарушил Синбад? (Он должен был молчать во время полёта.)
Выразительное чтение . Выборочное чтение 6-ой части.
Найдите и прочитайте:
– Как. Синбад спас ювелира?
– В какой стране Синбад очутился?
– Как Синбад разбогател?
VI. Физминутка.
Танцевальные упражнения под музыку песни “Жил отважный капитан”
II - III этапы. Работа с текстом во время и после чтения.
Учитель дает задание читать 1-ю часть «по цепочке». По ходу чтения делает краткий попутный комментарий текста, проводит словарную работу.
Попутный ветер – ветер, дующий в том же направлении, куда надо плыть кораблю.
Тюк – мешок.
Мачты – вертикальные конструкции для установки паруса на корабле.
Неведомое море – незнакомое море
VI. Чтение и анализ “Рассказа о седьмом путешествии Сидбада-морехода”.
Кто главный герой?
Куда попали путники?
Почему Синдбад остался один?
Кто Синдбад по национальности?
Какие качества характера Сидбада раскрываются в прочитанном отрывке?
Охарактеризуйте людей, которых встретил Синдбад.
Чем отличались эти люди?
О чем только думал Синдбад?
Как он вернулся на родину?

VI1. Творческая работа по сказке ( каждой команде)
А теперь приготовьте листочки, вы будете отвечать на вопросы теста по сказке.
(Тест. Рисунок, Пазлы.кроссворд)
VII! . Работа по вопросам и заданиям.
Учитель формулирует вопросы для обсуждения прочитанной части.
- Сколько лет путешествовал Синдбад?
- Каким вы представляете себе Синдбада?
- Какое качество заставляет его вновь и вновь отправляться в путь? (Какую черту характера можно считать главной у Синдбада?)
- Что привлекает вас в поступках Синдбада?
 6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов
− Итак, мы совершили путешествие в «Мир волшебной сказки».
− Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, что такое сказка.
Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я сегодня был в учебной деятельности.
Я сегодня был терпелив.
Я доволен своей работой на уроке.
VIII. Вывод.

Популярность этих сказок не померкла с веками. Они нашли отражение в произведениях многих писателей.
- Это сказка, что красива и ясна,Даже если не разгадана она,Стоит дорого, порою, целой жизни,В ней за красочным сюжетом… злато мысли!Даже если вы о ней и позабыли,Но она хранит в себе седые были.Эта сказка о судьбе для человека,Что таинственно укрыта в крыльях века…Не прочитана, как надо, до конца…Не востребована силою творца…Стану ль Слово я напрасно говорить?Слово Сказки учит думать о судьбе,Слово было у истока, что в тебе…Срок придет, само захочет мир творить…

Д/з. Подготовиться к внеклассному чтению: прочитать остальные рассказы о путешествиях Синдбада.
Желающим составить свой кроссворд или нарисовать иллюстрации к сказке.
IX. Итог.
Мы с вами прочитали замечательную сказку о Синдбаде-мореходе, которая входит в сборник “Тысяча и одна ночь”.
А теперь проверим, как хорошо вы ее усвоили.
Перед вами кроссворд, нужно разгадать его и назвать ключевое слово.