Практическое занятие социального педагога с классными руководителями

Биткова Ольга Анатольевна, социальный педагог МБОУ СОШ №3
г. Лобня Московской области.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
МБОУ СОШ №3

«Способы снятия эмоционального напряжения»

Всё чаще нам приходиться сталкиваться с проблемой агрессивности. То нас обижают несдержанные люди, в т.ч. ученики, то мы кого-то ненароком обижаем.
Агрессивное поведение рождается в нас, когда мы реагируем на различные неблагоприятные жизненные ситуации.
Даже если:
- Не выдерживают нервы,
- Мы защищаем себя,
- стремимся показать своё превосходство,
то можно это сделать без применения агрессии.
Важно! периодически проводить эмоциональную разгрузку, чтобы не накапливать в себе отрицательные эмоции.
Подростки проявляют агрессию с целью:
- обратить на себя внимание
- получить желаемый результат
- стать лидером, защитить или отомстить
- ущемить достоинство другого человека и за счёт этого показать своё превосходство.
Психологами рекомендовано при взаимодействии с агрессивным подростком использовать спокойный, доброжелательный, доверительный тон.
Помните! Самый бесполезный способ преодоления агрессивности – это крик и повышение голоса.
Важно! Понять причины агрессивности, для чего необходимо поговорить с человеком, выяснив причину его реакции. Конечно, у нас не всегда есть для этого время на уроке, но можно пригласить ученика на беседу в удобное время, и, конечно же, помните, что у нас в школе есть психолог.
Мы не всегда умеем снимать правильно эмоциональное напряжение. А уж как этого требовать от подростков, если они чаще всего копируют модель поведения родителей, находящихся в состоянии хронического стресса?!
Наша главная задача сегодня – научиться правильно снимать эмоциональное напряжение самим, чтобы потом ЭФФЕКТИВНО использовать это в работе с детьми.
Все упражнения, сделанные нами сегодня, будут служить профилактикой агрессивного поведения. Использовать их можно будет на классных часах, а отдельные упражнения и приёмы и во время урока. Начинаем
«Дышим кулачками» - Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
«Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).
«Левостороннее дыхание» - Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.
«Спаси птенца» - Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!».
«Возьмите себя в руки» - Обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека. Как только Вы почувствовали в себе желание стукнуть, крикнуть, кинуть и т.п. – принимайте такое положение, доказывая себе свою силу, силу СДЕРЖАННОГО ЧЕЛОВЕКА.
«Сломанная кукла» - Представим себя верёвочными куклами – марионетками. Изобразим её. Вдруг, у неё оборвалась нить, которая держала голову и шею, руки, спину, ноги. Кукла вся разболталась, с такой никто не хочет играть. А сейчас мы соберём её снова, укрепим верёвочки – медленно, осторожно соединим голову и шею, выпрямим их, теперь расправим плечи и закрепим руки,. Теперь кукла снова стала красивой, и все хотят с ней играть.
А теперь поработаем с методиками арт-терапии:
1. Нарисуйте, как улыбается солнце.
2. Нарисуйте, как звучат листья, падающие с деревьев.
3. Нарисуйте то, что вы представите под эту музыку. (Вальс цветов Чайковского).
4. Закройте глаза и просто рисуйте на бумаге произвольные линии. Теперь найдите в этих линиях образ и обведите его контрастным цветом.

А сейчас мы с вами научимся выбрасывать свои эмоции в мусор. Раздаю газеты, комкаем, выбрасываем в нарядную урну.
8. «Пословицы» - Упражнение, хорошо "снимающее" внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.
Возьмите любую из книг: "Русские пословицы", "Мысли великих людей" или "Афоризмы" (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.
Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
«Молитва и чтение Библии» способствуют снятию напряжения, самоанализу, помогают почувствовать защищённость.
Веры, надежды, любви Вам всем! И, конечно же, побед над эмоциональным напряжением!