Выступление на конференции: РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ


РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Печерская Ю.А., г.Актобе, СОШЛ №20, социальный педагог
В современных школах должность «социальный педагог» была введена совсем недавно, в 2000 году. До недавних пор, мы даже не задумывались о данной профессии, но увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности и числа неблагоприятных семей продиктовала эту необходимость. Социальный педагог – это специалист, который аккуратно корректирует детскую психику, налаживает его отношения со сверстниками, с семьей.
Основные задачи социального педагога:
1. Формирование единой политики образовательного учреждения, направленной на комплексное решение проблем социально-педагогической помощи и социального развития детей на каждом возрастном этапе.
2. Обеспечение социально- педагогического сопровождения и помощи ребёнку в процессе получения образования.
3. Социально-педагогическая помощь и профилактика опасных зависимостей личности.
4. Просветительская работа, направленная на повышение уровня информированности о возможностях деятельности социального педагога.
Задачи работы с родителями: оказывать содействие родителям учащихся по вопросам социально-педагогического сопровождения их детей в процессе школьного обучения
Задачи работы с учащимися:
социально-педагогическое сопровождение учащихся посредством: изучения физических и психических особенностей школьников, особенностей личности и коллектива учащихся, условий их развития;
помощи школьнику в укреплении физического и психического здоровья;
создания гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников;
помощи в личностном развитии школьников, развитие способности быть личностью (стремление к самосознанию, умение делать разумные жизненные выборы, умение реализовывать свои позитивные качества);
помощи в интеллектуальном развитии (развитие познавательных интересов и заинтересованности в учении, помощь в самоопределении, профориентации и развитии индивидуальности).
Для достижения поставленных задач, социальному педагогу необходимо взаимодействовать с психологами, а особенно с классными руководителями.
Безусловно, классный руководитель ближе всех из должностных лиц стоит к ученику, поэтому и является средоточием всех социальных воздействий на воспитанника: от наблюдения до слова и дела. Но «один в поле не воин», - приходит на ум пословица. И здесь очень своевременна помощь социально-психологической службы. Поэтому естественно и логично мы говорим сегодня о более тесном взаимодействии классного руководителя и социального педагога.
Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога является создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно-активной и социально полноценной личности. Можно выделить три наиболее значимых составляющих: диагностику, коррекционную и профилактическую работу, которую осуществляется по самым разным направлениям:
- изучение развития классного коллектива и личности обучающихся;
- наблюдение взаимоотношений детей и их родителей;
- организация занятости школьников во внеучебное время;
- работа с трудными подростками;
- организация самоуправления в классе и школе;
- профориентационная работа.
Обычно социальный педагог ведет индивидуальную работу с обучающимися, но тандем с классным руководителем более эффективен, так как воздействие на ребенка и его семью оказывается с разных сторон. Вопросы совместной деятельности классного руководителя и социального педагога в школе обсуждаются на заседаниях классных руководителей , социального педагога и педагога-психолога. На заседаниях заслушивается опыт работы классных руководителей, обсуждаются актуальные вопросы воспитательной работы, вырабатываются памятки, помогающие строить работу с детьми.
Совместная работа классного руководителя и социального педагога ведется не только с учениками дивиантного поведения. Граница между группой риска и благополучными очень зыбкая. Учащиеся находятся в одном социуме, практически все проживают на одном микроучастке, учатся в одном классе, в их семьях могут произойти перемены (изменится состав семьи, материальное положение, жилищные условия и т.д.), и в любой момент ребенок из благополучных перейдет в группу риска. И поэтому, профилактическое направление работы самое важное. Под профилактикой мы понимаем мероприятия, направленные на приобретение социального опыта.
Совместная деятельность социального педагога и классного руководителя построены таким образом, что все учащиеся класса должны быть задействованы в классных и школьных мероприятиях.
Взаимодействие классного руководителя и социального педагога приносит положительные результаты, которые позволяют сохранить ребенка в статусе «благополучного» и таким образом сократить риск попадания его в положение социально-запущенного.