Конспект по всемирной истории на тему Страны Азии и Африки в современном этапе мира


Тема урока: «Страны Азии и Африки в современном этапе мира»
Цели урока:

Обучающая:
Систематизировать и углубить знаний об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны.
Развивающие:
развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события;
аргументировано доказывать свою точку зрения;
развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи;
отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Воспитывающая:
подвести школьников к осознанию необходимости овладевать умениями поведения и общения на принципах уважения культур, толерантности и диалога.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование урока:
политическая карта мира;
дидактический материал на партах);
учебники
Ход урока
Организация начала урока.
Проверка выполнения домашнего задания.
Актуализация знаний на основе опережающего задания.
Изучение нового материала.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Закрепление знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.

План работы:
1. Общая характеристика стран Азии, Африки.
2. Особенности развития.
3. Проблемы стран Азии, Африки и пути их
решения.
КОЛОНИАЛИЗМ, политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило менее развитых в социально-экономическом отношении, метрополиями. Колониализм прошел ряд стадий: от ранней (с 15 в.), осуществлявшейся преимущественно в насильственных формах (военные захваты и т. п.), до новой, продолжавшейся до нач. 20 в., когда страны почти всей Африки, большей части Азии и Латинской Америки были превращены в колонии и полуколонии. После 2-й мировой войны, с усилением национально-освободительной борьбы, начался распад колониальной системы, в основном завершившийся в 1960-70-х гг.

ПРИЧИНЫ РАСПАДА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ












 
?
Задание 1.
Используя материалы учебника (Алексашкина Л. Н. Новейшая история. ХХ век – начало ХХI века.) определите какие проблемы в молодых суверенных странах вышли на первый план.






ПРОЦЕСС ДЕКОЛОНИЗАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Этапы
Регионы
Страны
Деятель национально-освободительного движения

Вторая половина 40-х – нач. 50-х гг.
Дальний Восток, Юго-Восточная и Южная Азия
Вьетнам, Индонезия, Корея (1945), Филиппины (1946), Индия (1947), Бирма, Цейлон (1948)
М. Ганди (1869-1948)
Хо Ши Мин (1890-1969)

50-е гг.
Ближний Восток, Северная Африка
Ливия (1951), Египет (1952), Тунис, Марокко, Судан (1956)
К. Нкрума (1909-1972)

60-70-е гг.
Тропическая и Западная Африка
Год Африки – 17 государств (1960), освобождение португальских колоний – Гвинея-Бисау (1973), Мозамбик, Ангола (1975)
П. Лумумба (1925-1961)

80-е гг.
Южная Африка
Зимбабве (1980), Намибия (1990)
Н. Мандела (род. в 1918)

Проблемы молодых государств
Выбор путей развития (варианты выбора):
- в 60-80 гг. «Запад» или «Восток», «капитализм» или «социализм»;
- модернизация или традиционное общество;
- эволюция (например, Индия) или скачок («новые индустриальные
страны».
Проблемы внутреннего развития
Отсталость, политический сепаратизм, социальные проблемы: бедность значительной части населения, голод, болезни, проблемы беженцев в районах межгосударственных и этнонациональных конфликтов.
Проблемы отношений с ведущими индустриальными странами:
ТНК и экономическая зависимость, внешний долг, проблемы военно-политического влияния ведущих держав.





Задачи развития стран «третьего мира» в социально-экономической сфере в политической сфере



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН «ТРЕТЬЕГО МИРА»

Этапы
Специфические особенности развития стран «третьего» мира

Конец 40-х гг.
Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол (Вьетнам, Корея), нарушение территориальной целостности (Китай, Тайвань), устойчивая ориентация на капиталистический (Индия, Пакистан) или социалистический вариант развития (КНР, ДРВ, КНДР)

5060-е гг.
Большая группа освободившихся стран, особенно с развитым индустриальным укладом, сохраняет связи с капиталистическим миром. Около 30 государств выбирают некапиталистическую ориентацию, как правило, это менее развитые страны, стремящиеся разрешить общественные проблемы, минуя этап капиталистического развития. Для этих государств характерны преобразования общедемократического плана. Высокий уровень косвенной зависимости развивающихся стран. Создается Движение неприсоединения  тенденция к росту политической независимости и международной активности государств

7080-е гг.
Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности (деятельность ОПЕК; развитие машиностроения, импортозамещающих отраслей), на равных участвовать в международном разделении труда. Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию (Ангола, Афганистан, Эфиопия, Мозамбик, Танзания; к концу 80-х гг.  около 10), ставят более радикальные задачи, чем их предшественники

90-е гг. 
Главная цель стран «третьего мира» на этом этапе меняется: они заинтересованы в привлечении иностранного капитала на любых условиях. Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, связанные с противоречиями между достижением модернизации и сохранением цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности


Пути преодоления отсталости:
Ш  Всемерное развитие экспортных возможностей вместо импортнозамещающей индустриализации;
Ш  Поощрение ввоза иностранного капитала;
Ш  Рыночные реформы (стабилизация денежного обращения, приватизация государственного сектора, введение свободных цен).
Попытка интегрирования в мировую экономику,
стать органической частью мирового сообщества
Модернизация стран «третьего мира» -
попытка внедрения европейской цивилизации
Внедрение современных технологий в сельское хозяйство, «зеленая революция». Создание отечественной промышленности. Изменение социальной структуры (появление местного предпринимательского класса, среднего класса, наемных рабочих. Формирование демократических институтов.
Задание 2.
Соотнесите понятие и его определение:
Понятие
Определение

1
Апартеид
1
Сохранение экономической зависимости государства, несмотря на провозглашение его суверенитета

2
Метрополия
2
термин, которым обозначались все государства, кроме социалистических и развитых капиталистических государств, после второй мировой войны

3
Некапиталистический путь развития
3
Организация стран-экспортеров нефти. Создана в 1960 г. с целью координации цен и объемов экспорта нефти на мировом рынке

4
Косвенная зависимость
4
Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная суверенитета

5
Деколонизация
5
объединение стран, провозгласивших основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. К 1985 г. в движение входило 101 государство.

6
Год Африки
6
Ориентация независимого государства на построение социализма и использование помощи со стороны социалистического лагеря

7
Колония
7
Государство, владеющее колонией

8
«Третий мир
8
Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960

9
Движение неприсоединения
9
Освобождение от колониального гнета

10
ОПЕК
10
Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов по расовому признаку

Вспомни!
Синквейн - стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
Вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
Последняя строка - слово, которое повторяет суть темы.
Схематично синквейн можно отразить так:
Первая строка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Вторая строка. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Третья строка. ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ
Четвертая строка. ФРАЗА
Пятая строка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Пример: Проблема Интересная, трудная. Организует, мобилизует, реализует. Век живи, век учись. Творчество.
Задание 3.
Составьте синквейн: Азия, Африка, Япония
Домашнее задание:
На основании материала учебника на отдельном листе выписать проблемы стран по регионам. Подсказка:

Рост населения
Урбанизация
Преодоление отсталости
Внешний долг
Проблема Север-Юг
































Рисунок 8Mђ Заголовок 1Mђ Заголовок 2Mђ Заголовок 3Mђ Заголовок 4Mђ Заголовок 5Mђ Заголовок 6Mђ Заголовок 7Mђ Заголовок 8Mђ Заголовок 915