Конспект урока по окружающему миру на тему Ориентирование на местности. Компас (3 класс)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. Васьлея Митты с углублённым изучением отдельных предметов» г. Новочебоксарска
Урок окружающего мира
по теме «Ориентирование на местности. Компас».

Провела в 3А классе
учитель начальных классов
высшей категории
Чернова Регина Борисовна.
Новочебоксарск, 2016
12 октября 2016 года.
Предмет: окружающий мир, изучение нового материала.
Тема: «Ориентирование на местности. Компас».
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 3.
Технологии: мультимедийная презентация.
Аннотация: УМК «Перспективная начальная школа». Урок знакомит учащихся с устройством компаса и правилами работы с ним; развивает внимательность, логическое мышление, умения находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса; воспитывает чувство ответственности перед родителями и за сохранение красоты и многообразия природы. К этому времени дети уже познакомились со сторонами горизонта: основными и промежуточными. Активно используются на уроке методы групповой, парной работы. Работа в группах развивает коммуникативные универсальные учебные действия. На уроке используются проблемные ситуации, мультимедийная презентация, экспресс-тестирование.
Цель: создать условия для знакомства с устройством компаса и правилами работы с ним; содействовать развитию умений находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»;
научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса.
Метапредметные:
регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;
познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные:
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам; оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты, компасы.
Ход урока.
Организационный момент. Создание рабочего настроя.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Как определить стороны горизонта в солнечный день?
Ученик: Солнце в Северном полушарии в 12 часов дня всегда светит с южной стороны. В полдень тень от предметов показывает направление на север.
406336551308000Учитель: А сейчас мы проведём графический диктант «Верно – неверно». Если предложение верное, то вы рисуете на листе бумаги зелёный кружок. Если предложение неверное - красный треугольник. Слушаем внимательно.
Горизонт - это местность, которую мы видим вокруг себя.
Границу, отделяющую видимую часть поверхности Земли от невидимой, называют линией горизонта.
Если идти долго-долго, то можно достичь линии горизонта.
Дойти или доехать до линии горизонта нельзя.
На море или озере линия горизонта видна хуже, чем в лесу.
Различают четыре основные стороны горизонта.
492061519939000Север, юг, запад, восток - промежуточные стороны горизонта.
В Северном полушарии солнце в 12 часов дня всегда светит с севера.
Если в полдень стать спиной к солнцу, то восток будет направо.
На карте и глобусе меридианы показывают направление север - юг, а параллели - запад - восток. Слайд 1.
Проверка диктанта.
Просмотр фрагмента мультфильма «Эхо». Слайд 2.
Учитель:  Ребята, что случилось с Машей? Как вы считаете, необходимо ей помочь? Что предлагаете?
Ученик: Маша не умела ориентироваться в лесу, поэтому и заблудилась.
Учитель: Что такое ориентирование? Ориентирование – умение находить на местности стороны горизонта, определять своё местоположение или объектов.
Людей всегда влечет неизведанное, тянет в далёкие уголки Земли. Но как найти дорогу в незнакомом месте? Оказывается, это не проблема, ведь вокруг нас множество помощников, зная которые можно смело исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться. Какие существуют способы ориентирования? Слайд 3.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
по Солнцу по Полярной звезде по местным природным признакам по компасу
Учитель: Как определить стороны горизонта по Солнцу?
Ученик: Солнце восходит на востоке, заходит на западе, в полдень тень от предметов показывает на север.
Учитель: Как определить стороны горизонта по звёздам?
Ученик: Полярная звезда показывает на север.
Постановка темы урока. Определение целей урока.
Учитель: Определите тему урока, цели. На сегодняшнем уроке нам понадобятся определённые умения. Оцените, пожалуйста, свои умения на листах самооценки.
Ученик: Ориентирование. Узнать какие ещё есть способы ориентирования.
4. Изучение нового материала.
а) Ориентирование по местным признакам. Слайды 4 - 8.
Учитель: А сейчас вместе с Мишей и Машей попробуем определить стороны горизонта по местным признакам в разное время года.
Мхи и лишайники чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев.
Муравьи сооружают свои жилища обычно к югу от ближайших деревьев, пней, кустов.
Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.
На южной стороне дерева, стоящего на опушке, веток всегда больше, чем на северной.Кора деревьев с северной стороны грубее и темнее. Особенно это хорошо заметно на березе.
В сухую жаркую погоду с южной стороны стволов ели и сосны выделяется больше смолы.
После дождя стволы деревьев с северной стороны дольше остаются темными, влажными.
На северных окраинах полян трава весной более густая, чем на южных.Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны.
Помните, что по одному местному признаку определить точно стороны горизонта невозможно. Для этого нужно использовать несколько местных признаков, только тогда вы сможете выбрать правильное направление движения.
Учитель: Если в Евразии день, на каком материке в это время ночь?
Ученик: Ночь будет в Северной и Южной Америке.
Учитель: Причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. День на той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу, а на противоположной стороне земного шара - ночь. Следовательно, если в Евразии - день, то ночь будет на материках, расположенных на противоположной стороне планеты.
Обратите внимание на следующие моменты:
восход Солнца из-за линии горизонта и заход за линию горизонта связан с вращением Земли вокруг своей оси;
Земля вращается всегда в одном направлении - с запада на восток, поэтому для жителей Земли Солнце всегда восходит на востоке, а заходит на западе;
люди могут определять стороны горизонта на местности (ориентироваться) по положению Солнца в ясный солнечный день, а также по другим приметам природы.
б) Чтение текста «Живые компасы» в хрестоматии.
Учитель: Могут ли названные признаки помочь морякам и лётчикам в определении сторон горизонта? Как найти путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд? Если небо затянуто тучами, ориентироваться по Солнцу или Полярной звезде невозможно. Как быть?
Физкультминутка. Слайд 9.
Ну - ка, дети, встанем в круг
И покажем дружно юг.
Взоры обратим на север.
Все от холода присели.
Потянулись на восток-
Путь до солнышка далёк.
Вместе с ним пустились в путь
За горизонтом отдохнуть.
Учитель: Отгадайте загадки:
В кармане моем - замечательный друг:
Он знает, где север, и знает, где юг. (Компас.)
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться. (Компас.)
в) Знакомство с компасом. Слайды 10 -11.
Учитель: Компас - это прибор для определения сторон горизонта. Первый компас был изобретён в Китае более 2000 лет назад. Он состоял из «ложки», которая делалась из магнитного железняка. «Ложка» крепилась на бронзовой пластине. При вращении её острый конец показывал на юг. Древние мастера называли компас «сызань» или «ведающий югом». С 17-18 веков компас получает широкое распространение среди мореплавателей. Первые компасы совсем не были похожи на теперешние, были очень громоздкие, но уже имели 4 основные стороны горизонта. Использовались первые компасы для ориентирования в пустыне. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад.
Давайте рассмотрим современный компас. Ни один корабль, ни один самолет, ни один геолог, прокладывающий путь к новым месторождениям полезных ископаемых, не может обойтись без компаса.
Магнитная стрелка компаса - одно из величайших изобретений человечества. С её помощью можно ориентироваться в пространстве: на море, суше и в воздухе.
Устройство компаса просто. В плоской цилиндрической коробке на остриё стальной иглы подвешена магнитная стрелка. Острый конец иглы опирается на твёрдый камень, обычно агат, вправленный в середину компаса. Свободно лежащая стрелка принимает определенное положение, при котором один конец, окрашенный синим, указывает на север, другой, красный, - на юг. Положение стрелки можно закрепить, прижав её к стеклянной крышке коробки с помощью рычага. Если компас положить на магнит, то его стрелка всегда
сориентируется по направлению к полюсам магнита, как бы мы ни поворачивали коробку с компасом. Действие компаса основано на явлении магнетизма. Стрелка движется, потому что сама наша планета Земля является огромным магнитом. Интересно, все люди говорят кóмпас (ударение на 1 слог), а вот моряки – компас – ударение на 2 слог.
г) Практическая работа с компасом. Правила работы с компасом.
Учитель: Определите местонахождение предметов с помощью компаса (доска, дверь, шкаф, окно).
Положите компас на ладонь.
Освободите стрелку компаса от предохранителя.
Поверните корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С - север.
5. Работа в группах. Закрепление нового материала.
Задание 1.
В поход со школьного двора отправились четыре группы туристов: А, Б, В, Г. Одна группа держала путь на север, другая – на восток, третья – на юго-запад, четвёртая – на юго-восток.В каком направлении двигалась каждая группа туристов, если группа Б и группа В шли в направлении основных сторон горизонта, а группа А и группа Г – в направлении промежуточных сторон горизонта? При этом группа Б двигалась в направлении, противоположном западу, а группа А – в направлении, противоположном северо-востоку.
Группа А – __________________________________________.
Группа Б – __________________________________________.
Группа В – __________________________________________.
Группа Г – __________________________________________.
Покажите направление движения каждой группы на рисунке.

Группа А
Группа Б
Группа В
Группа Г
Задание 2.
На окраине города вблизи нового многоэтажного дома находится ручей. Отец с сыновьями отправились к нему утром. А когда они возвращались вечером, то увидели зарево от заходящего солнца, отражающееся в окнах верхнего этажа дома. В какой стороне горизонта от дома находится ручей? Поясните свой ответ.
________________________________________________
Задание 3. «Лесной компас».
Как можно определить, где север, а где юг? Подпишите эти направления на картинках.


Рефлексия. Работа по тетради «Проверочные работы в тестовой форме» с.10-11.
Домашнее задание:
Изготовить компас (рисунок самодельного компаса можно найти в хрестоматии, с. 29). Выполнить в тетради для самостоятельной работы задания 20, 21.
Прочитать статью учебника (с. 38-41). Прочитать рассказы из хрестоматии (с. 28-32).
Итог урока.
Учитель: Какие существуют способы ориентирования?
Ученик: Способы ориентирования: по Солнцу, по компасу, по местным природным признакам.
Учитель: Для чего предназначен компас?
Ученик: На планете действует сильное магнитное поле Земли. Эта сила и притягивает к себе намагниченную стрелку компаса, и она сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.
Учитель: Как работают с компасом?
Учитель: По каким местным признакам можно определить стороны горизонта?
Учитель: Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
Учитель: Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.