Формирование вокально-сценических навыков в классе народного вокального ансамбля на начальном этапе обучения.


Формирование вокально-сценических навыков в классе народного вокального ансамбля на начальном этапе обучения.
В.В.Евстафьева
Преподаватель фольклорного отделения
МКУДОД Чесменская детская школа искусств
Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией. Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».
В формировании вокально-сценических навыков на уроке народного ансамбля принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой обрядовых представлений и так далее.
Коллективный способ обучения - одна из личностно – ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Коллективная форма обучения является основным средством освоения материала.
Основная цель: привить любовь к русскому фольклору, привить интерес и уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа.
Осуществляя учебно-воспитательный процесс, я стараюсь решать следующие задачи:
Образовательные:- изучение и освоение народной песни, её основных творческих и исполнительских закономерностей;- формирование зачатков художественного вкуса;- формирование навыков вокально-хорового исполнения в народной манере;- формирования навыков правильного и выразительного движения под музыку.- обучение сценическому мастерству.
Развивающие:- формирование у обучающихся умения общаться и учиться в обществе сверстников;- развитие эмоциональных и творческих способностей учащихся через приобщение к традиционной народной культуре;- развитие памяти, внимательности, речи, сообразительности посредством игр, различных упражнений; Воспитательные:- выявление творческой одарённости и направленности каждого ребёнка на ранней стадии;- формирование устойчивого интереса детей к русской национальной культуре;- воспитание патриотизма, гордости за причастность к своему народу.
 Организация  вокально-сценической работы в детском народном вокальном ансамбле строится на овладении сценических и музыкальных навыков.
К сценическим  навыкам относятся:
1) эмоциональность;
2) техника речи;
3) пластика;
4) воображение;
5) внимание.
6) чувство мизансцены
7) чувство партнера.
К музыкальным навыкам мы относим:
1. музыкальный слух;
2. музыкальная  память;
3. чувство ритма.
4. певческое дыхание.
5. звукоизвлечение.
6. строй.
7.ансамбль.
 Эти навыки приобретаются постепенно, в процессе длительной работы, по известному принципу - от простого к сложному. (см приложение №1-№10; №16-№18)
Использование игровых технологий дают мне возможность сделать процесс обучения детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, и это более успешно развивает их способности.
На протяжении всего этапа формирования вокально-сценических навыков я использую детские русские народные игры, так как игра является основным видом деятельности детей. Игра создает особый микроклимат, привычный для ребенка. Игровые попевки в непринужденной игровой форме способствуют развитию слуха, ритма, интонации, единой манере пения коллектива. Во время исполнения игровой попевки дети невольно прислушиваются и интонационно подстраиваются друг к другу.
Первые уроки по классу народного вокального ансамбля я всегда начинаю с русской народной хороводной игры «Сахаринка». (см. приложение №11)
- Играющие становятся кругом, берутся за руки и идут хороводом вокруг водящего, ритмично распевая: Сахаринка на полу, да на полу,
Не лениво сахаринку подниму.
После этих слов игроки останавливаются, и хлопая в ладоши, продолжают петь:
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.
Водящий выбирает себе одного из участников хоровода (чаще всего это тот, кто остановился напротив его), заводит его в круг и громко представляется: Меня зовут ……. Участник хоровода тоже представляется: Меня зовут……. Затем они меняются местами (водящий становится участником хоровода, а участник хоровода водящим) и игра повторятся до тех пор, пока все участники хоровода не представятся.
Благодаря этой игре: учащиеся с первых дней обучения окунаются в атмосферу изучаемого предмета и в русскую народную традиционную культуру, в непринуждённой атмосфере знакомятся друг с другом, раскрепощаются, постигают первые азы вокального и хореографического искусства. А я в свою очередь выявляю их индивидуальные способности (вокальные, хореографические, артистические).
Для создания непринуждённой атмосферы на уроке и для раскрепощения детей я также использую такие русские народные игры: «Снежный ком», «Растяпа», «Синочки», «Дударь» и др. ( см. приложение № 12 - №14)
Все необходимые вокально-сценические навыки вырабатываются во время распевания. Распевание регулярно проходит в начале занятия. Оно помогает быстрой слуховой организации, подготавливает голосовой аппарат, концентрирует внимание, раскрепощает и эмоционально организовывает детей.
Для достижения положительных результатов при формировании вокально-сценических навыков во время распевании я использую:
упражнения, которые соответствуют возрастным особенностям детей.
усложняю их только по мере овладения определенными певческими навыками.
На начальном этапе обучения исполняем распевки в умеренном темпе, следя за чистотой интонирования.
Распевание преследует три основные задачи:
- Разогрев голосового аппарата.
- Психологический настрой для вокально-сценической работы.
- Совершенствование певческих и сценических приемов и навыков.
В процессе формирования вокально-сценических навыков, работе над дикцией следует уделять особое внимание, поскольку важным моментом во время исполнения фольклорных произведений является «разговорность» пения.
Каждое занятие в обязательном порядке начинается с артикуляционной гимнастики, предназначенной для освобождения от мышечного зажима нижней челюсти, для тренировки речевого аппарата.
В своей работе я использую следующие упражнения:
Я прошу эмоционально, с движением рук и если необходимо корпуса , в разных характерах(грустно, весело, быстро, медленно, страшно, жалуясь, шёпотом, удивляясь и т.д.) проговорить детскую прибаутку:
«Тары-бары, растабары, у Варвары куры стары.
Куры старенькие, растабаренькие».
Во время выполнения этого упражнения я обращаю внимание учащихся на положение корпуса и рук, на эмоциональную и дикционную передачу текста, а также на мимику.
Русская народная игра «Весёлая ткачиха»
- По считалке выбирают два «челнока», остальные делятся на две стенки – это ткацкий станок. Взявшись за руки стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т.е. ритмично сходятся и расходятся со словами:
Я весёлая ткачиха - обе стенки идут на встречу друг другу
Хорошо умею ткать - стенки расходятся, шагая назад
Пинч-понч, клёпу-клёпу - стенки сходятся
Хорошо умею ткать. – стенки расходятся.
«Челночки» стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет. Темп постепенно убыстряется и челночкам остаётся всё меньше времени, чтобы успеть пробежать. И наконец они оказываются зажатыми между стенками. На этом игра заканчивается и выбираются новые «челноки».
Во время этой игры я обращаю внимание на чёткое произношение текста (постепенно его ускоряя), на положение корпуса, и на то, чтобы стенки шагали ритмично и держали прямую линию. А также на примере этой игры учащиеся получают первые навыки правильного использования вокального дыхания, умение его распределять на всю фразу.
Русская народная игра «Золотые ворота» (см. приложение № 15)
- Два человека берутся за руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой проходят под воротами и поют:
Золотые ворота
Проходите, господа!
Первой мать пройдёт –
Всех детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!С этими словами ворота опускаются и ловят кого-нибудь из цепочки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку – на этом игра заканчивается.
В этой игре следует отметить красивую архаичную мелодию, которая, несомненно, эстетически и музыкально развивает детей. Во время игры в «Золотые ворота» учащиеся развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную  память, певческое дыхание, пение в ансамбле. А также эмоциональность, пластику, воображение, внимание, чувство партнёра и мизансцены.
Следующим, обобщающим этапом формирования вокально-сценических навыков является постановка русских народных обрядовых представлений, которые мы готовим и показываем каждую учебную четверть. Одно из наших последних постановок - "Кукольная свадьба". (см. приложение №19)
Подводя итог, следует сказать, что в процессе формирование вокально-сценических навыков в классе народного вокального ансамбля на начальном этапе обучения коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива.
Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого обучения и воспитания.
В процессе коллективно-творческого дела идут сразу несколько важных процесса одновременно - формирование и сплочение коллектива, формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности, формирование и развитие творческих способностей.
По мнению Т.А. Стефановской , обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, коллективно-творческие дела позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Приложение №1

Приложение №2

Приложение № 3

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

Приложение № 8

Приложение № 9

Приложение № 10

Приложение № 11

Сахаринка на полу, да на полу,
Не лениво сахаринку подниму.
После этих слов игроки останавливают, и, хлопая в ладоши, продолжают петь:
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.
Примечание: Если игру исполнять без музыкального сопровождения, то у учащихся развивается навык пения a capella.
Приложение № 12
Снежный ком
Играющие становятся кругом достаточно близко друг к другу, руки опущены. Кто-то называет своё имя: «Меня зовут Таня». Сосед с права продолжает: «Меня зовут Таня, Лена», а следующий говорит: «Меня зовут Таня, Лена, Серёжа». Таким образом, имя постепенно удлиняется, подобно снежному кому. Иногда педагог может незаметно для ребят расставить их так, чтобы рядом оказались дети с одинаковыми именами, тогда будет получаться так: «Меня зовут Таня, Лена, Лена, Серёжа, Катя, Катя, Катя, Семён, Семён….» - это вызывает у играющих смех.Примечание: Можно называть уменьшительно – ласкательные имена – детям это очень нравится и формирует дружелюбные отношения в коллективе .Очень полезно для развития речи и скорости мышления.
Приложение № 13
РастяпаИграющие становятся по два друг за другом, образуя внутренний и внешний круги. В центре круга стоит игрок без пары. Когда играет музыка – внутренний круг пляшет, а наружный стоит на месте. Как только музыка прекращается, все танцующие прячутся за спину любого стоящего в наружном круге, образуя новую пару. Тот, кто остался без пары – «растяпа»: он становится в центр и круга и считает: «Раз, два, три!», а остальные говорят хором: «А растяпой будешь ты!» После этого играет музыка и внутренний круг пляшет вместе с «растяпой» - музыка смолкает, танцующие становятся за спины стоящих и всё повторяется.
Примечание: Эта игра создаёт на уроке непринуждённую обстановку, в которой пляшут даже самые застенчивые. Игра полезна для развития чувства ритма и выявляет хореографические способности учащихся.
Приложение № 14

Приложение № 15
Золотые ворота

Примечание: Если игру исполнять без музыкального сопровождения, то у учащихся развивается навык пения a capella.
Приложение № 16
Ой, некуда заиньке выскочить
По считалке выбирают заиньку, остальные ходят вокруг него хороводом и поют:

Всё это время заинька пытается вырваться из хоровода, а его не пускают. Затем хоровод останавливается, все поворачиваются лицом в круг и, хлопая в ладоши поют:

Заинька в середине круга делает всё, о чём поют: танцует, разворачивается, кланяется, берёт девушку или парня за правую руку, разворачивает к себе левым боком, целует в левую щёку и становится в круг, а выбранный становится заинькой, и всё повторяется с начала.
Примечание: В этой игре воспитывается самообладание, музыкальный слух и умение свободно общаться. Традиционно этот хоровод водили на святочных вечёрках. Вместо поцелуя дети могут обменяться рукопожатием, поклонами или погладить по головке.
Приложение № 17
Мак маковистыйДети, взявшись за руки идут кругом и поют:

Затем берутся за руки , идут кругом и поют:
Мак маковистый,
Тонкий волокнистый!
Как растёт мак?
Как растёт мак?
Останавливаются и показывают, как растёт мак: приседают на корточки, затем в такт пению постепенно приподнимаются, руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вниз, выпрямившись во весь рост, поднимаются на носочки, руки вытягивают вверх, вращают кистями, сопровождая все движения пением:
Вот и эдак, вот и так!
Вот и эдак, вот и так!
Так растёт мак!
Так растёт мак!
Опять пошли хороводом и запели:
Мак маковистый,
Тонкий волокнистый!
Как полют мак?
Как полют мак?
Останавливаются и под пение:
Вот и эдак, вот и так!
Вот и эдак, вот и так!
Так полют мак!
Так полют мак!
Изображают прополку мака: наклонившись вырывают обеими руками и бросают за спину воображаемые сорняки.
Мак маковистый, Тонкий волокнистый!
Как рвут мак? Как рвут мак?
Вот и эдак, вот и так! Вот и эдак, вот и так!
Так рвут мак! Так рвут мак!
Рвут правой рукой и кладут на согнутую левую руку.
Мак маковистый, Тонкий волокнистый!
Как едят мак? Как едят мак?
Вот и эдак, вот и так! Вот и эдак, вот и так!
Так едят мак! Так едят мак!
Высыпают зёрна мака на ладошку и забрасывают в рот.
Мак маковистый,
Тонкий волокнистый!
Хоровод останавливается и кто-нибудь спрашивает: «А где же мак?» и все хором отвечают: «Съели ребята мак!» На этом игра и заканчивается.
Примечание: Игра обеспечивает музыкальное, ритмическое, речевое и моторное развитие. Элементы театрализации способствуют свободному общению и коррегируют нарушения межличностных отношений.
Приложение № 18
Плыла утеняПо считалке выбирается «утеня», вокруг которой водят хоровод то в одну сторону, то в другую и поют:

Сама утеня поёт вместе со всеми и тоже показывает, как она ножки намочила.
Опять все ходят кругом и поют:
Плыла утеня через сине море.
Как ты, утеня, крыльями махала?
Все машут руками и показывают, как утеня крыльями махала и поют:
Этак вот и этак, крыльями махала! (2 раза)
Затем идут вокруг утени и поют:
Плыла утеня через сине море.
Как ты, утеня, на берег садилась?
И показывают вместе с утеней, присаживаясь на корточки, как утеня на берег садилась, и при этом поют:
Этак вот и этак, на берег садилась! (2 раза)
И так далее по тексту изображая все движения вместе с утеней.
Плыла утеня через сине море.
Как ты, утеня, по лугам гуляла?
Этак вот и этак, по лугам гуляла! (2 раза)
Плыла утеня через сине море.
Как ты, утеня, гнездо совивала?
Этак вот и этак, гнездо совивала! (2 раза)
Плыла утеня через сине море.
Как ты, утеня, детей выводила?
Этак вот и этак, детей выводила! (2 раза)
Плыла утеня через сине море.
Как ты, утеня, детей собирала?
Этак вот и этак, детей собирала! (2 раза)
Плыла утеня через сине море.
Как ты, утеня, за лес улетала?
Этак вот и этак, за лес улетала! (2 раза)
Примечание: Игра хорошо развивает пластику движений, музыкальный слух, чистоту интонирования, единую манеру звукоизвлечения, чувство ритма, выразительность исполнения и артистизм.
Приложение № 19
Кукольная свадьба
Дети выходят на сцену исполняя песню №1 «Как во славном городе»
- Здравствуйте. Что это вы, сюда в куколки пришли играть?
- Да вот, свадебку сыграть хотим.
- Ну, хорошо, свадьба – весёлое дело. А жених то у вас есть?
Все - Есть!
- Ваня, выходи!
На авансцену выходит мальчик с куклой жениха. Дети во круг него заводят хоровод и поют №2 «На ком кудрюшки»
- Хорош жених, ничего не скажешь.
- Да уж хорош!
- А невеста то готова?
Девочки – Готова! Моя! Моя!...- Тихо! Раз так, смотрины устроим. Как твою зовут?
- Арина?
- А ну, покажись Аринушка!
- Эх, раздайся, народ,
Красота идёт….
Не сама она идёт –
Её девица несёт.
Дети становятся в хоровод и запевают песню №3 «Летал, летал воробей», а девочка с куклой Ариной танцует в центре.
- Ой, нет, не годится, больно фасониста, подружкой будешь.
- Подумаешь … (обижается и уходит)
- А твою как зовут?
- Татьяна.
- А ну, покажись, Татьянушка!
Дети становятся в хоровод и запевают песню «Летал, летал воробей», а девочка с куклой Татьяной танцует в центре.
- Ой, нет, не годится, больно коротковата да толстовата, подружкой будешь.
Девочка обижается и уходит.
- А твою как зовут?
- Машенька.
- А ну, пройдись Машенька.
Дети становятся в хоровод и запевают песню «Летал, летал воробей», а девочка с куклой Машенькой танцует в центре.
- Вот эта в самый раз!
Все – Хороша!
- У вас товар, у нас купец, со всех сторон молодец!
- Ну что, по рукам?
- По рукам!
Ансамбль исполняет песню №4 «Катились два яблочка»
- Хороши жених и невеста – тили-тили-тесто!
- Да вы не расстраивайтесь девчонки, и на вашей улице праздник будет!
- Да и правда, не грустите – лучше плясать в круг выходите!
- Встанем девицы рядком, да частушки пропоём.
- Да и мы, пожалуй встанем, от девчонок не отстанем!
Ансамбль исполняет Частушки.
№1 Как во славном городе

Как во славном городе, Карагод наш маленький,
На широкой улисе, Шире расходися.
Ой, люли, ой, люли, Ой, люли, ой, люли,
На широкой улисе. Шире расходися.
На широкой улисе, Шире расходитесь,
Собралися молодцы. Девки, веселитесь.
Ой, люли, ой, люли, Ой, люли, ой, люли,
Собралися молодцы. Девки веселитесь.
Собралися молодцы.
Собралися девисы.
Ой, люли, ой, люли,
Собралися девисы.
Собралися девисы.
В крагоде поиграть.
Ой, люли, ой, люли,
В крагоде поиграть.
№2 На ком кудрюшки?
Свадебная величальная

На ком кудрюшки, на ком русые?
Ой, да, люли, люли, на ком русые?
Что на Ване –то по плечам лежат,
Ой, да, люли, люли, по плечам лежат.
По плечам лежат, словно жар горят.
Ой, да, люли, люли, словно жар горят.
Словно жар горят да развиться хотят,
Ой, да, люли, люли, да развиться хотят.
Да развиться хотят, да жениться велят.
Ой, да, люли, люли, да жениться велят.
Ты возьми, возьми себе девицу.
Ой, да, люли, люли, себе девицу.
Себе девицу – рукоделицу,
Ой, да, люли, люли, рукоделицу.
№3 Летал, летал воробей
Игровая

Летал, летал воробей, 2. Скажи, скажи, воробей,
Летал, летал молодой. Скажи, скажи, молодой,
Вокруг синя моря, Как Мария ходит,
Вокруг синя моря. Как она гуляет.
3.Она эдак, и вот эдак,
Она эдак, и вот эдак.
И ещё вот эдак.
И ещё вот эдак.
Всем детям понравилась кукла Маша и они продолжают петь:
4. Баско ходит, выступает,
Баско ходит, выступает.
Бает рассыпает,
Бает рассыпает.
№4 Катились два яблочка
Свадебная величальная

Катились два яблочка, катились величалися.
Ой, ладу, да ладу катились величалися.
Катились величалися, по имени называлися.
Ой, ладу, да ладу по имени называлися.
Как первое-то яблочко всё Иван да Васильевич.
Ой, ладу, да ладу всё Иван да Васильевич.
Как второе-то яблочко свет Марья Ивановна.
Ой, ладу, да ладу свет Марья Ивановна.
№5 Частушки
Разрешите станцевать, разрешите топнуть.
Неужели в этом доме половицы лопнут.
Надевайте девки туфли, мы оденем сапоги.
Чтобы ноги танцевали, не касалися земли.
Эх, туфли мои, строченные пятки.
Мы соскучились по вам, милые ребятки.
Рассыпься горох, с грядки на грядку.
Раздайся народ, мы идём в присядку.
Хиханьки да хаханьки,у нас ребята маленьки.
Из-за кочек, из-за пней, не видать наших парней.
На окошке два цветочка, голубой да аленький.
Я парнишка боевой, ну и что что маленький.
Ты не стой на мосту не маши картузиком,
Всё равно гулять не буду с тобой карапузиком.
Выхожу я на крыльцо, каблуками брякну,
Подходите ко мне девки я духами пахну.
Ваши ноги кривоноги ничего не топают.
Посмотрите ка на наши, как они работают.
10.У нас песенки поют, поют и припевочки.
У нас ребята боевые, боевые девочки.